Книга
Трансформация общего образования: персонифицированное обучение
- 1. Введение
- 2. 1.1. Анализ ценностно-смысловой основы трансформации современного образовательного процесса
- 3. 1.2. Основные характеристики трансформации образовательного процесса в контексте персонификации
- 4. Выводы по разделу
- 5. 2.1. Особенности исследования персонификации образовательного процесса на современном этапе развития педагогики
- 6. 2.2. Эмпирические методы исследования персонифицированного обучения
- 7. Выводы по разделу
- 8. 3.1. Совершенствование содержания педагогической подготовки студентов
- 9. 3.2. Особенности конструирования учебно-профессиональных задач будущего педагога в контексте персонифицированного обучения
- 10. 3.3. Неформальные способы повышения квалификации учителей
- 11. 3.4. Организация коллективного исследования школ-лабораторий
- 12. Выводы по разделу
- 13. Приложение 1. Профайл школьной неуспешности
- 14. Приложение 2. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Персонификация образовательного процесса в современной школе»
- 15. Приложение 3. Пример педагогического рефлексивного практикума для обучения педагогов
В монографии представлены некоторые результаты исследования проблемы персонификации обучения как одной из современных тенденций трансформации образования. Рассмотрены дидактические основы персонификации обучения, диагностические методики изучения персонификации в реальной практике, трасформация содержания педагогической подготовки студентов и повышения квалификации учителей. Монография адресована педагогам школ, студентам педагогических вузов, исследователям проблем отечественного школьного образования.
1. Аксенова А. Ю. Сущностные характеристики персонификации обучения: средовый подход / А. Ю. Аксенова, Н. В. Примчук // Человек и образование. 2020. № 4(65). С. 43-49.
2. Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешанное обучение. М., 2016. 286 с.
3. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М.: МГОПИ, Альфа, 1993. С. 13.
4. Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Интеллектуальная литература, 2020.
5. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. С. 98.
6. Баскакова Я. А. Событийность как феномен профессионально-личностного развития студентов педагогических вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2012.
7. Батракова И. С., Тряпицына А. П. Проблемы и перспективы развития магистратуры в современном педагогическом вузе // Педагогическая наука в контексте меняющейся образовательной ситуации: коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. С. 267-283.
8. Бахтин М. М. Собрание сочинений. Т. 2: Проблемы творчества Достоевского, 1929. Статьи о Л. Толстом, 1929. Записи курса лекций по истории русской литературы, 1922-1927. М.: Русские словари, 2000.
9. Безгодова С. А. Современные подходы к обучению школьников навыкам эффективного онлайн-поиска учебной информации / С. А. Без-годова, А. В. Микляева // Педагогическая наука в контексте меняющейся образовательной ситуации / Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Институт педагогики. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. С. 141-157. EDN NUSQOJ.
10. Безрукова О. В. Метод “action research” («исследование действием») в социологических исследованиях: основные идеи // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 5 (116). С. 25-29.
11. Беленко Т. В., Исаев И. Ф. Технологическая готовность будущего учителя к индивидуализации обучения школьников средствами педагогического дизайна / Т. В. Беленко, И. Ф. Исаев // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. № 39 (2). С. 178-187.
12. Бенедиктов И. И. Происхождение диагностических ошибок. Свердловск, 1977. С. 19.
13. Бенин В. Л. Педагогика эпохи постнеклассической науки // Образование и наука. 2012. № 6 (95). С. 122-135.
14. Берестовицкая С. Э. Содействие школы мировоззренческому самоопределению старшеклассников: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2018.
15. Бессонова Е. А. Персонификация образования как тенденция трансформации современного образования / Е. А. Бессонова, С. В. Ривкина // Человек и образование. 2021. № 1(66). С. 4-10.
16. Билибин А. Ф., Царегородцев Г. И. О клиническом мышлении. М., 1978. С. 37.
17. Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо, 2019.
18. Блинов В. И. Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука? // Профессиональное образование. Столица. 2019. № 3. С. 27-32.
19. Большие идеи для содержания образования / М. В. Гасинец, Н. А. Ав-деенко, А. М. Михайлова, О. Д. Федоров, Т. В. Пащенко. М.: НИУ ВШЭ, 2020. (Современная аналитика образования. № 17(47)).
20. Бочарова Ю. Ю. Прецеденты и практики открытого педагогического образования в регионе / Ю. Ю. Бочарова // Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: пространство самореализации личности: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Минск, 11 ноября 2020 года. Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2020. С. 137-142.
