Книга

Электронная система адаптивного тестирования образовательных результатов по математике, информатике и предметам естественно-научного цикла на основе когнитивных особенностей обучающихся
В монографии представлены результаты исследования по разработке системы адаптивного тестирования, учитывающей не только содержание и уровень достижения образовательных результатов (предметных - личностных - метапредметных), но и специфику их выявления (диагностики) в соответствии с когнитивными особенностями обучающихся, выполненного в рамках гранта РФФИ 26-914 Фундаментальное научное обеспечение процессов цифровизации общего образования коллективом преподавателей факультета математики, физики, химии, психологии, института информационных технологий и технологического образования. Монография включает две главы. Первая описывает стилевые особенности учащихся, возможности и приемы их учета при конструировании адаптивных тестов, методы и результаты экспериментальных исследований влияния стилевых особенностей учеников на успешность овладения ими математикой. Во второй главе дан обзор систем адаптивных тестов, выделены основания конструирования системы адаптивного тестирования образовательных результатов по математике и предметам естественно-научного цикла, описывается структура этой системы. В приложении приведены примеры тестов по математике, естественно-научным предметам, разработанных с учетом стилевых особенностей учеников. Монография адресована учителям, преподавателям педагогических вузов, разработчикам адаптивных тестов.
1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Франция. 1959 / пер. с фр. М.: Советское радио, 1970.
2. Акимова М. К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992.
3. Берулава Г. А. Новое направление в исследовании проблемы когнитивных стилей // Гуманизация образования. 1995. № 4. С. 54-60.
4. Брунер Дж. Процесс обучения / пер. с англ. О. К. Тихомирова / под ред. А. Р. Лурии. М.:Изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1962. 84 с.
5. Валлон А. От действия к мысли. Очерк сравнительной психологии / пер. с фр. Е. К. Андреевой и Ю. В. Жуковой / Общая ред. и вступит. статья проф. А. Н Леонтьева. М.: Изд. иностр. лит., 1956. 238 с.
6. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. СПб.: «Тускарора», 2000.
7. Ишков А. Д., Милорадова Н. Г. Выявление стилевых особенностей восприятия, мышления и деятельности с помощью опросника «СД» // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-1 (58). С. 431-436.
8. Клаус Г. Ш. Введение в дифференциальную психологию учения. М.: Педагогика, 1987.
9. С. 173.
10. Клейнман П. Психология. Люди, концепции, эксперименты / пер. с англ. О. Медведь ; науч. ред. В. Шульпин. М.: Манн, Иванов и Фербер, М., 2015.
11. Креславская О. А. Система задач как средство развития математического мышления учащихся 8-9 классов с углубленным изучением математики (на примере изучения функций): дис. … канд. пед. наук. СПб., 1998. 152 с.: табл.; прил.
12. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. 431 с.
13. Крутецкий В. А. О некоторых особенностях мышления школьников, малоспособных к математике // Вопросы психологии. 1961. № 5. С. 77-89.
14. Копелевич Ф. И. Возможные способы учета когнитивных стилей в процессе обучения геометрии // Проблемы теории и практики обучения математике: Сборник научных работ, представленных на Всероссийскую научную конференцию «54-е Герценовские чтения» / под ред. В. В. Орлова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. С. 173-174.
15. Ливер Б. Л. Обучение всего класса. М., 1997. 56 с.
16. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч. I: Начальная школа. Основная школа / под ред. Э. Д. Днепрова и В. Д. Шадрикова. Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования Российской Федерации. М., 2002. 305 с.
17. Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1983. 560 с.
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: ПитерКом, 1999. 720 с.
19. Соболева О. Л. Русский язык; Радуга речи; 1 класс. Учебник для четырехлетней начальной школы. М.: Ювента, 2001.
20. Способности и склонности: комплексные исследования / под ред. Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989.
21. Столяр А. А. Роль математики в гуманизации образования // Математика в школе. 1990. № 3. С. 5-7.
