Книга

Взаимодействие общего и дополнительного образования в реализации проектной деятельности подростков
В монографии представлены результаты исследования проблемы взаимодействия общего и дополнительного образования как важного фактора содействия самоопределению школьника в проектной деятельности, рассмотрена проектная деятельность в современном образовании, проведена диагностика индивидуального прогресса ученика в образовании, раскрыты особенности подготовки студентов педагогических вузов к организации проектной деятельности подростков во взаимодействии общего и дополнительного образования. Монография адресована педагогам школ и учреждений дополнительного образования, студентам педагогических вузов, исследователям проблем отечественного образования.
1. Абашеева, Л. Н. Проектная деятельность - одно из средств творческого саморазвития личности учащихся // Вестник Якутского государственного университета. - 2009. - Т. 6, № 4. - С. 119-121.
2. Академия Минпросвещения России. - Новости. - Цифровая образовательная среда. - URL: https://apkpro.ru/novosti/tsifrovayaobrazovatelnaya-sreda/ (дата обращения: 08.10.2024).
3. Аранова, С. В., Ильина, С. П. Вариативные модели взаимодействия общего и дополнительного образования // Письма в Эмиссия. Оффлайн. - 2023. - № 10. - С. 3303.
4. Аранова, С. В. Событийность образовательного процесса школы. Представление образовательных результатов // Письма в Эмиссия. Оффлайн. - 2024. - № 1. - С. 3337.
5. Артемьева, Г. Н. Педагогические возможности портфолио как технологии оценивания учебных достижений студентов вуза // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. - 2010. - № 1. - С. 71-74.
6. Афанасьев, В. В., Воровщиков, С. Г., Резаков, Р. Г. Практика позитивной социализации детей, подростков и юношества: формат интеграции ресурсов общего и дополнительного образования столичного мегаполиса // Искусство и образование. - 2020. - № 4 (126). - С. 160-167.
7. Бахмутский, А. Е., Писарева, С. А. Проектирование системы оценки достижений образовательных результатов школьников: учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2014. - 85 с.
8. Боровик, В. Г. Как взаимодействуют образовательные учреждения общего и дополнительного образования // Народное образование. - 2012. - № 5 (1418). - С. 90-93.
9. Вараксина, Е. И. Дидактические ресурсы для организации проектной деятельности учащихся 7 класса // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2017. - № 4 (48). - С. 169-174.
10. Василенко, Т. К. Интеграция в проектной деятельности учащихся // Школьная педагогика. - 2019. - № 3 (16). - С. 4-6.
11. Взаимосвязь общего и дополнительного образования в современных социокультурных условиях / С. В. Аранова, С. П. Ильина, А. А. Кочетова [и др.]. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2024. - 156 с.
12. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - Москва: Инноватор, 1995. - Вып. 3. - С. 58-63.
13. Голованов, В. П. Современный ребенок в сфере дополнительного образования детей // Научная школа Т. И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем: сборник статей X Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Москва, 25 января 2018 года / отв. ред. С. Г. Воровщиков, О. А. Шклярова. Ч. 1. - Москва: Моск. пед. гос. ун-т, 2018. - С. 56-61.
14. Горбушина, Н. А. Проектная деятельность как средство интеграции основного и дополнительного образования (обобщение опыта работы Центра дополнительного образования Академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга) // Экстернат.РФ. - 2020. - № 10. - С. 6-15.
15. Гутник, И. Ю. Естественнонаучный, гуманитарный и бипарадигмальный подходы к педагогической диагностике // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 11. - С. 130-139.
16. Гутник, И. Ю. Использование возможностей педагогических рефлексивных практикумов для сопровождения самоопределения обучающихся // Научное мнение. - 2015. - № 9-2. - С. 36-40.
17. Гутник, И. Ю. Педагогические рефлексивные практикумы. Опыт проектирования и внедрения // Science Time. - 2015. - № 12 (24). - С. 184-191.
18. Гутник, И. Ю. Подготовка будущих учителей к применению рефлексивной педагогической диагностики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2019. - № 193. - С. 145-153.
19. Гутник, И. Ю. Согласование взаимодействия педагогов при организации проектной деятельности учащихся на основе педагогической диагностики // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 6 (109). - С. 67-70.
20. Деникаева, О. В. Противоречия формирования социального партнерства в современном образовании: региональный аспект: дис. … канд. соц. наук. - Екатеринбург, 2005. - 161 с.
21. Добрякова, М. С., Юрченко, О. В., Новикова, Е. Г. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей // Современная аналитика образования. - 2018. - № 4 (21). - С. 1-66.
22. Еремеева, Е. Ю. Педагогические возможности проектной деятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2009. - 23 с.