21. Бредихин К. Н. Методы поиска решения на основе прецедентов в распределенных системах поддержки принятия решений / К. Н. Бредихин, П. Р. Варшавский, А. П. Еремеев // Вестник Московского энергетического института. Вестник МЭИ. 2011. № 2. С. 87-94.
22. Варганова Г. В. Кейс-стадис как метод научного исследования // Би-блиосфера. 2006. № 2. С. 36-42.
23. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Цифровая дидактика: особенности организации обучения в образовательной организации // Человеческий капитал. 2021. № 12 (156). Т. 2. С. 15-21.
24. Вербицкий А. А., Калашников В. Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. М.: Логос, 2010. 298 с.
25. Верещагина Н. О., Гладкая И. В., Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Соломин В. П., Тряпицына А. П. Развитие компетентности будущего педагога в образовательном процессе современного вуза: практико-ориен-тированная монография / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб., 2016.
26. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Изменения в социально-педагогическом портрете выпускника петербургской школы // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2011. № 1. С. 99-113.
27. Вершловский С. Г. На пороге зрелости: социальный портрет выпускника санкт-петербургской школы: учебно-методическое пособие. СПб.: СПб АППО, 2010.
28. Виноградова О. С. Целесообразность использования проблемных методов в обучении иностранному языку на продвинутом этапе в специализированном вузе // Актуальные вопросы практики преподавания иностранных языков: сб. материалов науч.-практ. конф. вузов Москвы. М., 2002. С. 87.
29. Воробьева О. В. О событии и событийности в историческом познании // Диалог со временем. 2014. Вып. 48. С. 31-44.
30. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999.
31. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
32. Гаврилина Е. А. Эксперимент в социально-гуманитарном познании: становление и трансформация // Философия науки и техники. 2017. Т. 22. № 1. С. 30-45.
33. Генисаретский О. И. Проект и прототип: повторение пройденного после 1975 года. [Электронный ресурс]. URL: http://prometa.ru/olegen/ publications/copy_of_45/print.
34. Гердо Н. В. История и тенденции развития идей дифференциации и индивидуализации обучения / Н. В. Гердо // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2012. № 1-1(73). С. 30-33.
35. Голубева Н. А. Прецедент и прецедентность в лингвистике / Н. А. Го-лубева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. № 3-2. С. 56-61.
36. Гордиенко О. В., Соколова А. А., Симонова А. А. Аксиологические характеристики цифровой трансформации образования // Педагогика и психология образования. 2019. № 3. С. 21.
37. Громыко Ю. В. Персонализация в образовании: инициирующее образование, подъем сознания и личностный рост // Антропологические матрицы ХХ века. Л. С. Выготский - П. А. Флоренский: несостоявшийся диалог - приглашение к диалогу / под общ. ред. А. И. Олексен-ко. М.: Прогресс-Традиция, 2007. 666 с.
38. Гудкова А. А., Романова В. А. Образ значимого взрослого в представлениях современных подростков // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2020. № 38-2. С. 64-66.
39. Гусинский Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М., 1994.
40. Гутник И. Ю. Естественнонаучный, гуманитарный и бипарадигмальный подходы к педагогической диагностике // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 11. С. 130-139.
41. Гутник И. Ю. Профессиональная педагогическая задача «Видеть ученика» как ценность современной педагогической деятельности // Диалог учительских поколений: точки роста: сборник статей межрегиональной научно-практической конференции / под общ. ред. Н. А. Вершининой, О. Б. Даутовой, В. Ю. Смольникова. СПб.: АППО, 2020. 294 с.
42. Гутник И. Ю. Электронный образовательный ресурс «Педагогические рефлексивные практикумы «Азбука воспитания» №2016617225 / Гут-ник И. Ю., Матвеева Т. В., Лунякова М. В., Тарасова Т. В., Губарь Н. А.
43. Елизарова Е. Н., Козлова А. Г., Кондракова И. Э., Менг Т. В., Писарева С. А., Подходова Н. С., Примчук Н. В., Седова Н. В., Тряпицына А. П. Содействие самоопределению личности средствами школьного образования в быстро меняющемся мире. Коллективная монография школ - педагогических лабораторий Герценовского университета / под ред. С. А. Писаревой, А. П. Тряпицыной. СПб.: Астерион, 2019.
