Статья
Гамлет, Страсберг и актеры: к переводу названия книги Ли Страсберга "A Dream of Passion"
Статья посвящена творческому наследию одного из крупнейших американских театральных педагогов ХХ века Ли Страсберга (1901-1982). Главная его книга «A Dream of Passion» не переведена на русский язык, и даже перевод ее заглавия, в котором Страсберг использовал цитату из «Гамлета», вызывает разночтения. В этой, казалось бы, простой задаче неожиданно переплелись вопросы театральной педагогики, истории театра, филологии и шекспироведения. Для ее решения в статье рассматриваются этапы творческой биографии Страсберга (ученичество в Лабораторном театре Болеславского - создание театра «Груп» - руководство Актерской студией), анализируется суть педагогики Страсберга, отличия его Метода (the Method) от системы Станиславского. Проведя анализ многочисленных переводов «Гамлета», автор статьи аргументирует выбор перевода шекспировской строчки, вынесенной в заглавие книги, согласно переводу Б. Л. Пастернака как наиболее точно отражающего не букву, но дух исканий Страсберга, и предлагает переводить «A Dream of Passion» как «Сочиненные чувства».
1. Бутрова Т. В. От Системы к Методу//Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусства XX века. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. С. 328-349.
2. Бутрова Т. В. Ли Страсберг. Опыт портрета//Западное искусство. XX век: Между Пикассо и Бергманом. СПб., 1997. С. 74-88.
3. Бутрова Т. В. Станиславский в Америке//Диалог культур: Проблема взаимодействия русского и мирового театра ХХ века. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. С. 122-135.
4. Дунаевский А. Л. Элиа Казавн: Кино по Станиславскому. Винница: Глобус-пресс, 2004.
5. Дыбовский В. В. В плену предлагаемых обстоятельств//Минувшее: Исторический альманах. 10. М.; СПб.: Atheneum: Феникс. 1992.
6. Егошина О. Ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский: «Торговать своей жизнью -прибыльное занятие»//Новые Известия. 2009. 10 сентября.
7. Карабичевский Н. Приподнятая занавеса. СПб., 1905.
8. Леонид Миронович Леонидов. Сб. статей. М.: Искусство, 1960.
9. Литаврина М. Г. Американская игра и «русский метод»: попытка интеграции (Ричард Болеславский и его нью-йоркский «Лабораторный театр»)//Мнемозина. Исторический альманах. Вып. 2. М., 2000. С. 374-391.
10. Морозов М. М. Избранные статьи и переводы. М.: Художественная литература, 1954.
11. Полоцкая Э. А. «Вишневый сад»: жизнь во времени. М.: Наука, 2003.
12. Рождественская Н. В. Работа в Актерской студии Ли Страсберга. Начальные уроки//Азы актерского мастерства. СПб.: Речь, 2002. С. 72-85.
13. Сенелик Л. Ли Страсберг//Московский Художественный театр: Сто лет. М.: МХАТ, 1998. Т. 2. Имена и документы. С. 167.
14. Смирнов Б. А. Театр США XX века. Л.: ЛГИТМиК, 1976.
15. Черкасский С. Д. Станиславский и йога: опыт параллельного чтения//Вопросы театра. М.: Государственный институт искусствознания. 2009. ¹ 3-4. С. 282-300.
16. Черкасский С. Д. Йогические элементы системы Станиславского//Вопросы театра. М.: Государственный институт искусствознания. 2010. ¹ 1-2. С. 252-270.
17. Шекспир У. Полное собр. соч.: В 8 т. Т. 6. М.: Искусство, 1960.
18. Шекспир У. «Гамлет» в русских переводах XIX-XX вв. М.: Интербук, 1994.
19. Шекспир У. Гамлет: В поисках подлинника. М.: Лабиринт, 2003.
20. Шекспир У. Гамлет: Антология русских переводов: 1883-1917. М.: Совпадение, 2006.
21. Эспер Б. Мастер-класс в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. 9 марта 2009. (Архив автора статьи.)
22. Adams Cindy. Lee Strasberg: The Imperfect Genius of The Actors Studio. Garden City, NY: Double-day, 1980.
23. Carnicke Sharon М. Stanislavsky in Focus: 2nd edition. Routledge, 2009.
24. Cohen Lola, ed. The Lee Strasberg Notes. Routledge, 2010.
25. Harrison G. B. Shakespeare Under Elizabeth, H. Holt and Company, 1933.
26. Hethmon Robert H., ed. Strasberg at The Actors Studio: tape-recorded sessions. NY: Viking Press Book, 1965.
27. Hull S. Loraine. Strasberg's Method as Taught by Lorrie Hull: A Practical Guide for Actors, Teachers, Directors. Ox Bow Publishing, 1985.
28. Kazan Elia. A Life. NY, 1988.
29. Krasner David, ed. Method Acting Reconsidered: Theory, Practice, Future. NY: St. Martin's Press, 2000.
30. Strasberg Lee Acting and the training of the Actor//Producing The Play Edited by John Gassner. New York: The Dryden Press, 1941. P. 128-162.
31. Strasber L. Definition of Acting. Published by Arrangement with Encyclopaedia Britannica. The Lee Strasberg Creative Center, without date.
