Глава книги
Симбиоз европейских и российских стандартов образования - особенности учебного процесса преподавания математики на русском языке в выпускных классах сербской гимназии
Дружба у наших двух стран, России и Республики Сербия, славится многовековой историей, а также имеющимся общим подходом в такой сфере жизни как образование. Так, сербской гимназии, в которой я преподаю математику (Алексиначка Гимназица) - уже 157 лет. Сербия - это страна, в которой учатся школьники и студенты, получая качественное среднее и высшее образование. Сербская образовательная система претерпела ряд реформ, чтобы соответствовать европейским стандартам. В то же время в России также произошли перемены и на сегодняшний день применяется больше проектно-ориентированный подход в обучении, подготавливая молодое поколение к жизни, передавая ему накопленный опыт старших. Принято считать, что любая образовательная система обязана готовить кадровый резерв, обеспечивая повышение профессиональных навыков трудоспособного населения, за которым неминуемо следует рост доходов населения. Так. в опубликованных исследованиях ученых Sala-i-Martin, Doppelhofer, Miller [Sala-I-Martin, 2004], была выявлена прямая зависимость между продолжительностью школьного обучения и получением данных по ВВП (валовому внутреннему продукту) на душу населения этих стран. Оказалось, что самый устойчивый фактор, обеспечивающий стабильность экономики, даёт именно начальное среднее образование, а каждый дополнительный школьный год обучения сопровождался увеличением темпов роста ВВП на 0,6%. По данным Международного валютного фонда [Список стран] по уровню экономического развития в расчете ВВП на душу населения в 2021 г. Россия занимала 63 строчку в мире, а Сербия - только 75-ю. В Сербии, так же, как и в России школьное образование подразделяется на начальное, среднее и полное среднее образование, которое длится, как правило, 12 лет (при 4-х летнем обучении в гимназии, художественной школе или профессиональном училище после окончания 8-летней школы) или 11 лет (при 3-х летнем обучении в среднем специальном заведении). Если же после 9-го класса учащийся поступает на 3-летнюю среднюю образовательную программу в профессиональное училище, то диплом можно получить и годом раньше. В России же принято 11-летнее среднее полное образование. Для получения Аттестата о полном среднем образовании, а также проходных баллов в вузы России, учащиеся сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Экзаменационные работы и задания по ЕГЭ, начиная с 2015 г., подготавливались с учетом заданий тестовых систем PISA и TIMSS. Данные программы являются программами международных оценок и проверяют использование знаний и умений в реальной жизни. Тестовые задания по математике в концепции TIMSS больше проверяют академические знания и проводятся один раз в четыре года в 4-х и 8-х классах. Но не подкрепленные практикой и умением применять свои навыки, такие знания ничего не стоят и не ценятся на рынке труда. Для подростков 15-16 лет из разных стран проводится еще один тест, всемирной программы PISA. Именно к этому возрасту учащиеся заканчивают обязательное среднее образование и могут либо продолжить свое обучение, либо идти работать. В данном тесте оценивается прежде всего умение находить решения в реальных жизненных ситуациях. Исследователи считают, что показатели тестов свидетельствуют о потенциале на успех в области экономики, а высокий рейтинг PISA показывает, что школьные системы готовят учащихся к глобальной экономике XXI-го века. Однако, критики [Sharon, 2007] PISA заявляют, что в странах, где наблюдается более высокий процент детей из неблагополучных семей, не могут конкурировать и быть справедливо оценены наравне с учениками из богатых семей европейских стран. Хотя Сербия является участницей Болонского процесса (куда входила и Россия до 2022 г.), однако учащиеся по-прежнему вынуждены сдавать два выпускных экзамена: первый для получения диплома о полном среднем образовании и второй вступительный в выбранный ВУЗ. Что бы Сербская система образования отвечала требованиям соглашений, которые действуют на территории европейских стран, высшие образовательные заведения были серьезно реформированы. Таким образом, получая диплом в Сербии о высшем или среднем образовании, можно найти хорошо оплачиваемую работу в любой европейской стране. По статистике [Синановић, 2015] каждый второй сербский гражданин указывает, что он доволен системой образования в Сербии. Но отсутствие практики, заинтересованности подачи материала со стороны преподавательского состава, а также избыточность преподаваемого материала - граждане считают самым большим недостатком вузов. До 9-го класса, программы по математике основного среднего образования, что в России, что в Сербии примерно одинаковые. Но начиная с 9-го разница очень велика как в подаче материала, так и в объеме изучаемого материала. Дело в том, что в русских учебниках часть классической математики, как например булева алгебра, вынесена для изучения на другом предмете - информатика. А не изучение конструктивной геометрии и ликвидация предмета черчения в школах сказалось на отсутствии у большинства российских школьников базовых пространственных представлений объемных фигур и конструкций. Поэтому из года в год специалисты отмечают, что раздел стереометрических задач профильного экзамена по математике (ЕГЭ) выполняется очень слабо, с самыми низкими показателями. Надо сказать, что пока раздел с конструктивными геометрическими задачами не появится в русских учебниках, то в сложившейся ситуации высокого процента выполнения с полным решением данного вида задач сложно ожидать в ближайшее время. Сербские же образовательные программы в гимназиях тяготеют к функциональным знаниям и классическому подходу подачи материала. В старших классах по программе выделено много часов на такие разделы математики как: ▪ Детерминанты и системы уравнений ▪ Аналитическая геометрия ▪ Планиметрия и многогранники ▪ Векторная алгебра ▪ Комплексные числа и полиномы ▪ Алгебраические структуры и т.д. Также надо отметить, что дополнительный год обучения (в 12-м классе) сравним по объему знаний, получаемых на первом курсе университета в РФ. Выводы и заключение: Старые подходы и система школьного образования в целом были больше ориентированы на приобретение и демонстрацию знаний, чем на их применение. Но учащиеся в так называемой «советской школе», т. е. в системе образования, существовавшей до 2015 г., получали фундаментальные знания и имели глубокие математические познания. Ориентация на стандарты и идеологию глобальных систем TIMSS и PISA выпускных тестовых заданий на ЕГЭ привнесли в процесс обучения динамичность интерпретации данных для практических целей, умение ориентироваться в реальных ситуациях, логически рассуждать, отбирать параметры для построения научных доказательств. Проведенные многочисленные исследования в различных странах показали, что экономики стран и их уровень развития, а также технический прогресс напрямую зависят от качественного преподавания математических дисциплин в старших классах, а также от продолжительности обучения. Все эти параметры безусловно связаны и положительным образом влияют на результативность. Можно смело сказать, что те страны, учащиеся которых занимают высшие строчки глобального тестирования по технологиям TIMSS и PISA имеют наибольшие шансы и в экономическом развитии, что мы и наблюдаем в данный момент - это такие страны как Сингапур, Китай, Корея и др. Эти государства безусловно являются фаворитами не только в рейтингах математического тестирования, но и они же показывают высокие результаты при освоение их гражданами различных высокотехнологичных специальностей. Данная тенденция характерна и для естественных наук (химии, физики), что важно при постановке научных вопросов, планирования исследований и реализации проектов.