22. Тестов В. А. Стратегия обучения математике. М.: Технологическая школа бизнеса, 1999. 304 с.
23. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
24. Хинчин А. Я. Педагогические статьи / под ред. Б. В. Гнеденко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 240 с.
25. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная ; Рос. акад. наук, Ин-т психологии, Межвуз. центр по пробл. интеллектуал. развития личности. М.: Барс; Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1997.
26. Холодная М. А. Когнитивная психология. Когнитивные стили: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М. А. Холодная. 3-е изд. М.: Юрайт, 2018. 307 с.: [2] с. цв. вкл. (Серия: Авторский учебник).
27. Яглом И. М. Почему высшую математику открыли одновременно Ньютон и Лейбниц? (Размышления о математическом мышлении и путях познания мира) // Число и мысль. Вып. 6. М.: Знание, 1983. С. 99-125.
28. Якиманская И. С., Столетнев В. С., Каплунович И. Я. и др. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. Якиманской И. С. М.: Педагогика, 1989. 221 с.
29. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 112 с.
30. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в школе. М.: Сентябрь, 2000.
31. Anderson K. L., Casey M. B., Thompson W. L., Burrage M. S., Pezaris E. & Kosslyn S. M. (2008). Performance on middle school geometry problems with geometry clues matched to three different cognitive styles. Mind, Brain, and Education, 2(4), 188-197. https://doi.org/10.1111/j.1751-228X.2008.00053.x
32. Azizi Yahya, Yusof Boon & Wan Zuraidah Wan Hamid. (2002). Relationship Between Students’ Learning Style and their Academic Achievement. International Conference on The challenge on Learning and Teaching in Brave New World. Hatyai City College Thailand and School of Cognitive and Education, UUM,14-16 October 2002. (Unpublished).
33. Dunn R., Dunn K. & Price G. E. (1989) Learning styles inventory. Lawrence, KS: Price Systems.
34. Dr. Hjh. Ramlah Bt. Jantan. (2014). Relationship between Students’ Cognitive Style (Field- Dependent and Field-Independent Cognitive Styles) with their Mathematic Achievement in Primary School. International Journal of Humanities Social Sciences and Education (IJHSSE), 1(10).
35. Hartley J. (1998). Learning and studying: A research perspective. London: Routledge. 192 p.
36. Martins C., Couto P., Fernandes M., Bastos C., Lobo C., Faria L., Carrapatoso E.: PCMAT - Mathematics Collaborative Learning Platform. In: Pérez J. B., Corchado J. M., Moreno M. N., Julián V., Mathieu P., Canada-Bago J., Ortega A., Caballero A. F. (eds.). (2011). Highlights in PAAMS. AISC. Vol. 89. Pp. 93-100. Springer, Heidelberg Cross Ref Google Scholar.
37. Ramlah Jantandan Md. Nasir Masran. (2007). Relationship Between Students “Learning Style and Teachers” Teaching Style With Their Mathematic Achievement. Research Report for Sultan Idris Education University Grant. Tg. Malim: UPSI.
38. Баранов Н. А., Маслякова И. Н. Оценивание уровня знаний обучаемого по результатам тестирования с непрерывным показателем качества // Научный вестник МГТУ ГА. Сер.: Прикладная математика. Информатика. 2009. № 145.
39. Белоус Н. В., Куцевич И. В., Куцевич Н. Н. Моделирование процесса проведения и оценивания практикумов по компьютерной дискретной математике с использованием адаптивного тестирования // Математические машины и системы, 2009. № 3.
40. Бровка Н. В., Дьячук П. П., Носков М. В., Перегудова И. П. Марковская математическая модель динамического адаптивного тестирования активного агента // Информатика и образование. 2018. № 10. С. 29-35. URL: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2018-33-10- 29-35 (дата обращения: 20.03.2021).
