Статья
РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Статья посвящена результатам аналитического обзора российских и зарубежных исследований ресурсов психологического благополучия одаренных детей и подростков. Описываются специфические психологические характеристики одаренных учащихся, влияющие на эффективность их деятельности и поддерживающие психологическое благополучие. Раскрывается роль жизнестойкости, стратегий совладания с неблагоприятными ситуациями и саморегуляции в преодолении эмоциональных и поведенческих проблем. Показано наличие сложных взаимосвязей между ресурсами психологического благополучия и личностными образованиями одаренных учащихся.
1. Арчакова т. О. Жизнестойкость против факторов риска // электронный сборник статей портала Психологических изданий psyjournals.ru. 2009. Т. 1. № 2009-1. [электронный ресурс]. Url: https://Psyjournals.ru/pj/2009_1/22860.shtml (дата обращения: 13.05.2020).
2. Батухтина т. В. Психологические ресурсы адаптации к стрессовым ситуациям у творчески одаренных подростков // известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 105. С. 145-150.
3. Дунаева Н. И. К определению понятия сопротивляемости человека негативным воздействиям среды // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2010. Т. 82. № 2. С. 162-166.
4. Климонтова т. А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков // образование и наука. Известия УРО РАО. 2010. № 1 (69). С. 30-39.
5. Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования // эмоциональный стресс. Л.: Лениздат, 1970. С. 178-208.
6. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 56-65.
7. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // сибирский психологический Журнал. 2016. № 62. С. 18-37. Doi: 10.17223/17267080/62/3
8. Моросанова В. И., Щебланова Е. И., Бондаренко И. Н., Сидиков В. А. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 3. С. 18-32.
9. Титова О. И., Холодцева Е. Л. Жизнестойкость как фактор социально-психологической адаптации одаренных школьников // институт психологии российской академии наук. Социальная и экономическая Психология. 2017. Т. 2. № 4 (8). С. 43-70.
10. Хазова С. А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников: дис. … канд. Психол. Наук. Кострома, 2002. 162 с.
11. Щебланова Е. И., Петрова С. О. Общая и академическая я-концепции одаренных учащихся средней школы // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 38. С. 7.
12. Ben-Eliyahu A. A situated perspective on self-regulated learning from a person-by-context perspective // High ability studies. 2019. Vol. 30. No. 1-2. P. 199-236. Doi: 10.1080/13598139.2019.1568828
13. Bland L. C., Sowa C. J., Callahan C. M. An overview of resilience in gifted children // Roeper review. 1994. Vol. 17. No. 2. P. 77-80. Doi: 10.1080/02783199409553629
14. Chan D. W. Social coping, and psychological distress among chinese gifted students in hong kong // Gifted child quarterly. 2004. Vol. 48. No. 1. P. 30-41.
15. Cross J. R., O'reilly C., Kim M., Mammadov S., Cross T. L. Social coping and self-concept among young Gifted students in Ireland and the United States: a cross-cultural study // High ability studies. 2015. Vol. 26. No. 1. P. 39-61. Doi: 10.1080/13598139.2015.1031881
16. Cross T. L., Coleman L. J., Stewart R. A. The social cognition of gifted adolescents: an exploration of the stigma of giftedness paradigm // Roeper review. 1993. Vol. 16. No. 1. P. 37-40.
17. Eddles-Hirsch K., Vialle W., Mccormick J., Rogers K. Insiders or outsiders: the role of social context in the peer relations of gifted students // Roeper review. 2012. Vol. 34. No. 1. P. 53-62.
18. Frydenberg E. Adolescent coping: theoretical and research perspectives. New York: Routledge, 1997. 233 p.
19. Handbook of resilience in children / ed. By S. Goldstein, R. B. Brooks. New York: Kluwer academic / Plenum publishers, 2005. 421 p.
20. Huang C. C., Chen Y., Jin H., Stringham M., Liu C., Oliver C. Mindfulness, life skills, resilience, and emotional and behavioral problems for gifted low-income adolescents in China // frontiers in psychology. 2020. Vol. 11. P. 594. Doi: 10.3389/fpsyg.2020.00594
21. Janos P. M., Robinson N. M. Psychosocial development in intellectually gifted children // The gifted and talented: developmental perspectives / ed. By F. D. Howowitz, M. O'brien. Washington, DC: American Psychological Press, 1985. P. 149-195.
