Статья
ПРАКТИКИ ВКЛЮЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПРАРОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИНКЛЮЗИИ
Статья посвящена анализу моделей включения родителей и прародителей в образовательный процесс детей с ОВЗ в странах Европы (США, Италия, Великобритания, Израиль, Германия, Англия, Норвегия, Индия), в том числе России. Актуальность участия расширенной семьи в социальной интеграции ребенка с ОВЗ в общество на этапе модернизации системы образования в России достаточно высока, а создание оптимальных социальных условий для психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями является одной из приоритетных задач государства и отражена в национальном проекте «Образование».
1. Алехина С. В. Роль родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии инклюзивного образования // Педагогика и просвещение. 2017. № 4. С. 1-9.
2. Афонькина Ю. А. Ожидания родителей как субъектов инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2020. № 11. С. 27-40. https://doi.org/10.24411/2304-120X-2020-11079
3. Варнакова Ю. В. Психологическая помощь семьям, имеющих детей-инвалидов // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 8. С. 99-101.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: ACT; Астрель, 2010. 671 с.
5. Гузева М. В., Бережная О. В. Модель формирования готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ // Colloquium-Journal. 2019. № 20-3 (44). С. 41-42. https://doi.org/10.24411/2520-6990-2019-10645
6. Инклюзивное образование: примеры из опыта других стран // Солнечный круг, 12 октября 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://skrug37.ru/news/inklyuzivnoe-obrazovanie-primery-iz-opyta-drugih-stran (дата обращения 28.06.2022).
7. Калашникова С. А., Елохина К. А. Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования: системно-ресурсный подход // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2018. Т. 13. № 3. С. 33-40.
8. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. 2-е изд. М.: Просвещение, 1994. 223 с.
9. Кузьмичева Т. В., Афонькина Ю. А. Родители детей с ОВЗ как субъекты индивидуализации образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 198-200.
10. Левакова Е. М. Формирование гармоничного отношения родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья: автореферат дис.. канд. пед. наук. Калининград, 2018. 23 с.
11. Майзель О. В. Инклюзивное образование в Израиле // Клиническая и специальная психология. 2013. Т. 2. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2013/n2/62063.shtml (дата обращения 28.06.2022).
12. Мамайчук И. И., Смирнова М. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. СПб.: Речь, 2010. 384 с.
13. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 408 с.
14. Мизина О. А. Теоретические аспекты психологического сопровождения детей-инвалидов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. № 1 (30). С. 16-20.
15. Миронов А. В., Шелест Е. С., Булатова О. В. Барьеры в организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, воспринимаемые родителями // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 5. С. 50-66. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2005.03
16. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования (Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве. [Электронный ресурс]. URL: https://rud.exdat.com/docs/index-791761.html (дата обращения 28.06.2022)
17. Мишина Е. А., Семенова Л. М. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4 (60). С. 293-295.
18. Морозова В. И. Модель подготовки будущих педагогов к взаимодействию с семьями обучающихся в инклюзивном образовании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 8 (161). С. 33-38.
19. Морозова В. И. Подготовка будущих педагогов к взаимодействию с семьями обучающихся в инклюзивном образовании: автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2021. 28 с.
20. Морозова В. И. Детско-родительские отношения как фактор сотрудничества педагогов с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в системе инклюзивного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (127). С. 67-72.
21. Ольхина Е. А., Шитикова А. А. Анализ запросов семьи на получение ребенком с ОВЗ основного, среднего и высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 171-174.
22. Ольхина Е. А., Шитикова А. А. Образовательные запросы семьи ребенка с ОВЗ: экспериментальный анализ // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 221-225.
23. Сикорский И. А. Психологические основы воспитания и обучения. 3-е изд., доп. Киев: Литотипография Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1909. 112 с.
24. Совершенствование образования. Перспективы инклюзивных школ (Improving Education. The Promise of Inclusive Schools). Пособие Национального института совершенствования городского образования США. [Электронный ресурс]. URL: http://perspectiva-inva.ru (дата обращения 26.06.2022).
25. Старовойтов А. В. Психологическое сопровождение как элемент целостной системы инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 48-1. С. 470-478.
26. Ткачева В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. (Специальная психология.). М.: Национальный книжный центр, 2014. 160 с.
27. Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. 192 с.
28. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 28.06.2022)
29. Фейзопуло Корбо М. Н. Отношение к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: педагогическая реабилитационная помощь в США и Франции // Практика социальной работы. Открытый методический ресурс. 2017. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://центрсемья.рф/system/fles/tmp/Отношение%20к%20семье,%20воспитывающей%20ребенка%20с%20ОВЗ.%20США%20и%20Франция.pdf (дата обращения 28.06.2022)
30. Шакирзянова Е. В., Долгова М. В. Семейные роли в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2020. № 7. С. 82-90.
31. Kaufman J. M., Anastasiou D., Felder M., Hornby G., Lopes J. Recent debates in special and inclusive education // International encyclopedia of education. 4th ed. Amsterdam: Elsevier Publ., 2021. Article 12004.
32. Gallagher P. A., Kresak K, Rhodes C. A. Perceived needs of grandmothers of children with disabilities // Topics in early childhood special education. 2010. Vol. 30. No. 1. P. 56-64. https://doi.org/10.1177/0271121409360826
33. Gedfe M, Negassa D. Parental involvement in the education of their children with disabilities: The case of primary schools of Bahir Dar City Administration, Ethiopia // East African Journal of Social Sciences and Humanities. 2018. Vol. 3. No. 2. P. 43-56.
34. Hallahan D. P., Kaufman J. M., Pullen P. C. Exceptional learners: An introduction to special education. 14th ed. London: Pearson Education Publ., 2018. 408 p.
35. Trute B. Grandparents of children with developmental disabilities: Intergenerational support and family well-being // Families in Society. 2003. Vol. 84. No. 1. P. 119-126. https://doi.org/10.1606/1044-3894.87