Книга
Трансформация университетского педагогического образования в современных условиях социокультурных изменений российского общества
В монографии представлены результаты исследования, выполненного коллективом ученых РГПУ им. А. И. Герцена по заказу Министерства просвещения РФ по теме «Трансформация университетской профессиональной подготовки будущих педагогов в современных условиях социокультурных изменений российского общества». Авторы раскрывают методологию проведения междисциплинарного исследования процесса трансформации современного педагогического образования с позиций постнеклассического этапа развития науки. В логике определенной методологии проведены анализ современных вызовов системе высшего образования, являющихся источником его трансформации, анализ современного состояния подготовки педагогов в университетах Российской Федерации; раскрыты методологические основания построения нелинейного образовательного процесса в условиях циф-ровизации научно-образовательной среды педагогического университета; представлены проекты моделей трансформации университетского педагогического образования в современных условиях. Монография адресована специалистам в области высшего педагогического образования, разработчикам программ подготовки педагогов в системе высшего образования России, преподавателям и исследователям, интересующимся перспективами развития высшего педагогического образования.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. С. 275.
2. Акулова О. В. Проблема построения нелинейного процесса обучения в информационной среде // Человек и образование. 2005. № 3. С. 7-11.
3. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: МГОПУ, 2002. 168 с.
4. Андреева Н. Д., Аранова С. В., Лазукова Н. Н., Писарева С. А., Подходова Н. С., Примчук Н. В., Трубицина О. И., Тряпицына А. П. Педагогические стратегии обеспечения преемственности методических систем обучения в современной школе: монография. СПб.: Астерион, 2019. 155 с.
5. Антонова Д. А., Оспенникова Е. В., Спирин Е. В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. № 14. С. 5-37.
6. Бартош Д. К., Гальскова Н. Д., Коптелов А. В., Харламова М. В. Технологии электронного обучения иностранным языкам: состояние и перспективы: монография. М.: МГПУ, 2018.
7. Бартош Д. К., Гальскова Н. Д., Харламова М. В. Электронные технологии в системе обучения иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие. М.: МГПУ; Канцлер, 2017. С. 64.
8. Батракова И. С., Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 8-9. С. 9-19.
9. Батракова И. С., Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Тинкован Е. В. Трансформация подготовки педагога: экспертное мнение преподавателей вузов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2023. № 207. С. 9-20.
10. Безрукова О. В. Метод “Action research” (исследование действием) в социологических исследованиях: основные идеи // Вестник СамГУ. 2014. № 5 (116). С. 25-29.
11. Богачук А. В. Научно-образовательная среда педагогического вуза как условие формирования готовности будущих учителей к исследовательской деятельности // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2012. № 2 (117). С. 58-61.
12. Богословский В. И., Извозчиков В. А., Потемкин М. Н. Наука в педагогическом университете: вопросы методологии, теории и практики / под общ. ред. В. И. Богословского. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 153-157.
13. Бордовский Г. А. Образование как образ будущего // Высшее образование сегодня. 2021. № 4. С. 2-7.
14. Гез Н. И., Фролова Г. М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков: учебное пособие для студентов лингв. ун-тов и ф-тов ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2008.
15. Глубокова Е. Н. Управление знаниями как основа построения образовательного процесса в современном университете // Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. № 100. С. 48-56.
16. Горбанева В. В. Методика формирования межкультурной коммуникативной компетенции учащихся филологического профиля посредством перевода англоязычных поэтических произведений: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2018.
17. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. URL: https://www.tgl.net.ru/fi les/web/gost_52620-2009.pdf (дата обращения: 21.12.2022).
18. Гусев В. А. Цифровая гигиена vs. Киберпреступность // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 1 (88). С. 102-108.
19. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. С. 7.
20. Жук О. Л., Сиренко С. Н. Виртуальная образовательная среда вуза как фактор личностно-профессионального развития будущих специалистов // Педагогическата среда в университета като пространство за професио нално-личностно развитие на бьдещия специалист. Сборник с научни статии, Китен, 02-06 сентября 2011 г. Т. 1. Китен: ЕКС-ПРЕС, 2011. С. 133-137.
21. Жуков Ю. М. Исследование действием в науке и практике: промышленный период // Организационная психология. 2015. Т. 5, № 3. С. 49-67.
22. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2003.
23. Извозчиков В. А. Рефлексия над педагогикой в контексте виртуальности и информологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2002. Т. 2, № 3. С. 136-147.
24. Илюшин Л. С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования: монография. СПб.: Изд-во БАН, 2002.
25. Ирхин Ю. В. Дискурс-анализ: сущность, подходы, методология, проектирование // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 4. С. 128- 143.
26. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики: Синергетическое мировидение. М.: ЛИБРОКОМ, 2018.
27. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики: Человек, конструирующий себя и свое будущее. М.: ЛИБРОКОМ, 2018.
28. Компетентностный подход в педагогическом образовании: монография. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 392 с.
29. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: практические рекомендации. М., 2019. URL: https://www.ioe.hse.ru/data/2020/02/19/ 1575185125/4KBA.pdf (дата обращения: 21.12.2022).
30. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года // Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022. № 1688-р. URL: http://www.government.ru/docs/all/141781/ (дата обращения: 21.12.2022).
31. Кронбергская декларация о будущем процессов приобретения и передачи знаний, 2007. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rest/kronberg.pdf (дата обращения: 21.12.2022).
32. Кудрявцева Т. Ю., Кожина К. С. Основные понятия цифровизации // Вестник Академии знаний. 2021. № 44 (3). С. 149-151.
33. Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: монография. Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. 152 с.
34. Лаптев В. В., Богословский В. И., Глубокова Е. Н., Даутова О. Б., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Потачев С. А., Тряпицына А. П. Междисциплинарные научные исследования в инновационной системе подготовки специалистов в области гуманитарных технологий: учебно-методическое пособие / под науч. ред. В. В. Лаптева. СПб.: Академия исследований культуры, 2008.
35. Лапшин А. Г. Международное сотрудничество в области гуманитарного образования: перспектива кросс-культурной грамотности // Кросс-культурный диалог: компаративные исследования в педагогике и психологии: сборник статей. Владимир, 1999. С. 45-50.
36. Ларионов В. Г., Шереметьева Е. Н., Горшкова Л. А. Цифровая трансформация высшего образования: технологии и цифровые компетенции // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2021. № 2. С. 61-69.
37. Левченко Д. В., Унайсарова Р. Д. Формирование научно-информационного пространства высшего учебного заведения // Социальная теория и проблемы информационного общества. Материалы 1 Международного симпозиума. Российское философское общество, ГОУ ВПО Удмуртский государственный университет, Институт социальных коммуникаций / науч. ред. Г. В. Мерзлякова; отв. ред. С. Ф. Бородулина, И. А. Латыпов; ред. Г. И. Старкова. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2009. С. 147-151.
38. Лисичко Е. В., Постникова Е. И. Использование интерактивной образовательной среды в целях повышения эффективности организации самостоятельной работы студентов при обучении физике в техническом вузе // Новые информационные технологии в образовании. Екатеринбург: РГППУ, 2012. С. 184-186.
39. Методология и технологии электронного обучения: монография / под науч. ред. Е. З. Власовой. СПб.: АРТ, 2019. 122 с.
40. Можаева Г. В., Шабалина А. А. Цифровая трансформация в вузах - членах ассоциации «Сибирский открытый университет»: современное состояние, проблемы и перспективы // EdCrunch Томск: Материалы международной конференции по новым образовательным технологиям, Томск, 29-31 мая 2019 г. Томск: Издательский Дом Томск. гос. ун-та, 2019. С. 45-54.
41. Нагаева И. А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6. С. 56-67.
42. Нариманова О. В. Концепция университет 3.0: перспективы реализации в России в условиях новой технологической революции // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7, № 2 (25). С. 350-363.
43. Перечень тематик НИР составлен по программе проведения экспертных сессий научно-практической конференции «От научных исследований к образовательной политике» (28.11.2022-29.11.2022, Москва, Академия Минпросвещения). URL: https://www.apkpro.ru/proekty/mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-ot-nauchnykh-issledovaniy-k-obrazovatelnoy-poli/ (дата обращения: 21.12.2022).
44. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, № 3 (35). С. 281-288.
45. Полупан К. Л. Управление качеством высшего образования в условиях цифровизации // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8, № 4 (29). С. 273-278.
46. Приказ Минкомсвязи России от 01.08.2018 № 428 «Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации”». URL: https://www. legalacts.ru/doc/prikaz-minkomsvjazi-rossii-ot-01082018-n-428-ob-utverz hdenii/?ysclid=lpl5vfhhkg681772554 (дата обращения: 21.12.2022).
47. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. 2-е изд., испр. и доп. М.: КомНьюсГруп, 2019. 368 с.
48. Расчётина С. А. Современные тенденции трансформирования методов профессиональной подготовки в педагогическом вузе // Образовательные технологии. № 1. 2019. С. 53.
49. Риске И. Э. Формирование социокультурной компетенции у учащихся старшей ступени обучения на материале англоязычной поэзии: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2000. С. 8.
50. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 85 c.
51. Розин В. М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения // Философия образования для XXI века. М., 1992.