41. Векслер В. А., Отроков Д. А. Адаптивное тестирование как вид объективного контроля знаний, умений и навыков обучаемых и одного из способов повышения качества образования // NovaInfo. 2018. Т. 1, № 94. С. 170-174. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 36555165 (дата обращения: 20.03.2021).
42. Виноградов В. О., Ефимова В. Г. Адаптивное тестирование как способ организации компьютерного тестирования по дисциплинам в электронных курсах LMSMoodle // Духовная сфера общества. 2018. № 15. С. 23-32.
43. Готская И. Б. Маркетинговое проектирование методической системы обучения информатике студентов педвузов: Монография. СПб., 1999.
44. Дьячук П. П., Дьячук П. П. (мл.), Шкерина Л. В. Динамические адаптивные тесты-тренажеры в преподавании математики. Электронные библиотеки. - 2020. 23 (1-2). С. 57-64. URL: https://elbib.ru/article/view/568 (дата обращения: 20.03.2021). DOI: https://doi.org/10.26907/1562-5419-2020-23-1-2-57-64
45. Дьячук П. П., Шкерина Л. В., Шадрин И. В., Перегудина И. П. Динамическое адаптивное тестирование как способ самообучения студентов в электронной проблемной среде математических объектов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2018. № 1 (43). С. 48-59. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=34837273 (дата обращения: 21.03.2021). DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-43-1-40
46. Золотова М. В., Делягина Л. К., Каминская Н. В., Мартьянова Т. В. Компьютерные адаптивные тесты и достоверность результатов тестирования по английскому языку // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 3(4). С. 63-66.
47. Иванов Е. А. Некоторые проблемы преподавания ИТ-дисциплин // Ученые записки ИСГЗ. 2019. Т. 17, № 1. С. 236-241.
48. Kингсбери Г. Г., Хаузер Р. Л. Разработка компьютеризированных адаптивных тестов для школьников // Драсгов Ф., Олсон-Бьюкенен Дж. Б., редакторы. Инновации в компьютерной оценке. Махвах (Нью-Джерси): Эрлбаум, 1998. С. 93-116.
49. Комлева Н. В., Вилявин Д. А. Цифровая платформа для создания персонализированных адаптивных онлайн курсов // Open education. 2020. Т. 24, № 2. С. 65-72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-platforma-dlya-sozdaniya-personalizirovannyhadaptivnyh- onlayn-kursov/viewer. (дата обращения: 21.03.2021). DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2020-2-65-72
50. Кочеткова Т. О., Карнаухова О. А. Адаптивная образовательная стратегия обучения математике студентов в электронной среде // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2018. № 2 (44). С. 50-56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35139131 (дата обращения: 21.03.2021). DOI: 10.25146/1995-0861-2018-44-2-57
51. Кручинина Г. А. Дидактические основы формирования готовности будущих учителей к использованию новых информационных технологий обучения: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1996. 40 с.
52. Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: монография. Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. 152 с.
53. Ларин С. Н., Герасимова Л. И., Герасимова Е. В. Адаптивное тестирование уровня знаний обучаемых как инструментарий реализации принципов индивидуализации и дифференциации обучения // Педагогический журнал. 2018. Т. 8, № 2А. С. 48-57.
54. Ларченкова Л. А. Методическая система обучения решению физических задач в средней школе: монография / Л. А. Ларченкова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013.
55. Ларченкова Л. А. Физические задачи как средство достижения целей физического образования в средней школе: монография / Л. А. Ларченкова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 159 с.
56. Линарк Ж. М. Компьютерное адаптивное тестирование: методика, время которой пришло», в статье «Разработка компьютерных тестов успеваемости в средней школе» // MESA Research Memorandum, 2000. Vol. 69 / eds Chae S., Kang U., Jeon E., Linacre J. M. (Seoul: Komesa Press).
57. Маслова Л. А., Попова Е. О. Особенности создания эффективного адаптивного теста // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020): Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 19-21 ноября 2020 г. М.: Изд-во Московского государственного психолого-педагогического университета. 2020. С. 379-389. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44342575 (дата обращения: 21.03.2021)
58. Маркарян Э. С. Вопросы системного исследования общества. М., 1972. 300 с.
