Книга

Актуализация и переосмысление опыта трудового воспитания школьников в современных условиях
В монографии рассматривается новый концептуальный подход к актуализации и переосмыслению опыта трудового воспитания школьников в современных условиях, реализуемый на основе единства принципа преемственности с передовым педагогическим опытом прошлого, с одной стороны, и идеи формирования деятельностного патриотизма - с другой. Выявлены противоречия в ценностном отношении школьников к труду, в организации общественно полезного, производительного труда школьников, в организации профориентации школьников. Определены организационно-педагогические условия совершенствования трудового воспитания в современной школе. Работа адресована руководителям общеобразовательных учреждений, организаторам трудовой деятельности и профориентации школьников, исследователям проблем трудового воспитания, аспирантам, магистрантам, студентам педагогических вузов.
1. Андриянова Л. В. Развитие идей художественно-эстетического и трудового воспитания в опытно-экспериментальной работе школы «Ремесел и искусств» 269 школы Кировского района Санкт-Петербурга / Л. В. Андриянова, А. В. Сарже // Опытно-экспериментальная работа в школах г. Санкт-Петербурга: материалы гор. науч.-практ. конф. - Санкт-Петербург, 1995. - Секция 3: Создание условий для раскрытия и самореализации личности ученика. - С. 66-67.
2. Апостолов О. П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы). - Москва: ИП Татаринов М. В., 2011. - 184 с. - Цит. по: Сергеев И. С. Образовательная профориентация - методологическая основа профориентационой работы с детьми и молодежью // Профессиональное образование и рынок труда. - 2023. - Т. 11, № 1. - С. 24-44. - URL: https:// doi.org/10.52944/PORT.2023.52.1.002
3. Ахаян Т. К. Исследование аксиологических проблем воспитания учащихся (научная школа - материалы к спецкурсу). - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1996. - 98 с.
4. Ахаян Т. К. Формирование идейно-нравственных убеждений школьников в общественно-трудовой деятельности. Избранные труды. - Санкт-Петербург, 2016. - 186 с.
5. Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. - Москва: Наука, 1969. - 294 с.
6. Бандура А. Теория социального научения. - Санкт-Петербург: Евразия, 2000. - 318 с.
7. Барабина И. А., Гафурова В. М. Политехническое образование в общеобразовательной школе СССР во второй половине 1950-х - начале 1960-х годов // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. - 2016. - Т. 26, вып. 4. - С. 129-134.
8. Блинов В. И., Сергеев И. С. Движение WorldSkills Russia как инструмент профориентации: выгоды и риски // Актуальные проблемы профессионального образования / сост. С. Н. Чистякова, Е. Н. Геворкян, Н. Д. Подуфалов. - Москва: Экон-Информ, 2016. - С. 239-242.
9. Блинов В. И. Образовательная профориентация: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов, Н. Ф. Родичев, И. С. Сергеев. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 336 с.
10. Блинов В. И. Образовательная профориентация: учебное пособие для СПО / В. И. Блинов, Н. Ф. Родичев, И. С. Сергеев. - Санкт-Петербург: Лань, 2024. - 336 с.
11. Богачева Н. В., Сивак Е. В. Мифы о «поколении Z» // Современная аналитика образования. - 2019. - № 1. - С. 1-64.
12. Борисенко Н. А. Что нужно знать учителю-словеснику о психологических особенностях поколения Z // Русский язык в школе. - 2021. - № 82 (3). - С. 7-17. - URL: https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-3-7-17 (дата обращения: 02.12.2024).
13. Васильева З. И. На пути к обновлению теории и методики нравственного воспитания учащихся (60-70 годы ХХ века): педагогическое исследование. - Санкт-Петербург: ХИМИЗДАТ, 2002. - 184 с.
14. Вахрушев С. А., Дмитриев В. А. Некоторые проблемы внедрения проектной деятельности в школьном образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10, № 1 (34). - С. 40-44.
15. Воспитательный потенциал профориентации: взгляд нового поколения / В. Н. Пронькин, Д. А. Махотин, В. В. Кинелева, Н. Ф. Родичев // Профессиональное образование и рынок труда. - 2022. - № 3 (50). - С. 97-115. - DOI 10.52944/PORT.2022.50.3.006. - EDN OZLPRJ
16. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: монография. - Волгоград: Авторское перо, 2006. - 172 с.