22. Kitano M. K., Lewis R. B. Resilience and coping: implications for gifted children and youth at risk // Roeper review. 2005. Vol. 27. No. 7. P. 200-205. Doi: 10.1080/02783190509554319
23. Kline B. E., Short E. B. Changes in emotional resilience: gifted adolescent females // Roeper review. 1991. Vol. 13. No. 3. P. 118-121. Doi: 10.1080/02783199109553333
24. Kline B. E., Short E. B. Changes in emotional resilience: gifted adolescent boys // Roeper review. 1991. Vol. 13. No. 4. P. 184-187. Doi: 10.1080/02783199109553354
25. Lуpez V., Sotillo M. Giftedness and social adjustment: evidence supporting the resilience approach in Spanish-speaking children and adolescents // High ability studies. 2009. Vol. 20. No. 1. P. 39-53. Doi:10.1080/13598130902860739
26. Maddi S. R., Khoshaba D. M. Hardiness and mental health // Journal of personality assessment. 1994. Vol. 63. No. 2. P. 265-274.
27. Neihart M. Gifted children and depression // The social and emotional development of gifted children: what do we know? / ed. By M. Neihart, S. Reis, N. M. Robinson, S. M. Moon. New York: Prufrock press, 2002. P. 93-113.
28. Neihart M. Risk and resilience in gifted children: a conceptual frame work // The social and emotional development of gifted children: what do we know? / ed. By M. Neihart, S. Reis, N. M. Robinson, S. M. Moon. New York: Prufrock press, 2002. P. 113-122.
29. Oppong E., Shore B. M., Muis K. R. Clarifying the connections among giftedness, metacognition, selfregulation, and self-regulated learning: implications for theory and practice // Gifted child quarterly. 2019. Vol. 63. No. 2. P. 102-119. Doi: 10.1177/0016986218814008
30. Plucker J. A. Gender, race, and grade differences in gifted adolescents' coping strategies // Journal for the education of the gifted. 1998. Vol. 21. No. 4. P. 423-436.
31. Plunkett S., Ramacher K., Moll-Phanara D. Adolescent life events, stress, and coping: a comparison of communities and genders // Professional school counseling's. 2000. Vol. 3. No. 5. P. 356-379.
32. Preuss L. J., Dubow E. F. A comparative between intellectually gifted and typical children in their coping responses to a school and a peer stressor // Roeper review. 2003. Vol. 26. P. 105-111.
33. Risemberg R., Zimmerman B. J. Self-regulated learning in gifted students // Roeper review. 1992. Vol. 15. P. 98-101. Doi:10.1080/02783199209553476
34. Ryff С. D., Keyes С. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of personality and social psychology. 1995. Vol. 69. No. 4. P. 719-727. Doi: 10.1037/0022-3514.69.4.719
35. Steinberg R. J., Grigorenko E. L., Bundy D. A. The predictive value of IQ // Merrill-Palmer quarterly. 2001. Vol. 47. No. 1. P. 1-41.
36. Swiatek M. A. An empirical investigation of the social coping strategies used by gifted adolescents // Gifted child quarterly. 1995. Vol. 39. No. 3. P. 154-160. Doi: 10.1177/001698629503900305
37. Swiatek M. A. Social coping among gifted high school students and its relationship to self-concept // Journal of youth and adolescence. 2001. Vol. 30. No. 1. P. 19-39. Doi: 10.1023/a:1005268704144
38. Vötter B. Crisis of meaning and subjective well-being: the mediating role of resilience and self-control among gifted adults // Behavioral sciences. 2020. Vol. 10. No. 1. P. 15. Doi: 10.3390/bs10010015
39. Werner E. E. Protective factors and individual resilience // Handbook of early childhood intervention / Ed. By J. P. Shonkoff, S. J. Meisels. 2nd ed. New York: Cambridge university press, 2000. P. 115-132.
40. Zakharova I. M., Oleinik N. S., Grakhovad S. I., Mukhametshin A. G. Specifics of self-regulation in gifted adolescents // Journal of pharmaceutical sciences and research. 2018. Vol. 10. No. 7. P. 1734-1738.