44. Ельцов А. В., Ельцова Л. Ф. О реализации некоторых дидактических принципов обучения в электронной информационно-образовательной среде вуза // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9. № 3 (34). С. 249-257.
45. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000.
46. Загвязинский В. И. Внутрипредметная интеграция педагогического знания // Советская педагогика. 1984. № 12. С. 45-50.
47. Закирова А. Ф. Входя в герменевтический круг. М., 2011. С. 129-172.
48. Закирова А. Ф. Герменевтика педагогического текста: теория и практика: монография. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2008. 243 с.
49. Захарченко М. В. Культура и образование в перспективе традиции. Традиция как предмет теоретического осмысления. СПб.: СПбАППО, 2007. С. 56.
50. Зверев С. М. Анализ понятия «прототип» - условие оценки и разработки содержания образования / С. М. Зверев, В. И. Слободчиков // Наука и школа. 2015. № 4. С. 44-49.
51. Зверев С. М. Категориальный анализ понятия «прототип» - условие разработки содержания образования / С. М. Зверев, В. И. Слободчи-ков // Психология обучения. 2015. № 10. С. 4-21.
52. Зверев С. М. Проектирование инновационного образования: от прототипа к прецеденту / С. М. Зверев, В. И. Слободчиков // Педагогика. 2018. № 4. С. 3-10.
53. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2014. С. 61.
54. Зинченко В. П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Ч. I. Живое Знание. Самара: Изд-во Самарского гос. педагогического ун-та, 1998. 216 с.
55. Ибрагимова И. Ю. Формирование педагогического мировоззрения будущего учителя в вузе: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2002. 163 с.
56. Иванова М. Е. «Событие»: от обыденного понятия до научной категории // Манускрипт. 2020. Т. 13. № 8. С. 111-119.
57. Игнатова Н. Ю. Образование в цифровую эпоху: монография / Н. Ю. Игнатова. Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017.
58. Ильина С. П. Развитие идеи индивидуализации образования как историческая предпосылка персонифицированного обучения / С. П. Ильина, Н. В. Циммерман // Человек и образование. 2020. № 4(65). С. 57-63.
59. Иойлева Г. В. Специфика моделирования и мысленный эксперимент в научном познании // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. Вып. 1. С. 57-66.
60. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.
61. История современной России: Цифровая инфраструктура междисциплинарных исследований / общ. ред.: А. А. Яник, С. М. Попова. М.: Изд-во Московского ун-та, 2014. С. 7, 10.
62. Ищенко Н. С. Проблема становления социального конструктивизма // Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2010. № 8-1.
63. Каланчина И. Н. Социально-философский анализ роли личности учителя в современном образовании: автореф. дис. … канд. филос. наук. Барнаул, 2004.
64. Карабанова О. А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: дис. … д-ра психол. наук. М.: Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2002. 379 с.
65. Клингберг Л. Проблемы теории обучения. М.: Педагогика, 1984.
66. Ковалев М. В. Метод «прототип - прецедент» в исследовании новых форм организации школьного образования / М. В. Ковалев // Методы педагогических исследований на постнеклассическом этапе развития науки: сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая наука и современное образование», посвященной Дню российской науки, Санкт-Петербург, 13 февраля 2020 года. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. С. 109-112.
67. Ковалева Е. А., Павлова Т. Б. Анализ образовательных данных электронного учебного курса с помощью средств и методов учебной аналитики // Региональная информатика (РИ-2020). XVII Санкт-Петербургская международная конференция. Материалы конференции. СПб., 2020. С. 62-63.
68. Кожевникова М. Н. Язык педагогики // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 283-300.
69. Кожевникова М. Н. Творческий автономный рефлексивный учитель: образование учителя для современного мира: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 296 с.
70. Колокольникова З. У., Лукина А. К. Событийная организация образовательного процесса при подготовке педагогов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 18.
71. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании / пер. с польского. М.: Политиздат, 1990. С. 267.
72. Краевский В. В. Актуальные проблемы методологии педагогического исследования в постнеклассический период развития науки // Актуальные проблемы методологии педагогического исследования в пост-неклассический период развития науки: материалы Всерос. методолог. конф.-семинара / науч. ред. В. В. Краевский. Краснодар; М., 2008. С. 21.
73. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994.
74. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап. М., 2006. С. 72.
75. Крылова О. Н. Развитие знаниевой традиции в современном содержании отечественного школьного образования: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2010.