17. Гаврилова А. В. Особенности коммуникации поколения Z // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2016. - № 2. - С. 28-31.
18. Гимазова А. Ф. Проблема трудового воспитания в педагогической теории В. А. Сухомлинского. - URL: https://almanah.su/tpost/cf71095f61-gimazovaaf-problema-trudovogo-vospitani (дата обращения: 02.12.2024).
19. Глубокова Е. Н. Применение концепции управления знаниями в образовательном процессе современного университета // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2010. - № 10. - С. 39-44.
20. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в 21 веке как ресурс личностного развития человека: традиции, инновации, перспективы исследования. Материалы Всероссийского научно-исследовательского, методического семинара-практикума с международным участием (7-9 февраля 2018 г.) / сост. и отв. ред. Е. И. Тихомирова. - Самара: Научно-технический центр, 2018. - 572 с.
21. Гуртов В. А., Колесников В. Н., Питухина М. А. От традиционной модели профориентации к системе сопровождения и консультирования на протяжении всей жизни: опыт Финляндии // Непрерывное образование: XXI век. - 2019. - № 2 (26). - C. 65-67.
22. Гутник И. Ю. Анализ опыта проектирования структуры рефлексивной сессии / И. Ю. Гутник, Т. П. Гембель, Ю. И. Дмитриева // Казанский педагогический журнал. - 2022. - № 2 (151). С. - 163-171. - DOI 10.51379/KPJ.2022.152.2.023. - EDN UZVXAT.
23. Дейч Б. А. Становление и развитие внешкольной работы в России: региональный аспект: монография / Б. А. Дейч, И. Ю. Юрочкина - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. - 287 с.
24. Единая модель профориентации в школах - программа, содержание, цель и основные принципы. - URL: https://bvbinfo.ru/profminimum (дата обращения: 03.12.2024).
25. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э., Лебедева Е. В. Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему // Сибирский психологический журнал. - 2021. - № 79. - С. 89-107. DOI: 10.17223/17267080/79/6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ transprofessionalizm-kak-prediktor-preadaptatsii-subekta-deyatelnosti-kprofessionalnomu-buduschemu (да та обращения: 03.12.2024).
26. Зеер Э. Ф., Крежевских О. В. Моделирование социально-гуманитарной образовательной платформы развития транспрофессионализма у субъектов полидисциплинарных проектов // Образование и наука. - 2018. - № 7. - С. 90-108. - URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-90-108 (дата обращения: 01.11.2024).
27. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профконсультирования. - Москва: Академия, 2014.
28. Зубаревич Н. В. Современная Россия: география с арифметикой // Отечественные записки. - 2012. - № 1. - С. 55-64.
29. Иванов И. П. В глубины воспитания - URL: https://kommunarstvo.ru/biblioteka/ bibivavgl.html (дата обращения: 02.11.2024)
30. Иванова Е. М. Субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е. А. Климова и ее научно-практическая ценность // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2010. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektno-deyatelnostnaya-kontseptsiya-professionalnogo-truda-ea-klimova-i-ee-nauchno-prakticheskaya-tsennost (дата обращения: 04.12.2024).
31. Иванова Н. П., Заводилкина О. В. Социализация детей в современных условиях // Социальная педагогика. - 2012. - № 3. - С. 110.
32. Изучаем документы партии и правительства о реформе общеобразовательной и профессиональной школы: методические рекомендации / сост. С. Ф. Эхов - Ленинград: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985. - 36 с.
33. Казакина М. Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе - Ленинград: Изд-во ЛГПИ, 1989. - 83 с.
34. Каргина З. А. История становления системы дополнительного образования детей в России: два «золотых периода» // Историко-педагогический журнал. - 2013. - № 1. - С. 89-103.
35. Кирьякова А. В. Взаимосвязь аксиологии и инноватики в образовательных системах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2021. - № 2. - С. 6-14.
36. Кирьякова А. В. Оренбургская ветвь научной школы аксиологии воспитания Т. К. Ахаян (к 100-летию со дня рождения) // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - № 5 (228). - С. 6-16.
