Контингент современной поликультурной школы - это не только русскоязычные учащиеся, но также инофоны, число которых в отдельных школах может достигать 15%. Уровень владения инофонов русским языком несопоставим с уровнем носителей русского языка, то есть русский язык является для них, по сути, иностранным. В то же время методика обучения русскому языку как школьному предмету ориентирована исключительно на носителей русского языка. В статье исследуется проблема моделирования методического сопровождения к учебнику русского языка и делается вывод о востребованности такого сопровождения не только для инофонов, но и для носителей русского языка.
Уша Т. Проектирование методического сопровождения средств обучения для поликультурной школы. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014;(171):265-271.
1. Быстрова Е. А. Диалог культур на уроках русского языка: Пособие по развитию речи учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ. СПб.: Просвещение, 2002. 144 с.
2. Коненкова О. И., Феоктистова Т. Л. Методические материалы для тестирования детей-инофонов по русскому языку. М.: Изд. дом «Этносфера», 2009. 78 с.
3. Каленкова О.Н., Безрукова O.A. Моя русская грамматика: Учеб.-метод, пособие для работы с детьми дошк. и мл. шк. возраста. М.: Русская Речь, 2012. 144 с.
4. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года//Официальный сайт Росстата. Доступ http://www.gks.ra25.02.2014 (Дата обращения: 15.01.2014).
5. О реализации «Программы интеграции детей зарубежных мигрантов в московскую образовательную среду и их социально-культурной адаптации к условиям столичного мегаполиса»: Приказ Департамента образования г. Москвы от 30.06.2006 г. № 402. Доступ http://www.school-extl85.ru/(Дата обращения: 28.04.2013).
6. Русский язык как иностранный: Методика обучения русскому языку: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.:Владос, 2004. 270 с.
7. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений: В 2 ч./Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2012. 192 с.
8. Уша Т. Ю. Тестирование в поликультурной школе как средство языковой идентификации инофонов//Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 4.
9. Уша Т. Ю. Национальная росийская школа -полиэтническая и поликультурная//Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Научный журнал. 2012. № 148. С. 125-133.
10. Уша Т.Ю. Русский язык в поликультурной школе как методическая проблема//Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. № 11. С. 28-33.
11. Уша Т.Ю. Языковая идентификация учащихся-инофонов//Вестник БФУ им. И. Канта. Сер.: Педагогические науки. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2012. Вып. 2. С. 100-105.
12. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. 140 с.