76. Кульневич С. В. Педагогика личности: от концепций до технологий. М.; Ростов н/Д, 2000. С. 120-127.
77. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мышление учителя. М.: Педагогика, 1990. 104 с.
78. Лазар М. Г. Коммуникация в современной науке: социологические и этические аспекты // Ученые записки Российского гос. гидрометеорол. ун-та. 2011. № 18. С. 237.
79. Лаптев В. В., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Особенности модернизации системы и содержания педагогического образования на рубеже ХХ-XXI веков // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2020. С. 172-191.
80. Лебедев О. Е. Конец системы обязательного образования? // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 230-259.
81. Лебедев О. Е. Размышления о целях и результатах // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 7-24.
82. Лебедев О. Е. Ценность школьного образования: значимость и цена // Тенденции развития образования: как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы. Материалы XVII ежегодной Международной научно-практической конференции. М., 2020. С. 51-60.
83. Лебедев С. А. Три эпистемологические парадигмы: классическая, неклассическая и постнеклассическая // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. 2019. № 2. С. 18-19.
84. Лопанова Е. В. Соотношение понятий персонализация, персонификация и кастомизация образования / Е. В. Лопанова, Н. В. Савина // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С. 181-184.
85. Л у р и я А. Р. Методология и методика диагноза // В помощь медицинским работникам эвакогоспиталей. Тбилиси, 1942. № 2-3. С. 3-8.
86. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. Коми: Книжное изд-во «Сыктывкар», 1977. 640 с.
87. Макаренко А. С. Сочинения. Т. 7. М., 1958. С. 402.
88. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1: Педагогическая логика. М.: Педагогика, 1977. С. 9-16.
89. Матросова Ю. С. Произведения художественной литературы о детстве как средство развития профессиональной компетентности студентов педагогического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2008.
90. Матросова Ю. С., Суворова С. А., Тряпицын А. В. Метод мысленного эксперимента в исследовании педагогических явлений // Методы педагогических исследований на постнеклассическом этапе развития науки. Сборник статей VII Всероссийской научнопрактической конференции «Педагогическая наука и современное образование», посвященной Дню российской науки. СПб., 2020. С. 127-132.
91. Матросова Ю. С., Тряпицын А. В. Особенности педагогической поддержки ученика в цифровой образовательной среде // Педагогическая наука в контексте меняющейся образовательной ситуации: коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. С. 120-128.
92. Медведева С. М. От научного творчества к популяризации науки: теоретическая модель научной коммуникации // Вестник МГИМО - Университета: журнал. М., 2014. № 4(37). С. 238.
93. Микляева А. В. Онлайн-поиск дополнительной информации как элемент образовательной активности современных школьников: как сделать его эффективнее? // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. В. В. Рубцова, М. Г. Сороковой, Н. П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. С. 609-620.
94. Мирский Э. М. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Степина. М.: Мысль, 2001.
95. Мядель А. П. Становление гуманистической парадигмы в европейской философии и социальной практике / А. П. Мядель // Гуманитарная составляющая высшего образования как фактор модернизации современного общества: научные труды круглого стола, Витебск, 16 мая 2019 года. Витебск: Витебский государственный технологический университет, 2019. С. 61-66.
96. Научные коммуникации: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Э. Г. Скибицкий, Е. Т. Китова. 2-е изд. М.: Юрайт, 2018. 204 с. (Серия: Университеты России).
97. Невская С. В. В творческой лаборатории Макаренко-психолога (по архивным материалам наследия педагога) // Народное образование. 1995. № 3. С. 112-118.
98. Носкова Т. Н. Дидактика цифровой среды. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020.
99. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б. Проблема педагогического целеполагания в цифровой образовательной среде // Педагогическое образование: новые вызовы и цели. VII Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Ч. V. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2021. С. 44-52.
100. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б. Учебная задача в цифровой среде лич-ностно-ориентированного обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (207). С. 94-103.
101. Образование за пределами обыденного: событие действия, событие учения - событие себя / коллектив авторов. 2-е изд. М., 2017. С. 13.
102. Обучение в цифровую эпоху: Новые подходы, инструменты и технологии // Аналитический отчет АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка» [электронный ресурс]. URL: https://obzory.hr-media. ru/obuchenie_v_cifrovuyu_epohu_instrumenty_i_ tehnologii
103. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. С. 74.
104. Осмоловская И. М., Краснова Л. А. Проблема междисциплинарности в исследованиях процесса обучения // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 7. С. 9-24.