37. Кирьякова А. В., Южанинова Е. Р., Мороз В. В. В. А. Сухомлинский о возрастном становлении ценностных ориентиров школьников. Логика, механизмы, технологии // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2023. - № 3 (239). - С. 22-28.
38. Кирьякова А. В. Аксиологические идеи В. А. Сухомлинского в теории и практике образования // Реализация идей В. А. Сухомлинского в теории и практике современного образования (к 100-летию со дня рождения). Международная научно-практическая конференция. Сборник статей: в 2 т. / науч. ред. В. Г. Рындак. - Чебоксары, 2018. - С. 95-100.
39. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. - Оренбург, 1996. - 188 с.
40. Климов А. Е. Психология профессионального самоопределения. - Москва: Академия, 2010. - 304 с.
41. Кондаков А. М. Образование в конвергентной среде: постановка проблемы / А. М. Кондаков, И. С. Сергеев // Педагогика. - 2020. - Т. 84, № 12. - С. 5-21. - EDN PBHDZH.
42. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев [и др.] - Москва: Федеральный институт развития образования; Перо, 2014. - 38 с.
43. Концепция наставничества в образовании РАО, 2023 год - U RL: https:// rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2023/07/koncepcia-1.pdf ( дата обращения: 12.12.2024).
44. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Очерки психологии старшего школьника. - Москва: Учпедгиз, 1963. - 193 с.
45. Крючков А. Ф. Общественно полезный, производительный труд - Москва: Просвещение, 1984. - 191 с.
46. Лебедева О. В., Повшедная Ф. В. Социально-психологический портрет современного школьника // Вестник Минского университета. - 2022. - Т. 10, № 3. - С. 15.
47. Лидерам молодежи о патриотизме и межнациональном согласии: монография / А. Д. Карнышев Е. А. Иванова, А. Ю. Качимская, О. А. Карнышева, Е. П. Володина, Е. Л. Аршинская, М. М. Цыганова. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2016. - 318 c.
48. Луначарский А. В. Основные принципы единой трудовой школы // Народное образование. -1999. - № 10. - С. 40-47.
49. Лызь Н. А. Особенности развития субъекта труда в современном информационном обществе // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. - Кисловодск; Москва: ТЭСЭРА, 2015. - С. 144-148.
50. Львов Ю. В. Преемственность опыта педагогического руководства производительным трудом учащихся // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. - № 2 (8). С. - 67-68.
51. Львов Ю. В. Характеристика опыта организации производительного труда учащихся // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. - № 2 (8). С. - 69-71.
52. Макаренко А. С. Трудовое воспитание. - Минск: Нар. асвета, 1977.
53. Малис Г. Ю. Изучение социальной среды в целях профконсультации: материалы школьно-психотехнической лаборатории Ленинградского обследовательского детского института / под ред. А. П. Болтунова. - Ленинград: ЛОДИ, 1932. - 108 с. (Серия «Психотехника в школе»).
54. Мухаметзянова Ф. Г., Степанова К. И. Размышления о новых поколениях обучающихся и особенности поколения альфа в глобальном образовании // Глобальная экономика и образование. - 2021. - № 2. - С. 42. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-o-novyh-pokoleniyah-obuchayuschihsyai-osobennosti-pokoleniya-alfa-v-globalnom-obrazovanii (дата обращения: 04.12.2024).
55. Надточий А. П. Межшкольные комбинаты в условиях модернизации образования: методическое пособие / А. П. Надточий, В. В. Блащук, Н. М. Федорова. - Санкт-Петербург: Гидрометеоиздат, 2003. - 113 с.
56. Никольская А. В. Изучение категории «субъект» в российской и зарубежной психологии // Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы Международной конференции, посв. 80-летию А. В. Брушлинского / отв. ред. А. Л. Журавлёв, Е. А. Сергиенко. - Москва: Институт психологии РАН, 2013. - Т. 1. - С. 137-140.
57. Нравственное воспитание школьников / под ред. И. С. Марьенко. - Москва: Просвещение, 1969. - С. 26.
58. Об утверждении положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ. Приказ Министерства просвещения СССР от 11 мая 1985 года № 81.
