В статье вопрос подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматривается в новом ракурсе, связанном с изучением их инклюзивных диспозиций как особого вида профессиональных диспозиций. Представлены результаты эмпирического исследования, участниками которого выступили 1122 студента, получающих образование общепедагогического профиля в вузах, расположенных в 33 городах России. Выявлены и охарактеризованы восемь типов инклюзивных диспозиций будущих педагогов: аналитическая, детоцентрированная, личностно-ориентированная, мировоззренческая, системоцентрированная, скептическая, негативная и индифферентная диспозиции. Эта типология может быть положена в основу реализации дифференцированного подхода в подготовке педагогических кадров для системы инклюзивного образования.
ИНКЛЮЗИВНЫЕ ДИСПОЗИЦИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / В.З. Кантор, Ю.Л. Проект, А.Н. Кошелева, В.Ф. Луговая, В.В. Хороших // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2023. – № 210. – С. 217-229
1. Абакумова И. В., Савченко Н. А. Профессиональные диспозиции как компонент личностного становления // Российский психологический журнал. 2008. Т. 5. № 1. С. 23-32. https://doi.org/10.21702/rpj.2008.1.2
2. Алехина С. В. Педагог инклюзивной школы. Новый тип профессионализма // Образование в Кировской области. 2015. № 1 (33). С. 13-20.
3. Аллахвердиева Л. М., Султанова М. К. Инклюзивное образование как социально значимая инновация // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 6. С. 229-237.
4. Дербенева Г. В. Формирование профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза для работы в условиях инклюзии // Казанский педагогический журнал. 2021. № 6 (149). С. 83-89. https://doi.org/10.51379/KPJ.2021.150.6.012
5. Инклюзивное образование как педагогическая инновация / под ред. Д. З. Ахметовой. Казань: Познание, 2021. 228 с.
6. Кантор В. З., Зарин А., Круглова Ю. А., Проект Ю. Л. Педагог инклюзивной образовательной организации: компетентностная модель в контексте вузовских программ профессиональной подготовки // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16. № 3. С. 289-309.
7. Кантор В. З., Проект Ю. Л., Антропов А. П., Кондракова И. Э. Педагогическое образование как сфера формирования инклюзивных диспозиций учителя // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 10. С. 12-44. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-10-12-44
8. Кряхтунов М. И. Ролевая диспозиция как одно из психологических оснований труда учителя // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. № 47. С. 130-134.
9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд. М.: Смысл, 2003. 487 с.
10. Липунова О. В. Готовность студентов педагогического вуза к деятельности в условиях инклюзивного образования // AmericanScientificc Journal. 2021. № 48-2 (48). С. 4-9.
11. Липунова О. В. Психологическая готовность студентов педагогического вуза к деятельности в условиях инклюзивного образования // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 5-2. С. 84-89. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2021.05-2.16
12. Носс И. Н. Качественные и количественные методы исследований в психологии. М.: Юрайт, 2014. 362 с.
13. Полуянова Л. А., Колотилова У. В. Подготовка будущих учителей к реализации инклюзивного обучения в образовательной организации // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 6 (166). С. 191-201. https://doi.org/10.25588/CSPU.2021. 166.6.013
14. Сманцер А. П. Подготовка будущих учителей к работе с детьми в условиях инклюзивного образования на основе компетентносного подхода // Вестник Полоцкого университета. Серия Е. Педагогические науки. 2010. № 11. С. 8-12.
15. Харченко Н. Л. Инклюзивная образовательная философия как социально-педагогический феномен // Наука и Школа. 2020. № 2. С. 52-59. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2020-2-52-59
16. Хентонен А. Г. Формирование готовности будущих учителей к инклюзивному образованию // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2015. Т. 37. С. 76-80.
17. Шмачилина-Цибенко С. В. Кадровое обеспечение развития инклюзивного образования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 8. С. 66-69.
18. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е изд. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.
19. Persson M., Dannefjord P. Teachers' professional dispositions: Foundations for the immobile mobility in the diversified Swedish school market // Social Sciences & Humanities Open. 2022. Vol. 6. No. 1. Article 100366. https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2022.100366