Статья
ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Введение. В статье рассматривается проблема организации сопровождения учебно-методического комплекса в цифровой образовательной среде. Цель исследования заключалась в выявлении и изучении актуальных практик сопровождения учебно-методических комплексов с помощью средств и инструментов цифровой образовательной среды. Материалы и методы. Исследование проводилось в рамках методологии системного и процессного подходов, что определило выбор методов исследования. Они направленны на выявление эффективных подходов к интеграции традиционных учебно-методических комплексов в цифровую образовательную среду. В статье рассмотрены теоретические принципы построения учебно-методических комплексов как системы и особенности реализации образовательного процесса в цифровой образовательной среде. Охарактеризованы теоретические основы исследования, раскрывающие особенности восприятия информации детьми поколения α и особенности построения цифровых учебно-методических комплексов, которые соответствуют восприятию современного поколения детей и образовательным возможностям цифровых технологий. Результаты исследования. Проанализирован комплекс ограничений по использованию педагогами в школах электронных образовательных ресурсов и содержание цифровых разрывов, неизбежно возникающих при переносе процессов образования в цифровую образовательную среду. Особое внимание уделено техническим, методическим и организационным барьерам, с которыми сталкиваются образовательные организации при цифровизации учебного процесса. Рассмотрены варианты организации сопровождения учебно-методического комплекса в цифровой образовательной среде на примере школьного предмета «Информатика». Выявлены основные трудности педагогов при интеграции учебно-методических комплексов в цифровую образовательную среду, включая недостаточную техническую и технологическую оснащенность, паллиативность цифровой дидактической среды и отсутствие единых методических рекомендаций. Проведенное исследование позволило сформулировать основные сценарии эффективного использования легитимных учебно-методических комплексов при организации образовательного процесса в цифровой образовательной среде. Разработаны конкретные рекомендации по адаптации традиционных учебных материалов для цифровой среды, включая использование интерактивных заданий, мультимедийных ресурсов и систем дистанционного обучения. Заключение. Результаты исследования помогут школьным педагогам сократить цифровой разрыв между необходимостью использовать традиционные дидактические средства и организацией образовательного процесса в цифровой образовательной среде. Практические рекомендации, представленные в работе, могут использоваться для повышения эффективности учебного процесса и улучшения качества образования в условиях цифровизации и могут быть учтены авторскими коллективами при создании следующих поколений учебно-методических комплексов.