52. Розина И. Н. Коммуникация 2.0: отечественные научные и образовательные перспективы // Коммуникативное пространство: измерения, пределы, возможности. Материалы выступлений на V Межд. конф. РКА «Коммуникация-2010» / под ред. М. Б. Бергельсон, М. К. Раскладкиной. М.: Изд-во МГУ, 2010. С. 308-319.
53. Рыбакова В. В. Структура и функции научного коллектива как объект социологического анализа // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2015. № 3. С. 222-232.
54. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996.
55. Семенов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М., 2000.
56. Скокова Ю., Корнеева И., Краснопольская И. и др. Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты. 2021. Исследование выполнено Центром оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ при поддержке программы «Центр развития филантропии» Благотворительного фонда Владимира Потанина и в партнерстве с Благотворительным фондом поддержки и развития социальных программ «Социальный нави гатор». URL: http://www.digitalnonprofi t.ru/defi nition (дата обращения: 21.12.2022).
57. Смольянникова И. А. Формирование иноязычной компетенции в социокультурном пространстве диалога (на основе использования информационных и коммуникационных технологий): дис. … канд. пед. наук. М., 2003. С. 29-30.
58. Современный философский словарь / под общей ред. В. Е. Кемерова. М.: Академический проект, 2004.
59. Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере: инновационная образовательная программа на 2007-2008 гг. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
60. Сорокова М. Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанного обучения в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 1. С. 36-50.
61. Степин В. С. Становление идеалов и норм постнеклассической науки // Проблемы методологии постнеклассической науки: сб. ст. / отв. ред. Е. А. Мамчур. РАН. Институт философии. М.: ИФРАН, 1992.
62. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
63. Степин В. С., Аршинов В. И., Гусейнов А. А., Лекторский В. А., Пружинин Б. И., Федотова В. Г. Анализ структуры и динамики науки в социокультурном контексте. Материалы обсуждения избранных трудов В. С. Стёпина // Вопросы философии. 2017. № 12.
64. Структурные компоненты определяются в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 105.12.2022) РФ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140174/1a45a123ee3e2f6e74cac4d567d8881ba35fb291/ (дата обращения: 21.12.2022).
65. Сысоев П. В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур: монография. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001.
66. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие. М.: Слово, 2000.
67. Тряпицына А. П. Особенности коллективного исследования персонифицированного обучения в современной ситуации развития отечественного образования // Персонификация образовательного процесса в открытой образовательной среде современного образования. Сборник докладов XII научно-практической конференции. СПб., 2022. С. 6-10.
68. Тумалева Е. А., Эхов С. Ф. Теоретические основы формирования и развития научно-образовательной среды современного университета // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2013. № 5. С. 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.emissia.org/offl ine/2013/2003.htm (дата обращения: 21.12.2022).
69. Федоров А. А., Бударина А. О., Полупан К. Л., Житиневич Д. Г. Концепция построения образовательного процесса и проектирования образовательных стандартов высшего образования в условиях цифровизации // Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения. Сборник трудов Международного форума. М.: Издательство Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет), 2020. С. 179-183.
70. Хороших П. П., Калугина Н. А. К вопросу о цифровой образовательной среде в российском дискурсе // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2.
71. Цифровая экосистема педагогического образования. Актуальные вопросы. Достижения. Инновации: монография. СПб.: НИЦ АРТ, 2022. 148 с.
72. Шамов А. Н. Методика обучения иностранным языкам: теоретический курс. Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, 2012. С. 46-47.
73. Шамов А. Н. Методика обучения иностранным языкам: Теоретический курс: учебное пособие. М.: ФЛИНТА, 2020. С. 86.
74. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2103 «Иностр. яз.». М.: Просвещение, 1986.
75. Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
76. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.
77. Южаков В. Н., Ефремов А. А. Правовые и организационные барьеры для цифровизации образования в Российской Федерации // Российское право. Образование, практика, наука. 2018. № 6. С. 18-24.
78. Яковлева О. В. Модель ценностей цифровой образовательной среды как ориентир профессионального воспитания будущих учителей // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8, № 5. С. 561-568.
79. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.
80. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда». URL: https://www.edu-frn.spb.ru/fi les/iiMBxQ4cNH1BCsaWn2WqDgFin WeU3rVYpmO6sd33.pdf (дата обращения: 21.12.2022).
81. Цифровая трансформация образования и драйверы развития. URL: https://www.mgpu.ru/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-i-drajvery-razvitiya/ (дата обращения: 21.12.2022).
82. Merton R. K., Zuckerman H. Age, aging and age structure in science (1972) // The Sociology of Science Theoretical and Empirical Investigations. N. Y., 1973.