59. Опыт внедрения области «Технология» в средней школе «Ремесел и искусств» / Сарже А. В. // Технологическое образование-98 : тезисы докладов международной научно-методической конференции (28-31 января 1998 года). - Новгород, 1998. - С. 37-38.
60. Паландузян Е. Ю. Роль профессиональной подготовки учителей технологии в педагогических вузах в решении проблемы самоопределения учащихся // Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации. Межвузовский сборник научных трудов. Ленинградский областной институт развития образования, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2004. - С. 157-159.
61. Пашков А. Г. Педагогика производительного труда - Москва: Знание, 1987. - С. 38.
62. Педагогические труды академика И. П. Иванова: в 2 т. Т. 1. / сост.: И. Д. Аванесян, К. П. Захаров. - Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - 304 с.
63. Письмо Минпросвещения России от 03.04.2023 г. № ДГ-617/05 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования», утв. Фондом Гуманитарных Проектов) - URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-03042023-n-dg-61705o-napravlenii/ (дата обращения: 02.11.2024).
64. Поливанова К. Н. Изменение практик развития и его последствия // Феноменология современного детства. Сборник научных статей: в 3 ч. - Москва: ФИРО, 2012. - С. 108-115.
65. Поликанин С. И. Объекты общественно полезного, производительного труда учащихся - Москва: Просвещение, 1987. - 160 с.
66. Прогноз развития системы профессиональной ориентации в условиях цифровой трансформации / И. С. Сергеев, Д. А. Махотин, В. Н. Пронькин, Н. Ф. Родичев, И. С. Сергеев, Д. А. Махотин, В. Н. Пронькин, Н. Ф. Родичев // Педагогика. - 2021. - Т. 85, № 7. - С. 5-19.
67. Прозументик О. В., Наумова М. Ю. Вхождение «поколения альфа» в мир (на примере программы «Есть контакт! Строим отношения с миром») // Пермский педагогический журнал. - 2021. - № 12. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vhozhdenie-pokoleniya-alfa-v-mir-na-primere-programmy-est-kontaktstroim-otnosheniya-s-mirom (дата обращения: 04.12.2024).
68. Производительный труд в учебных мастерских и кабинетах обслуживающего труда городских школ / сост. А. Ф. Крючков. - Москва: Просвещение, 1980. - 174 с.
69. Пронькин В. Н. JuniorSkills: модель ранней полипрофессиональной подготовки и профориентации // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции 16 марта - 7 апреля 2021 года / Институт информационных технологий и технологического образования РГПУ им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург: Астерион, 2021. С. 213-218. - DOI: 10.53115/9785001880363
70. Пронькин В. Н. Профессиональное самоопределение в постиндустриальную эпоху // Практики развития: образовательные парадигмы и практики в ситуа ции смены технологического уклада: материалы 27-й науч.-практ. конф. Крас но ярск, ноябрь 2020 г. / отв. за вып. Е. А. Келлер. - Красноярск, 2021. - С. 74-82.
71. Пронькин В. Н. Ключевые элементы профессиональной пробы: опыт технологического образования // Технологическое образование: теория и инновационные практики (К 45-летнему юбилею кафедры технологического образования РГПУ им. А. И. Герцена): материалы всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 28-30 марта 2023 года) / ред. кол.: О. В. Костейчук, А. В. Сарже, С. Ф. Эхов. - Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. - С. 66-73.
72. Пронькин В. Н. Профориентационный потенциал школы и его отражение в основной образовательной программе основного общего образования // Школа и производство. - 2022. № 5. С. 53-60. - DOI 10.47639/00374024_2022_5_53. - EDN FYPUSJ.
73. Профессиональные пробы и выбор профессии: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. - Москва: Просвещение, 2007. - 95 с.
74. Профориентационный нетворкинг: практическое пособие / науч. ред. И. С. Сергеев. - Санкт-Петербург: Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга, 2020. - 36 с.
75. Пряжников Н. С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. - Москва: Академия, 2014.
76. Пряжникова Е. Ю. Профориентация: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия, 2010.
77. Психология труда: учебник для вузов / Е. А. Климов [и др.] / под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2024. - 308 с. - (Высшее образование).