23. Жумашева, С. С. Проблемы коллаборативного обучения будущих учителей // Colloquium-Journal. - 2019. - № 13-5 (37). - С. 28-31.
24. Закрой учебник, открой город / Е. А. Асонова, Л. Ф. Борусяк, М. В. Буланов [и др.]. - Москва: Некоммерческое партнерство содействия научной и творческой интеллигенции в интеграции мировой культуры «Авторский Клуб», 2021. - 112 с. - (Новая педагогическая грамотность).
25. Зеер, Э. Ф., Сыманюк, Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. - 2017. - Т. 19, № 8. - С. 9-28. - DOI: 10.17853/1994-5639-2017-8-9-28
26. Иванова, И. В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании: методика взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации // Социально-педагогическая и психолого-педагогическая деятельность: актуальные проблемы, достижения, инновации: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Кострома, 05-06 сентября 2022 года / Костромской государственный университет. - Кострома: Костромской государственный университет, 2022. - С. 19-26.
27. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика: [пер. с нем.]. - Москва: Педагогика, 1991. - 238 с. - (Зарубежная школа и педагогика).
28. Использование студенческих выступлений на TED для демонстрации обучения. [Электронный ресурс]. - URL: https://tiie.w3. uvm.edu/blog/using-student-ted-talks/#.Y_ 05uuzMI 6A (дата обращения: 08.10.2024).
29. Капнист, Н. Н. Структура проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования // Научные дискуссии. - 2015. - Т. 2. - С. 30-34.
30. Каюмова, Е. А. Профориентация и профессиональное самоопределение как вектор социального партнерства в системе «вуз - учреждение дополнительного образования детей» // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2018. - № 2 (19). - С. 116-120.
31. Конасова, Н. Ю., Канатов, А. И. Взаимодействие школы с социокультурными институтами как фактор достижения образовательных результатов // Человек и образование. - 2014. - № 1 (38). - С. 51-55.
32. Куркина, Н. Р., Стародубцева, Л. В., Сульдина, О. В. Роль исследовательской деятельности в изучении школьного курса экономики в процессе интеграции общего и дополнительного образования // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 1. - С. 8. - DOI: 10.17513/spno.29477
33. Лазарев, В. С. Проектная деятельность в школе: учеб. Пособие для учащихся 7-11 кл. - Сургут: РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.
34. Лебедев, О. Е. Как оценивать образовательные достижения учащихся // Школьные технологии. - 2013. - № 1. - С. 31-39.
35. Лим, Л. А., Хребтов, А. А., Еремеева, А. А. Проблемы выполнения индивидуальных проектных работ школьников в области естественных и технических наук // Молодой ученый. - 2020. - № 26 (316). - С. 98-300. - URL: https://moluch.ru/archive/ 316/72111/ (дата обращения: 08.10.2024).
36. Логинова, Л. Г. Оценивание качества в дополнительном образовании детей: практико-ориентированная монография. - Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2019. - 432 с. - DOI: 10.31483/a-55.
37. Матросова, Ю. С., Тряпицын, А. В. Особенности педагогической поддержки ученика в цифровой образовательной среде // Педагогическая наука в контексте меняющейся образовательной ситуации / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, институт педагогики. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. - С. 121-129.
38. Матросова, Ю. С., Суворова, С. А., Тряпицын, А. В. Цифровые инструменты педагогической поддержки подростков в решении проблем коммуникации и поведения // Научное мнение. - 2023. - № 11. - С. 74-81. - DOI: 10.25807/22224378_2023_11_74
39. Мерзлякова, Д. Р., Мирошниченко, А. А. Факторы риска личностного и профессионального самоопределения обучающихся в условиях цифровой трансформации общества // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2023. - Т. 33, № 4. - С. 398-406. - DOI: 10.35634/2412-9550-2023-33-4-398-406
40. Мосиенко, Л. В. Реализация концепции ценностного самоопределения студентов в пространстве молодежной субкультуры: монография. - Оренбург: Оренбург. гос. ун-т; ЭБС АСВ, 2015. - 228 с.
41. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику: учебное пособие для студентов. - Москва: Институт практической психологии и психоанализа, 1997. - 365 с.
42. Нацпроект «Образование». - Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». - URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 08.10.2024).
43. Неформальное образовательное пространство Квазар. Официальный сайт. - URL: https://kvazar.life/ (дата обращения: 08.10.2024).
44. Новикова, А. В., Липчинский, А. А., Земцова, А. В. Интеграция общего и дополнительного образования как основа непрерывного естественно-научного образования // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. - 2023. - № 1 (59). - С. 57-60.