59. Носков М. В. Перегудова И. П., Дьячук П. П., Денисенко О. И. Динамические адаптивные аудиотесты-тренажеры как средство мониторинга билингвального образования // Информатика и образование. 2019. № 10 (309). С. 46-54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41534802 (дата обращения: 21.03.2021).
60. Перегудова И. П. Динамическое адаптивное тестирование учебной деятельности студентов при изучении времен английского языка // Педагогические науки. 2020. № 10 (100). С. 40-45. URL: https://research-journal.org/pedagogy/dinamicheskoe-adaptivnoetestirovanie-uchebnoj-deyatelnosti-studentov-pri-izuchenii-vremen-anglijskogo-yazyka/ (дата обращения: 21.03.2021). DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
61. Подходова Н. С., Орлова А. В., Снегурова В. И. Стилевые особенности учащихся как одно из оснований конструирования адаптивных тестов по математике // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2020. № 10 (октябрь). ART 2877. URL: http://emissia.org/offline/2020/2877.htm (дата обращения: 20.03.2021).
62. Родионова (Чибичян) М. С. Методика использования адаптивных тестов при обучении алгебре и началам анализа // Научное мнение. 2016. № 13. С. 79-84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27297906
63. Симченко Н. Н., Аристанов А. А. Проектирование обучающей системы с адаптивным тестированием // Инновационная наука. 2019. № 6. С. 64-68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-obuchayuschey-sistemy-s-adaptivnymtestirovaniem/viewer (дата обращения: 20.03.2021).
64. Снегурова В. И., Готская И. Б. О результатах анализа систем компьютерного адаптивного тестирования // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2020. № 10 (октябрь). ART 2879. URL: http://emissia.org/offline/2020/2879.htm (дата обращения: 20.03.2021).
65. Столярова И. В. Электронный тестовый метод контроля на этапе фронтального опроса на уроках информатики у учащихся средней школе // Russian Journal of Education and Psychology. 2020. Т. 11, № 3. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/12695 (дата обращения: 21.03.2021). DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2020-3-48-54
66. Томашев М. В., Авдеев А. С., Краснова М. В. Адаптивное тестирование как средство управления качеством образования / М. В. Томашев // Информатика и образование. 2018. № 9 (298). С. 27-33. URL: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2018-33-9-27-33 (дата обращения: 24.03.2021).
67. Фуллан М. Выбор ложных движущих сил для реформы целостной системы. //Вопросы образования, 2011. № 4. С. 79-105.
68. Утёмов В. В., Горев П. М. Межпредметная технология адаптивного обучения и тестирования в школьном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 3. С. 1-11. URL: http://e-koncept.ru/2018/181010.htm (дата обращения: 24.03.2021).
69. Цибульский Г. М., Вайнштейн Ю. В., Есин Р. В. Разработка адаптивных электронных обучающих курсов в среде LMS Moodle: монография. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. 168 с. ISBN 978-5-7638-3935-7. Текст: электронный. URL: https://znanium.com/catalog/product/1031841 (дата обращения: 25.03.2021).
70. Шершнева В. А., Вайнштейн Ю. В., Кочеткова Т. О. Адаптивная система обучения в электронной среде // Программные системы: теория и приложения. 2018. Т. 9, № 4 (39). С. 159-177. URL: http://psta.psiras.ru/read/psta2018_4_159-177.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
71. Almond R. G., Mislevy R. J. (1999). Graphical models and computerized adaptive testing. Appl. Psychol. Meas. 23 223-237. 10.1177/0146621615590401.
72. G. Gage Kingsbury, Steven L. (2020) Wise. Three Measures of Test Adaptation Based on Optimal Test Information // Journal of Computerized Adaptive Testing. Vol. 8, № 1. 2020.