78. Ретивых М. В. Исторически сложившиеся концепции профориентации и особенности их развития в современных условиях // Вестник БГУ. - 2013. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheski-slozhivshiesya-kontseptsiiproforientatsii-i-osobennosti-ih-razvitiya-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 10.12.2024).
79. Рожков Д. С., Кретив О. А. Актуальность взглядов С. Т. Шацкого на труд и отдых в практической деятельности современного педагога. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-vzglyadov-s-t-shatskogo-na-trud-i-otdyh-vprakticheskoy-deyatelnosti-sovremennogo-pedagoga (дата обращения: 05.12.2024).
80. Российская макаренковская ассоциация. - URL: http://makarenko-museum.ru/ IMS/Ros_MAC_ass.html (дата обращения: 20.11.2024).
81. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. -1986. - № 4. - С. 101-109.
82. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. - Москва: Изд-во АПН СССР, 1959. - С. 121.
83. Самореализация молодежи в социуме. Достижения. Проблемы. Перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 19-20 ноября 2009 г. / под. ред. Е. И. Тихомировой. - Самара: АсГард, 2009. - 528 с.
84. Сергеев И. С. Результаты образовательной профориентации и их оценка: модель «Четыре цветные корзины» // Профессиональное образование и рынок труда. - 2024. - № 4. - С. 6-28. - URL: https://doi.org/10.52944/ PORT.2024.59.4.001
85. Сергеев И. С. Образовательная профориентация - методологическая основа профориентационой работы с детьми и молодежью // Профессиональное образование и рынок труда. - 2023. - № 1. - С. 24-44. DOI: 10.52944/ PORT.2023.52.1.002.
86. Сергеев И. С., Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Лопатина С. Д., Маренин Д. А., Махотин Д. А., Родичев Н. Ф., Сикорская-Деканова М. А. Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи. - Москва: Перо, 2019. - 20 с. - ISBN 978-5-00150-444-3.
87. Сергеев И. С., Пронькин В. Н. Маркеры профориентационных парадигм / И. С. Сергеев, В. Н. Пронькин // Образовательная политика. - 2023. - Т. 4, № 96. - С. 121-132. - DOI 10.22394/2078-838Х-2023-4-54-62.
88. Сергеев И. С. Экосистема образовательной профориентации // Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени: сборник научных трудов / авт.-сост.: В. М. Жураковский, В. Г. Мартынов, А. А. Туманов. - Москва: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) им. И. М. Губкина, 2024. - С. 183-293.
89. Сергеев И. С. Работа с родителями школьников в системе образовательной профориентации // INSIGHT. - 2024. - № 3. - С. 19.
90. Сидоров С. В., Боровикова С. А. Развитие идей трудовой школы в Советской России до начала 1930-х гг. [Электронный ресурс] // Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя. - URL: http://si-sv.com/publ/16-1-0-26 (дата обращения: 12.12.2024).
91. Смирнова Е. О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 2 (34). - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/spetsifi ka-sovremennogo-doshkolnogo-detstva (дата обращения: 03.12.2024).
92. Современная аналитика образования. Вып. 2 (51): Карьерное консультирование в современном мире: Теории и практики в России и за рубежом. - Москва: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2021.
93. Стоюхина Н. Ю. Малис Г. Ю.: данные биографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. - 2017. - № 2. - С. 58-71.
94. Сухомлинский В. А. Письма к сыну. - Москва: Просвещение, 1987. - 122 с.
95. Тимофеева Т. В., Рахманова А. Р., Салимуллина Е. В. Оценка эффективных форм воспитательной работы с представителями поколений z и «альфа» // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-eff ektivnyh-form-vospitatelnoyraboty-s-predstavitelyami-pokoleniy-z-i-alfa (дата обращения: 04.12.2024).
96. Тихомирова Е. И. Вариативные модели позитивной самореализации подростков в воспитывающей среде образовательной организации // Профи лактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сборник материалов Второй международной научно-практической конференции, г. Ялта, 8-10 октября 2020 года / под науч. ред. В. В. Коврова. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020. - 668 с.
