Статья
Восприятие электронной образовательной среды школы и цифровое поведение обучающихся
В статье рассматривается проблема взаимосвязи восприятия электронной образовательной среды (ЭОС) школы и цифрового поведения обучающихся. Для решения задач исследования проведен опрос 164 школьников, направленный на выявление связи восприятия ЭОС школы и паттернов их цифрового поведения. Результаты показали, что восприятие школьниками ЭОС представлено тремя факторами: цифровая активность учителя, полезность ЭОС и трудности в ее использовании. Цифровая активность учителя и воспринимаемая полезность школьной ЭОС связана с цифровой учебной активностью школьников, тогда как низкая включенность обучающихся в ЭОС школы связана с формированием проблемного цифрового поведения. Полученные результаты могут быть применены для оптимизации использования цифровых технологий в образовательном процессе.
1. Антонова, Д. А., Оспенникова, Е. В., Спирин, Е. В. (2018) Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании, № 14, с. 5-37.
2. Байбородова, Л. В. (2011) Индивидуализация образовательного процесса в школе. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 281 с.
3. Бороздина, Н. (2022) Mediascope. Аудитория Интернета в 2022 году. [Электронный ресурс]. URL: https://mediascope.net/upload/iblock/3d8/qrlhud7t7dxyzw1rhtzxg3rwk8deg7uk/2022%D0%98%D0%9D%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%9D%D0%95%D0%A2.pdf (дата обращения 12.10.2024).
4. Воденко, К. В., Боровая, Л. В., Ефимов, А. В. (2020) Российское образование в условиях глобальной информатизации и цифровизации: социально-философский дискурс. Гуманитарий Юга России, т. 9, № 3, с. 36-44. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.3.1
5. Данилов, С. В., Тимошина. И. Н. (2023) Модель формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях цифровой образовательной среды школы. Ярославский педагогический вестник, № 4 (133), с. 8-20. https://doi.org/10.20323/1813-145X_2023_4_133_8
6. Кондаков, А. М., Сергеев, И. С. (2021) Методология проектирования общего образования в контексте цифровой трансформации. Педагогика, т. 85, № 1, с. 5-24.
7. Королева, Д. О. (2017) Перспективы использования мобильных и сетевых технологий в обучении школьников. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология, № 1 (39), с. 65-77.
8. Носкова, Т. Н. (2024) Совершенствование информационно-интеллектуальной деятельности в цифровом образовательном пространстве. Проблемы современного образования, № 1, с. 205-218. http://dx.doi.org/10.31862/2218-8711-2024-1-205-218
9. Панов, В. И., Борисенко, Н. А., Миронова, К. В., Шишкова, С. В. (2021) Поведение подростков в цифровой образовательной среде: к определению понятий и постановке проблемы. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, т. 10, № 3 (39), с. 188-196. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-188-196
10. Панченко, О. Л. (2021) Риски адаптации личности в условиях цифровизации. Человек и образование, № 1 (66), с. 113-118. https://doi.org/10.54884/S181570410020620-7
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 октября 2023 г. № 2894-р "Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации". (2023) [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadffes//npo/Rasp_gov_2894p_18102023.pdf (дата обращения 07.10.2024).
12. Розин, В. М. (2020) Образование в эпоху Интернета и индивидуализации. М.: Новый хронограф, 200 с.
13. Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И. (2018) Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения. Национальный психологический журнал, № 3 (31), с. 47-56. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0305
14. Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И., Вишнева, А. Е. и др. (2022) Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие. М.: Акрополь, 356 с.
15. Тарасов, С. В. (2011) Образовательная среда: понятие, структура, типология. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, т. 3, № 3, с. 133-138.
16. Davis, F. D. (1989) Perceived usefulness, perceived ease of use, and user acceptance of information technology. MIS Quarterly, vol. 13, no. 3, pp. 319-340. https://doi.org/10.2307/249008
17. Girela-Serrano, B. M., Spiers, A. D. V., Ruotong, L. et al. (2024) Impact of mobile phones and wireless devices use on children and adolescents' mental health: A systematic review. European Child & Adolescent Psychiatry, vol. 33, pp. 1621-1651. https://doi.org/10.1007/s00787-022-02012-8
18. Hamid, A., Setyosari, P., Kuswandi, D., Ulfa, S. (2019) The implementation of mobile seamless learning strategy in mastering students' concepts for elementary school. Journal for the Education of Gifted Young Scientists, vol. 7, no. 4, pp. 967-982. https://doi.org/10.17478/jegys.622416
19. Kale, U., Roy, A., Yuan, J. (2020) To design or to integrate? Instructional design versus technology integration in developing learning interventions. Educational Technology Research and Development, vol. 68, pp. 2473-2504. https://doi.org/10.1007/s11423-020-09771-8
20. Russell, A. L. (1995) Stages in learning new technology: Naive adult email users. Computers & Education, vol. 25, no. 4, pp. 173-178. https://doi.org/10.1016/0360-1315(95)00073-9
21. Toledo, C. (2005) A fve-stage model of computer technology infusion into teacher education curriculum. Contemporary Issues in Technology and Teacher Education, vol. 5, no. 2, pp. 177-191.