105. Остапенко А. А. Настоящесть событий и «понарошечность» мероприятий в воспитании // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Новые ценности образования. 2010. Т. 43. № 1. С. 13-21.
106. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / под науч. ред. В. И. Блинова. М., 2020.
107. Перевозчикова Л. С. Гуманистическая образовательная парадигма как аксиологическое основание современного высшего образования / Л. С. Перевозчикова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. № 14(54). С. 36-44.
108. Писарева С. А. Особенности опытно-экспериментальной работы в исследованиях ленинградской-петербургской научной школы // Человек и образование. 2018. № 4 (57). С. 5-14.
109. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Интерпретация результатов педагогического эксперимента // Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая наука и современное образование». Ч. 1. Современные ориентиры выбора методов исследования / под ред. И. С. Батраковой, И. В. Гладкой, С. А. Писаревой, А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. C. 14-21.
110. Пискунова Е. В. Социальный конструктивизм и современный процесс обучения / Е. В. Пискунова // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2018. № 2. С. 2592.
111. Политов А. В. Онтологический смысл понятия хронотопа в философских идеях А. Ухтомского и М. Бахтина // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. 2014. Т. 14. № 4. С. 50-62.
112. Полонников А. А., Прозументова Г. Н. Case study как метод порождения инновационных изменений в образовании // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 47-57.
113. Практический интеллект / под общ. ред. Роберта Стернберга. СПб.: Питер, 2002. 265 с.
114. Примчук Н. В. Особенности коммуникации в профессиональной подготовке будущих педагогов // Письма в Эмиссия. Оффлайн (T e Emissia. Offl ine Letters): электронный научный журнал. 2022. № 11 (ноябрь). ART 3165. URL: http://emissia.org/offl ine/2022/3165.htm
115. Расчетина С. А., Абашина А. Д. Методология и методы исследования процессов стихийной социализации ребенка: учебно-методическое пособие / С. А. Расчетина, А. Д. Абашина; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; под науч. ред. С. А. Расчетиной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 76 с.
116. Расчетина С. А. Методы исследования процессов стихийной социализации, основанные на постнеклассическом подходе // Образовательный вестник «Сознание». 2020. № 10.
117. Решение педагогических задач: учебное пособие для студентов бакалавриата / И. Ю. Гутник, Ю. С. Матросова, Т. В. Менг, С. А. Писарева, Н. В. Примчук, Н. Ф. Радионова, С. В. Ривкина, С. А. Суворова, А. П. Тряпицына. СПб.: Астерион, 2019.
118. Роботова А. С. Художественно-образное познание педагогической действительности средствами литературы: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 1996.
119. Савинова Н. А. Психолого-педагогические основания персонализированного обучения / Н. А. Савинова // Научное мнение. 2015. № 10-2. С. 157-164.
120. Сакутин В. А. Антропологический поворот в науке: скептические заметки // Вестник Морского государственного университета. 2015. № 73. С. 20-36.
121. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999.
122. Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М., 2002. C. 76-84.
123. Слободчиков В. И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Новые ценности образования. 2010. Т. 43. № 1. С. 4-13.
124. Сохор А. М. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. 192 с.
125. Степин В. С. Типы научной рациональности и синергетическая парадигма // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2013. № 4.
126. Тагунова И. А. Мировые тенденции развития школьного образования // Педагогика. 2019. №6. С. 106-113.
127. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.
128. Титова Е. В. Терминологический анализ как метод и задача исследования // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2010. № 6. С. 14.
129. Тряпицына А. П. Актуализация психолого-педагогического потенциала методик обучения // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2022. № 5. С. 2072.
130. Тряпицына А. П. Проектирование процесса изучения дисциплины «Педагогика» в контексте развития профессиональной компетентности студентов // Известия Российской академии образования. 2014. № 4 (32). С. 17-27.
131. Усольцев А. П. Идеальный урок: учебное пособие / А. П. Усольцев. 3-е изд., стер. М.: Флинта, 2019. 291 с.
132. Ухтомский А. А. Заслуженный собеседник: Письма к Е. И. Бронштейн-Шур // А. Ухтомский. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб., 1996. С. 267.
133. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1988.
134. Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. № 2.
135. Фролова С. В., Илалтдинова Е. Ю. Концепция образовательного события в ориентированной парадигме высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 2.
136. Хетти Дж. Видимое обучение. Синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 80 миллионов школьников. М., 2017.