45. Орлова, Т. Н. Практика организации деятельности в образовательной организации в условиях интеграции общего и дополнительного образования // Современная школа России. Вопросы модернизации. - 2022. - № 2-1 (39). - С. 96-98.
46. Орчакова, Л. Г., Козловская, Г. Е. Интеграция основного и дополнительного образования: ресурс организации проектной и исследовательской деятельности школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2020. - № 3 (72). - С. 61-68.
47. Особенности образа будущего современных подростков / А. К. Лукина, М. А. Волкова, С. Л. Богомаз, В. А. Каратерзи // Право. Экономика. Психология. - 2023. - № 1 (29). - С. 77-82.
48. Персонификация образовательного процесса в открытой образовательной среде современного образования: сборник докладов XII научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 07 июня 2022 года. - Санкт-Петербург: Астерион, 2022. - 142 с.
49. Персонификация обучения в современной школе: педагогический анализ: коллективная монография / А. Ю. Аксенова, Е. А. Бессонова, Е. В. Безбородова [и др.]; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, институт педагогики, Научно-исследовательский институт педагогических проблем образования. - Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2021. - 112 с.
50. Писарева, С. А., Радионова, Н. Ф., Тряпицына, А. П. Взаимосвязь основного и дополнительного образования: анализ мнений педагогов системы дополнительного образования // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 1 (104). - С. 178-182. - DOI: 10.24412/1991-5497-2024-1104-178-182
51. Подвозных, Г. П., Беднова, В. И., Игошина, О. Ф. О формах сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - № 2. - С. 34-37.
52. Поддержка ученика в образовании : коллективная монография / И. М. Богдановская, И. Ю. Гутник, Н. Н. Королева [и др.]; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Кн. 2. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. - 192 с.
53. Поляков, С. Д., Белозерова, Л. А., Вершинина, В. В. Школьная повседневность старшеклассников в университетском лицее и гимназии: опыт сравнительного исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2023. - Т. 12, № 1 (45). - С. 4-16. - DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-1-4-16
54. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (ред. от 22.01.2024) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101) // СПС «КонсультантПлюс».
55. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 г. № 1/15, ред. от 04.02.2020 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
56. Проектирование инвариантных модулей образовательных программ магистратуры по направлению «Образование и педагогические науки»: учебное пособие для преподавателей вузов / А. А. Ахаян, И. С. Батракова, Л. К. Боровик [и др.]. - Т. 1. - Санкт-Петербург: Астерион, 2022. - 98 с.
57. Пузаткин, О. В. Управление в системе интеграции основного и дополнительного образования в образовательной организации: подходы, проекты, проблемы // Научная школа Т. И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем : сборник статей X Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Москва, 25 января 2018 года / отв. ред. С. Г. Воровщиков, О. А. Шклярова. Ч. 1. - Москва: 5 за знания. Московский педагогический государственный университет, 2018. - С. 84-88.
58. Радионова, Н. Ф., Писарева, С. А., Тряпицына, А. П. Взаимодействие педагогов основного и дополнительного образования в поддержке самоопределения подростков в проектной деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2024. - № 214. - С. 61-73.
59. Радионова, Н. Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе: дис. … д-ра пед. наук. - Ленинград, 1991. - 470 с.
60. Рябцев, В. К., Слободчиков, В. И. Педагогические условия и механизмы формирования ценностно-смысловых ориентаций детей в образовательной организации // Психолого-педагогические исследования. - 2022. - Т. 14, № 3. - С. 113-130. - DOI: 10.17759/psyedu. 2022140307
61. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2016617225 Российская Федерация. Электронный образовательный ресурс «Педагогические рефлексивные практикумы «Азбука воспитания»: № 2016610051: заявл. 11.01.2016: опубл. 29.06.2016 / И. Ю. Гутник, Т. В. Тарасова, Н. К. Губарь [и др.]; заявитель - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».
62. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практ. пособие для работников общеобраз. учреждений. - Москва: Аркти, 2004. - 78 с. - (Методическая библиотека).
63. Содействие самоопределению личности средствами школьного образования в быстро меняющемся мире: коллективная монография / Е. Н. Елизарова, А. Г. Козлова, И. Э. Кондракова [и др.]; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Гер цена, Институт педагогики, Научно-исследовательский институт педагогических проблем образования. - Санкт- Петербург: Астерион, 2019. - 302 с.