32. Strasberg L. A Dream of Passion: The Development of the Method. Boston: Little, Brown, 1987.
33. Shakespeare W. The Tragedy of Hamlet Prince of Denmark. М.; Л.: Academia, 1937.
34. Butrova T. V. Ot Sistemy k Metodu//Zapadnoe iskusstvo. XX vek: Problema razvitija zapadnogo iskusstva XX veka. SPb.: Dmitrij Bulanin, 2001. S. 328-349.
35. Butrova T.V. Li Strasberg. Opyt portreta//Zapadnoe iskusstvo. XX vek: Mezhdu Pikasso i Bergmanom. SPb., 1997. S. 74-88.
36. Butrova T. V. Stanislavskij v Amerike//Dialog kul'tur: Problema vzaimodejstvija russkogo i mirovogo teatra XX veka. SPb.: Dmitrij Bulanin, 1997. S. 122-135.
37. Dunaevskij A. L. Elia Kazavn: Kino po Stanislavskomu. Vinnica: Globus-press, 2004.
38. Dybovskij V. V. V plenu predlagaemyh obstojatel'stv//Minuvshee: Istoricheskij al'manah. 10. M.; SPb.: Atheneum: Feniks. 1992.
39. Egoshina O. Rektor Shkoly-studii MHAT Anatolij Smeljanskij: «Torgovat' svoej zhizn'ju -pribyl'noe zanjatie»//Novye Izvestija. 10 sentjabrja 2009.
40. Karabichevskij N. Pripodnjataja zanavesa. SPb., 1905.
41. Leonid Mironovich Leonidov. Sb. statej. M.: Iskusstvo, 1960.
42. Litavrina M. G. Amerikanskaja igra i «russkij metod»: popytka integracii (Richard Boleslavskij i ego n'ju-jorkskij «Laboratornyj teatr»)//Mnemozina. Istoricheskij al'manah. Vypusk 2. M., 2000. S. 374-391.
43. Morozov M. M. Izbrannye stat'i i perevody. M.: Hudozhestvennaja literatura, 1954.
44. Polockaja Je.A. «Vishnevyj sad»: zhizn' vo vremeni. Nauka, 2003.
45. Rozhdestvenskaja N. V. Rabota v Akterskoj studii Li Strasberga. Nachal'nye uroki//Azy akterskogo masterstva. SPb.: Rech', 2002. S. 72-85.
46. Senelik L. Li Strasberg//Moskovskij Hudozhestvennyj teatr: Sto let. M.: MHAT, 1998. T. 2. Imena i dokumenty. S. 167.
47. Smirnov B. A. Teatr SShA XX veka. L.: LGITMiK, 1976.
48. Cherkasskij S. D. Stanislavskij i joga: opyt parallel'nogo chtenija//Voprosy teatr. M.: Gosudarstvennyj institut iskusstvoznanija. 2009.¹ 3-4. S. 282-300.
49. Cherkasskij S. D. Jogicheskie elementy sistemy Stanislavskogo//Voprosy teatra. M.: Gosudarstvennyj institut iskusstvoznanija. 2010. ¹ 1-2. S. 252-270.
50. Shekspir U. Polnoe sobr. soch.: V 8 t. T. 6. M.: Iskusstvo, 1960.
51. Shekspir U. «Gamlet» v russkih perevodah XIX-XX vv. M.: Interbuk, 1994.
52. Shekspir U. Gamlet: V poiskah podlinnika. M.: Labirint, 2003.
53. Shekspir U. Gamlet: Antologija russkih perevodov: 1883-1917. M.: Sovpadenie, 2006.
54. Jesper B. Master-klass v Sankt-Peterburgskoj gosudarstvennoj akademii teatral'nogo iskusstva. 9 marta 2009. (Arhiv avtora stat'i.)
55. Adams Cindy. Lee Strasberg: The Imperfect Genius of The Actors Studio. Garden City, NY: Double-day, 1980.
56. Carnicke Sharon M. Stanislavsky in Focus: 2nd edition. Routledge, 2009.
57. Cohen Lola, ed. The Lee Strasberg Notes. Routledge, 2010.
58. Harrison G. B. Shakespeare Under Elizabeth. H. Holt and Company, 1933.
59. Hethmon Robert H., ed. Strasberg at The Actors Studio: tape-recorded sessions. NY: Viking Press Book, 1965.
60. Hull S. Loraine. Strasberg's Method as Taught by Lorrie Hull: A Practical Guide for Actors, Teachers, Directors. Ox Bow Publishing, 1985.
61. Kazan Elia. A Life. N Y, 1988.
62. Krasner David, ed. Method Acting Reconsidered: Theory, Practice, Future. NY: St. Martin's Press, 2000.
63. Strasberg Lee Acting and the training of the Actor//Producing The Play Edited by John Gassner. New York: The Dryden Press, 1941. P. 128-162.
64. Strasber L. Definition of Acting. Published by Arrangement with Encyclopaedia Britannica. The Lee Strasberg Creative Center, without date.
65. Strasberg Lee. A Dream of Passion: The Development of the Method. Boston: Little, Brown, 1987.
66. Shakespeare W. The Tragedy of Hamlet Prince of Denmark. M.; L.: Academia, 1937.