137. Чармаз К., Торнберг Р. Стремление к качеству в обоснованной теории. Качественные исследования в области психологии. URL: https:// studme.org/222780/psihologiya/varianty_kodirovaniya_metode_obos-novannoy_teorii
138. Черникова И. В. Типология науки в контексте современной философии науки / И. В. Черникова // Вопросы философии. 2011. № 11. С. 71-78.
139. Чернякова И. Л. Индивидуализация обучения как инновационная идея современной педагогики: историко-культурный контекст / И. Л. Чернякова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2009. № 4. С. 18-23.
140. Шавринова Е. Н. Становление системы педагогической поддержки ребенка в образовательном учреждении: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2008.
141. Шаев Ю. М. Семиотическая избыточность и виртуальная экология // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1774.
142. Швырев В. С. О соотношении познавательной и проективно-конструк-тивной функций в классической и современной науке // Познание, понимание, конструирование. М., 2008. С. 30-48.
143. Швырев В. С. Современное знание и проектно-конструктивное сознание // Epistemology & Philosophy of Science. 2006. № 3.
144. Шоглева Е. В. Формирование умений творческой интерпретации этнопедагогической информации у студентов педвуза: дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 2013.
145. Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования. М.: Алетейя, 2009.
146. Щербаков В. П. Сартр и Хайдеггер о человеческом существовании: заброшенность и свобода // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2018. № 3-1. С. 15-26.
147. Щербинина Ю. В. Введение в педагогический дискурс: учебник: для осуществления образовательной деятельности по направлению 44.03.01 (44.03.05) Педагогическое образование / Ю. В. Щербинина. Москва: Форум ИНФРА-М, 2015. 431 с.
148. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. C. 174.
149. Ястребов Г. А., Пинская М. А., Косарецкий С. Г. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования: опыт разработки и апробация инструментария // Вопросы образования. 2014. № 4. C. 58-95.
150. Яшина М. Г. Культурно-маркированная лексика с позиций теории прототипов и теории прецедентных феноменов (на материале итальянского языка) / М. Г. Яшина // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 5. С. 172-174.
151. Aelterman N., Vansteenkiste M., Haerens L., Soenens B., Fontaine J. R., Reeve J. Toward an integrative and fi ne-grained insight in motivating and demotiva ting teaching styles: T e merits of a circumplex approach // Journal of Educational Psychology. 2019. Vol. 111. No. 3. P. 497-521. DOI:10.1037/edu0000293
152. Bromley D. B. Academic contributions to psychological counselling: I. A philosophy of science for the study of individual cases // Counselling Psychology Quarterly. 1990. No. 3(3). Р. 299-307.
153. Bronfenbrenner U. T e ecology of human development. Cambridge, MA, 1979; Bronfenbrenner U. Ecological systems theory // Ann. of Child Develop. 1989. Vol. 6. P. 187-249.
154. Jumaat N. F., Tasir Z. Instructional Scaff olding in Online Learning Environment: A Meta-Analysis // International Conference on Teaching and Learning in Computing and Engineering. 2014. P. 74-77. DOI: 10.1109/ LaTiCE.2014.22
155. Miklyaeva A. V., Bezgodova S. A. Educational Online Activity in Adolescents with Various Academic Achievements // ARPHA Proceedings. 2020. Vol. 3. P. 1629-1638. DOI: 10.3897/ap.2.e1629
156. Noskova T., Pavlova T., Yakovleva O. A study of students’ preferences in the information resources of the digital learning environment // Journal on Effi ciency and Responsibility in Education and Science. 2021. No. 14(1). Р. 53-65. DOI: 10.7160/ERIESJ.2021.140105
157. Quintana C., Zhang M., Krajcik J. A framework for supporting metacogni-tive aspects of online inquiry through software-based scaff olding // Educational Psychologist. 2005. Vol. 40. P. 235-244.
158. van De Pol J., Volman M., Beishuizen J. Scaff olding in teacher-student interaction: A decade of research // Educational Psychology Review. 2010. Vol. 22. No. 3. P. 271-296.
159. Ward A. F., Duke K., Gneezy A., Bos M. Brain drain: the mere presence of one’s own smartphone reduces available cognitive capacity // Journal of the Association for Consumer Research. 2017. Vol. 2 (2). P. 140-154.
160. Yin R. K. Case Study Research. Design and Methods. Second edition. T ousand Oaks: Sage, 1994.