22. Turner, M., Kitchenham, B., Brereton, P. et al. (2010) Does the technology acceptance model predict actual use? A systematic literature review. Information and Software Technology, vol. 52, no. 5, pp. 463-479. https://doi.org/10.1016/j.infsof.2009.11.005
23. Wang, Q., Woo, H. L. (2007) Systematic planning for ICT integration in topic learning. Journal of Educational Technology & Society, vol. 10, no. 1, pp. 148-156.
24. Wong, L.-H., Looi, C.-K. (2011) What seams do we remove in mobile-assisted seamless learning? A critical review of the literature. Computers & Education, vol. 57, no. 4, pp. 2364-2381. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2011.06.007
25. Antonova, D. A., Ospennikova, E. V., Spirin, E. V. (2018) Tsifrovaya transformatsiya sistemy obrazovaniya. Proektirovanie resursov dlya sovremennoj tsifrovoj uchebnoj sredy kak odno iz ee osnovnykh napravlenij [Digital transformation of the education system. Designing resources for modern digital learning environment as one of its main directions]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatsionnye komp'yuternye tekhnologii v obrazovanii, no. 14, pp. 5-37. (In Russian)
26. Bajborodova, L. V. (2011) Individualizatsiya obrazovatel'nogo protsessa v shkole [Individualization of the educational process at school]. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University Publ., 281 p. (In Russian)
27. Borozdina, N. (2022) Mediascope. Auditoriya Interneta v 2022 godu [Mediascope. Internet audience in 2022.]. [Online]. Available at: https://mediascope.net/upload/iblock/3d8/qrlhud7t7dxyzw1rhtzxg3rwk8deg7uk/2022%D0%98%D0%9D%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%9D%D0%95%D0%A2.pdf (accessed 12.10.2024). (In Russian)
28. Danilov, S. V., Timoshina. I. N. (2023) Model' formirovaniya funktsional'noj gramotnosti obuchayu-shchikhsya v usloviyakh tsifrovoj obrazovatel'noj sredy shkoly [A model for forming students' functional literacy in school digital educational environment]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik - Yaroslavl Pedagogical Bulletin, no. 4 (133), pp. 8-20. https://doi.org/10.20323/1813-145X_2023_4_133_8 (In Russian)
29. Davis, F. D. (1989) Perceived usefulness, perceived ease of use, and user acceptance of information technology. MIS Quarterly, vol. 13, no. 3, pp. 319-339. https://doi.org/10.2307/249008 (In English)
30. Girela-Serrano, B. M., Spiers, A. D. V., Ruotong, L. et al. (2024) Impact of mobile phones and wireless devices use on children and adolescents' mental health: A systematic review. European Child & Adolescent Psychiatry, vol. 33, pp. 1621-1651. https://doi.org/10.1007/s00787-022-02012-8 (In English)
31. Hamid, A., Setyosari, P., Kuswandi, D., Ulfa, S. (2019) The implementation of mobile seamless learning strategy in mastering students' concepts for elementary school. Journal for the Education of Gifted Young Scientists, vol. 7, no. 4, pp. 967-982. https://doi.org/10.17478/jegys.622416 (In English)
32. Kale, U., Roy, A., Yuan, J. (2020) To design or to integrate? Instructional design versus technology integration in developing learning interventions. Educational Technology Research and Development, vol. 68, pp. 2473-2504. https://doi.org/10.1007/s11423-020-09771-8 (In English)
33. Kondakov, A. M., Sergeev, I. S. (2021) Metodologiya proektirovaniya obshchego obrazovaniya v kontekste tsifrovoj transformatsii [Comprehensive methodology for designing general education in the context of digital transformation]. Pedagogika, vol. 85, no. 1, pp. 5-24. (In Russian)
34. Koroleva, D. O. (2017) Perspektivy ispol'zovaniya mobil'nykh i setevykh tekhnologij v obuchenii shkol'nikov [The prospects of using mobile and network technologies in teaching schoolchildren]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya - MCU Journal of Pedagogy and Psychology, no. 1 (39), pp. 65-77. (In Russian)
35. Noskova, T. N. (2024) Sovershenstvovanie informatsionno-intellektual'noj deyatel'nosti v tsifrovom obrazovatel'nom prostranstve [Improving information and intellectual activity in the digital educational space].
