Статья посвящена созданию профессионально ориентированных учебных материалов. Основной методической проблемой, обсуждаемой в статье, является вопрос о разработке заданий, максимально приближенных к контексту профессиональной деятельности в плане совершаемых субъектом интеллектуальных и речевых действий, а также в плане логики совместной деятельности и общения в процессе решения поставленных задач. Автор предлагает при разработке заданий моделировать четыре основных компонента реальной профессиональной задачи: цель задачи; средства её решения и источники информации; трудности и риски. Перечисленные компоненты структуры задачи могут рассматриваться в качестве «инструментов» создания профессионально ориентированных учебных материалов при условии, что они сохраняют присущие реальной задаче характеристики.
Федорова Н. Приёмы разработки коммуникативных заданий для профессионально ориентированного обучения студентов вузов иностранному языку. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014;(166):155-161.
1. Алексеева Л. Е. Оптимизация процесса обучения иноязычному профессионально ориентированному общению студентов факультета международных отношений: на материале английского языка: Дис. канд. пед. наук. СПб., 2002. 313 с.
2. Алексеева Л. Е. Разработка учебно-методических материалов в обучении профессионально ориентированному иностранному языку // Homo Loquence: актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: Сборник научных статей / Под ред. И. Ю. Щемелевой; Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, 2012. Вып. 4. С. 303-313.
3. Анциферова О. В. Коммуникативно-речевая ситуация как основа развития умений в говорении при обучении РКИ: 1 сертификационный уровень: Дис. … канд. пед. наук. СПб., 2005. 241 с.
4. Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
5. Бухарова Г. Д. Теоретико-методологические основы обучения решению задач студентов вуза. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. 136 с.
6. Вербицкий А. А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. 41 с.
7. Колесник Л. И. Проблематизация учебного текста и заданий к нему: На материале обучения чтению на иностранном языке: Дис. … канд. пед. наук. Нижневартовск, 2004. 187 с.
8. Крупченко А. К. Введение в профессиональную лингводидактику. М.: МФТИ, 2005. 311 с.
9. Крупченко А. К., Кузнецов А. Н. Генезис и принципы профессиональной лингводидактики. М.: АПКиППРО, 2011. 140 с.
10. Машбиц Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев, Вища школа, 1987. 224 с.
11. Методика обучения иностранным языкам: Традиции и современность / А. А. Миролюбов. Обнинск: Титул, 2012. 464 с.
12. Милованова Л. А. Профильно-ориентированное обучение иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы. Волгоград: Перемена, 2004. 127 с.
13. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования. М.: Русский язык, 2010. 568 с.
14. Соколов В. Н. Педагогическая эвристика. М.: Аспект-пресс, 1995. 255 с.