64. Создание квазипрофессиональной технологически насыщенной среды на основе ресурсов технопарка в педагогическом вузе / С. В. Аранова, Л. К. Боровик, Е. А. Иглина, Н. В. Примчук // Russian Journal of Education and Psychology. - 2024. - Т. 15, № 5. - С. 129-156. - DOI: 10.12731/2658-4034-2024-15-5SE639
65. Стратегические ориентиры развития педагогического образования в России в контексте вызовов современности XXI века / Ю. А. Комарова, В. В. Лаптев, С. А. Писарева, А. П. Тряпицына // Россия - Китай: Современное образование и общественный прогресс. - Санкт-Петербург: РАО, 2024.
66. Субботина, О. Г. Взаимодействие учреждения дополнительного образования детей и школы в развитии социокультурных компетенций учащихся: дис. … канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2007. - 235 с.
67. Терпугова, С. С. Исследование детей с признаками одаренности средствами проектной деятельности в условиях дополнительного образования // Научный альманах Центрального Черноземья. - 2022. - № 2-4. - С. 355-370.
68. Технологии публичного представления образовательных результатов учащихся в основной школе / Т. В. Рогозина, М. А. Харитонова, Е. В. Беннер, В. А. Завалей // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. - 2018. - № 2 (40). - С. 51-57.
69. Трансформация общего образования: персонифицированное обучение / А. Ю. Аксенова, И. Ю. Гутник, Ю. В. Егорова [и др.]; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. - 176 с.
70. Тринадцать формирующих оценок, вдохновляющих на творчество. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.edutopia.org/article/creative-formative-assessments (дата обращения: 08.10.2024).
71. Тряпицына, А. П. Промежуточные результаты коллективного исследования персонификации образовательного процесса в контексте трансформации современной школы // Персонификация образовательного процесса в открытой образовательной среде современного образования: Сборник докладов XIII научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 6 июня 2023 года. - Санкт-Петербург: Астерион, 2023. - С. 6-11.
72. Тряпицына, А. П. Содействие самоопределению личности средствами образования (материалы выступления) // Письма в Эмиссия.Оффлайн. - 2016. - № S2.- С. 58.
73. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра: Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2018. - 28 с. - (Современная аналитика образования).
74. Хасан, Б. И. Конфликт поколений: вчера, сейчас и всегда! // Практики развития: образовательные парадигмы и практики в ситуации смены технологического уклада: Материалы XXVII научно-практической конференции, Красноярск, 12-14 ноября 2020 года / отв. за выпуск Е. А. Келлер. - Красноярск: Автономная некоммерческая образовательная организация «Институт психологии практик развития», 2021. - С. 5-14.
75. Чуркина, Н. И. Практики детской повседневности в формировании исторического сознания последнего советского поколения // Нижегородское образование. - 2024 . - № 1. - С. 68-74.
76. Шакурова, М. В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников: дис. … д-ра пед. наук. - Москва, 2007. - 361 с.
77. Шевелев, А. Н. Потенциал феноменологического подхода в историко-педагогических исследованиях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2006. - Т. 6, № 14. - С. 151-162.
78. Школа МДЦ «Артек» // Официальный сайт. - URL: https://artek.org/shkool (дата обращения: 08.10.2024).
79. Ясвин, В. А. Актуальное образование: опыт разработки концепций и проектов. - Москва: Традиция, 2021. - 276 с.
80. Дорохина, Л. А. Интеграция основного и дополнительного образования в образовательном учреждении гимназического типа: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Майкоп, 2006. - 22 с.
81. Евладова, Е. Б. Теоретические основы и практика развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях: дис. … д-ра пед. наук. - Москва, 2004. - 383 с.
82. Иванова, И. В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании: дис. … д-ра пед. наук. - Ярославль, 2022. - 580 с.
83. Савиных, В. Л. Теория и практика управленческого содействия профессиональному самоопределению подростков группы риска: дис. … д-ра пед. наук.- Курган, 2000. - 369 с.
84. Боргояков, С. А. Теория и практика формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях развития образования, 1970-99 гг. (на примере Республики Хакасия): дис. … д-ра пед. наук. - Москва, 2001. - 379 с.
85. Андреева, Л. И. Профессиональное самоопределение школьников в условиях инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: дис. … д-ра пед. наук. - Тольятти, 2010. - 462 с.
86. Губанова, М. И. Система формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников: дис. … д-ра пед. наук. - Кемерово, 2004. - 365 с.
87. Сапожникова, Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников: дис. … д-ра пед. наук. - Ярославль, 2010. - 431 с.
88. Берестовицкая, С. Э. Содействие школы мировоззренческому самоопределению старшеклассников: дис. … д-ра пед. наук. - Санкт-Петербург, 2018. - 386 с.
89. Гутник, И. Ю. Педагогическая диагностика самоопределения ученика в профессиональной деятельности педагога основной школы: дис. … д-ра пед. наук. - Санкт-Петербург, 2023. - 356 с.