73. Choi Y., McClenen C. (2020). Development of Adaptive Formative Assessment System Using Computerized Adaptive Testing and Dynamic Bayesian Networks. Applied Sciences, 2020. 10(22):8196. URL: https://doi.org/10.3390/app10228196. DOI: 10.3390/app10228196
74. Delgado-Gómez D., Laria J. C., Ruiz-Hernández D. (2019). Computerized adaptive test and decision trees: A unifying approach // Expert Systems with Applications. March 2019. V. 117. Pp. 358-366. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/ abs/pii/S0957417418306298. DOI: 10.1016/j.eswa.2018
75. Eggen T. J. H. M. (2018). Multi-Segment Computerized Adaptive Testing for Educational Testing Purposes. Front. Educ. 2018. 3:111. URL: https://www.frontiersin.org/articles/ 10.3389/feduc.2018.00111/full. DOI: 10.3389/feduc.2018.0011139. Flens G., Smits N., Carlier I., van Hemert A. M., de Beurs E. (2016). Simulating computer adaptive testing with the mood and anxiety symptom questionnaire // Psychol. Assess. 28:953. 10.1037/pas0000240
76. Frey A., Seitz N.-N., Brandt S. (2016) Testlet-Based Multidimensional Adaptive Testing // Front Psychol. 2016. 7: 1758. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01758
77. Gomede E., Barros R. M., Mendes L. S. (2021). Deep auto encoders to adaptive E-Learning recommender system // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2021. V. 2. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2666920X21000035?via%3Dihub. DOI:10.1016/j.caeai.2021.100009
78. Kingsbury G. Gage, Steven L. (2020). Wise. Three Measures of Test Adaptation Based on Optimal Test Information // Journal of Computerized Adaptive Testing. 2020. Vol. 8, № 1. URL: http://iacat.org/jcat/index.php/jcat/issue/current. DOI 10.7333/2002-0801001
79. Kolyasnikov P., Nikulchev E., Belov V., Silaeva A., Kosenkov A., Malykh A., Takhirova Z., Malykh S. (2019). Analysis of Software Tools for Longitudinal Studies in Psychology // International Journal of Advanced Computer Science and Applications. 2019. № 8 (10). Pp. 21-33. URL: https://thesai.org/Publications/ViewPaper?Volume=10&Issue=8&Code=IJACSA&SerialNo=4. DOI: 10.14569/IJACSA.2019.0100804
80. Kuhfeld M., Soland J. (2020). Using Assessment Metadata to Quantify the Impact of Test Disengagement on Estimates of Educational Effectiveness // Journal of Research on Educational Effectiveness. 2020. V. 13:1. Pp. 147-175. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/19345747.2019.1636437. DOI: 10.1080/19345747.2019.1636437
81. Linacre. J. M. (2000). Компьютерное адаптивное тестирование: методика, время которой пришло», в статье «Разработка компьютерных тестов успеваемости в средней школе» // MESA Research Memorandum. Vol. 69. Eds Chae S., Kang U., Jeon E., Linacre J. M. (Seoul: Komesa Press).
82. Lord F. M. (1970). Some test theory for tailored testing // Computer-Assisted Instruction, Testing, and Guidance / ed. W. H. Holtzma. New York, NY: Harper and Row. 139-183.
83. Louhab F. E., Bahnasse A., Talea M. (2018). Towards an Adaptive Formative Assessment in Context-Aware Mobile LearningProcedia // Computer Science. 2018. V. 135. Pp. 441-448. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877050918314856?via%3Dihub. DOI: 10.1016/j.procs.2018.08.195
84. Louhab F. E., Bahnasse A., Talea M. (2018). Considering mobile device constraints and context- awareness in adaptive mobile learning for flipped classroom Education and Information Technologies. 2018 (May). Pp. 2607-2632. URL: https://link.springer.com/article/ 10.1007%2Fs10639-018-9733-3. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-018-9733-3
85. Martin, A. J., Lazendic, G. (2018). Computer adaptive testing: Implications for students’ achievement, motivation, engagement, and subjective test experience // Journal of Educational Psychology. 2018. 110(1). Pp. 27-45. URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fedu0000205. DOI: 10.1037/edu0000205
86. NJ. Thissen R. J., Mislevy J Wainer. (2020) Testing algorithms. In: Wainer H. Computerized adaptive testing: A primer D. 2000. Erlbaum Hillsdale. P. 101-133.