36. Problemy sovremennogo obrazovaniya - Problems of Modern Education, no. 1, pp. 205-218. http://dx.doi.org/10.31862/2218-8711-2024-1-205-218 (In Russian)
37. Panchenko, O. L. (2021) Riski adaptatsii lichnosti v usloviyakh tsifrovizatsii [Risks of personality adaptation in the context of education digitalization]. Chelovek i obrazovanie - Man and Education, no. 1 (66), pp. 113-118. https://doi.org/10.54884/S181570410020620-7 (In Russian)
38. Panov, V. I., Borisenko, N. A., Mironova, K. V., Shishkova, S. V. (2021) Povedenie podrostkov v tsifrovoj obrazovatel'noj srede: k opredeleniyu ponyatij i postanovke problem [Behavior of adolescents in the digital educational environment: Defnition of concepts and formulation of the problem]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya - Izvestiya of Saratov university. New series. Series: Educational acmeology. Developmental psychology, vol. 10, no. 3 (39), pp. 188- 196. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-3-188-196 (In Russian)
39. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 18 oktyabrya 2023 g. № 2894-r "Strategicheskoe napravlenie v oblasti tsifrovoj transformatsii obrazovaniya, otnosyashchejsya k sfere deyatel'nosti Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federatsii" [Order of the Government of the Russian Federation of October 18, 2023 No. 2894-r "On approval of the strategic direction in the feld of digital transformation of education related to the sphere of activity of the Ministry of Education of the Russian Federation"]. (2023) [Online]. Available at: https://fgosvo.ru/uploadffes//npo/Rasp_gov_2894p_18102023.pdf (accessed 07.10.2024). (In Russian)
40. Rozin, V. M. (2020) Obrazovanie v epokhu Interneta i individualizatsii [Education in the age of the Internet and individualization]. Moscow: Novyj khronograf Publ., 200 p. (In Russian)
41. Russell, A. L. (1995) Stages in learning new technology: Naive adult email users. Computers & Education, vol. 25, no. 4, pp. 173-178. https://doi.org/10.1016/0360-1315(95)00073-9 (In English)
42. Soldatova, G. U., Rasskazova, E. I. (2018) Kratkaya i skriningovaya versii indeksa tsifrovoj kompetentnosti: verifkatsiya i vozmozhnosti primeneniya [Brief and screening versions of the digital competence index: Verifcation and]. Natsional'nyj psikhologicheskij zhurnal - National Psychological Journal, no. 3 (31), pp. 47-56. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0305 (In Russian)
43. Soldatova, G. U., Rasskazova, E. I., Vishneva, A. E. et al. (2022) Rozhdennye tsifrovymi: semejnyj kontekst i kognitivnoe razvitie [Born Digital: Family Context and Cognitive Development]. Moscow: Akropol' Publ., 356 p. (In Russian)
44. Tarasov S. V. (2011) Obrazovatel'naya sreda: ponyatie, struktura, tipologiya [The educational ambience: notion, structure, typology]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal, vol. 3, no. 3, pp. 133-138. (In Russian)
45. Toledo, C. (2005) A fve-stage model of computer technology infusion into teacher education curriculum. Contemporary Issues in Technology and Teacher Education, vol. 5, no. 2, pp. 177-191. (In English)
46. Turner, M., Kitchenham, B., Brereton, P. et al. (2010) Does the technology acceptance model predict actual use? A systematic literature review. Information and Software Technology, vol. 52, no. 5, pp. 463-479. https://doi.org/10.1016/j.infsof.2009.11.005 (In English)
47. Vodenko, K. V., Borovaya, L. V., Efmov, A. V. (2020) Rossijskoe obrazovanie v usloviyakh global'noj informatizatsii i tsifrovizatsii: sotsial'no-flosofskij diskurs [Russian education in the context of global informatization and digitalization: Socio-philosophical discourse]. Gumanitarij Yuga Rossii - Humanities of the South of Russia, vol. 9, no. 3, pp. 36-44. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.3.1 (In Russian)
48. Wang, Q., Woo, H. L. (2007) Systematic planning for ICT integration in topic learning. Journal of Educational Technology & Society, vol. 10, no. 1, pp. 148-156. (In English)
49. Wong, L.-H., Looi, C.-K. (2011) What seams do we remove in mobile-assisted seamless learning? A critical review of the literature. Computers & Education, vol. 57, no. 4, pp. 2364-2381. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2011.06.007 (In English)