87. PISA for Development Assessment and Analytical Framework (2017): Reading, Mathematics and Science, Preliminary Version, OECD Publishing, Paris. https://www.oecd.org/pisa/pisafor- development/PISA-D-Assessment-and-Analytical-Framework-Ebook.pdf (дата обращения: 22.10.2020).
88. Poh Bee Theen and Melissa Ng Lee Yen Abdullah (2008). The Effect of Gender, Ethnicity and Cognitive Styles on Achievement in General Paper // Jurnal Pendidik dan Pendidikan, Jul 23. Pp. 123-140. 2008.
89. Ramlah Jantan dan Md. Nasir Masran (2007). Relationship Between Students’ Cognitive Style and Teachers’ Teaching Style With Their Mathematic Achievement. Grant Research Report for Sultan Idris Education University. Tg. Malim: UPSI NJ.
90. Reckase M., Ju U., Kim S. (2019) How Adaptive Is an Adaptive Test: Are All Adaptive Tests Adaptive? // Journal of Computerized Adaptive Testing. 2019. Vol. 7, No 1. URL: http://iacat.org/jcat/index.php/jcat/issue/view/Volume%207%20Number%201. DOI: 10.7333/1902-0701001
91. Rodríguez-Cuadradoa J., Delgado-Gómez D., Laria J. C., Rodríguez-Cuadrado S. (2020). Merged Tree-CAT: A fast method for building precise computerized adaptive tests based on decision trees // Expert Systems with Applications. 2020 (April). V. 143. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0957417419307833. DOI:10.1016/j.eswa.2019.113066
92. Thissen. R. J., Mislevy J. (2020) Wainer. Testing algorithms. In: Wainer H. Computerized adaptive testing: A primer D, 2000. Erlbaum Hillsdale. P. 101-133.
93. Samsudin M. A., Som Chut T., Ismail M. E. (2019). Evaluating Computerized Adaptive Testing Efficiency in Measuring Students’ Performance in Science TIMSS // Jurnal Pendidikan IPA Indonesia (Indonesian Journal of Science Education). [S. l.], 2019. Vol. 8, № 4. Pp. 547-560. URL: https://journal.unnes.ac.id/nju/index.php/jpii/article/view/19417. DOI: https://doi.org/10.15294/jpii.v8i4.19417
94. Shershneva V., Vainshtein Y., Kochetkova T., Esin R. (2019). Technological approach to development of adaptive e-learning system. SHS Web of Conferences, 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/335355565_Technological_approach_to_development_ of_adaptive_e-learning_system. DOI: 66.01014. 10.1051/shsconf/20196601014
95. Van der Linden W. J. and Glas C. A. W. (eds.). (2010). Elements of Adaptive Testing. NewYork, NY: Springer. DOI: 10.1007/978-0-387-85461-8
96. Wainer H. (Ed.). (2000). Computerized adaptive testing. A primer, 2nd Edn. Hilsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. DOI: 10.4324/9781410605931
97. Weiss D. J., Kingsbury G. G. (1984) Application of computerized adaptive testing to educational problems // J. Educ Measure. 21. Pp. 361-375. URL: https://doi.org/ 10.1111/j.1745- 3984.1984.tb01040.x
98. Zhang Y., Wang D., Gao Y. Cai D. Tu. (2019). Development of a Computerized Adaptive Testing for Internet Addiction // Front Psychol. V. 10. 2019. PMC6514228. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6514228/. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01010