97. Тихомирова Е. И. Веду за собой. Практикум для желающих стать лидером и тех, кто хочет им в этом помочь. - 2-е изд., доп. - Самара: СГПУ. 2009. - 89 с.
98. Тихомирова Е. И. Развитие социальной направленности личности в традициях социально ориентированной деятельности // XI Лазаревские чтения «Лики традиционной культуры в современном культурном пространстве: от прошлого к будущему»: сб. материалов международной науч. конф., Челябинск, 28-29 февраля, 1-3 марта 2024 г. / ред. кол. С. Б. Синецкий, Е. А. Селютина, Л. Н. Лазарева, О. В. Гришанина-Мошкина, И. В. Степанова; Челябинский гос. ин-т культуры. - Челябинск: Челябинский гос. ин-т культуры, 2024. - С. 78-82.
99. Тихомирова Е. И., Тихомирова Д. С. Исследование субъектной самореализации студентов в процессе подготовки социальных проектов // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offl ine Letters): электронный научный журнал. 2019. № 6 (июнь). ART 2740. - URL: http://emissia.org/offl ine/2019/2740. htm (дата обращения: 17.11. 2024).
100. Тихомирова Е. И. Педагогическая поддержка как форма продуктивного субъект-субъектного взаимодействия // Психолого-педагогический поиск. - 2010. - № 2. - С. 69-74.
101. Тихомирова Е. И. Перспективы развития аксиологического потенциала технологий социального воспитания // Психология и педагогика социального воспитания: традиции, опыт, тренды развития: монография / сост. и общ. ред. А. Г. Кирпичника, А. Г. Самохваловой. - Кострома: Костромской государственный университет, 2020. - С. 53-59.
102. Тихомирова Е. И. Социальная педагогика: самореализация школьников в коллективе: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Академия, 2007. - 144 с.
103. Тихомирова Е. И. Социальный проект как стратегия, тактика и практика субъектно-личностного развития детей и молодежи // Детское и молодежное движение: история и современность: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред., авт. предисл. В. А. Кудинов. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. - С. 308-312.
104. Томильцев A. B. Основные концепции профориентационной работы // Социальная работа на Урале: исторический опыт и современность : межвузовский сборник научных трудов. [Вып. 1] / Урал. гос. проф.-пед. ун-т, Социал. ин-т. - Екатеринбург, 2001. - С. 163-173.
105. Трудовое воспитание и профориентация школьников / М. Н. Скаткин, Э. Г. Костяшкин. - Москва: Просвещение, 1984. - 191 с.
106. Тубельский А. Н. Школа будущего, построенная вместе с детьми: сборник научных трудов. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Образовательные проекты, 2019.
107. Тужилкин А. Ю. Продуктивное обучение как средство профессионального самоопределения школьников: На примере предметной области «Технология»: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. - Нижний Новгород, 2001.
108. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные сочинения - Москва: Юрайт, 2017. - 359 с. - Серия: Антология мысли.
109. Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 11 т. Т. 2. - Москва; Ленинград, 1948-1950. - С. 340.
110. Федеральная рабочая программа воспитания. - UR L: https://институтвоспитания.рф/upload/medialibrary/ddc/sr3zcu3teyyu74meajjj1vzn171157v9.pdf (дата обращения: 25.11.2024).
111. Федеральный закон № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/49666 (дата обращения: 02.11.2024).
112. Фроленкова И. Ю., Кузнецов К. Г., Ермолаева А. В. Профориентационная деятельность как фактор повышения значимости созидательного труда в системе ценностных ориентиров школьников // Профессиональное образование и рынок труда. - 2024. - № 4. - С. 29-41. - URL: https://doi. org/10.52944/PORT.2024.59.4.002
113. Ханова Т. Г., Вавилова В. С. Особенности современной субкультуры детской игры // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovremennoy-subkulturydetskoy-igry (дата обращения: 02.12.2024).
114. Цвык В. А. Нравственная ценность труда // Вестник РУДН, серия Философия. - 2014. - № 2. - С. 6-15.
115. Целевая модель наставничества Минпросвещения РФ, 2020 год. - URL: https://glu-mar22.gosuslugi.ru/netcat_fi les/32/315/pismo_minprosv.pdf (дата обращения: 12.12.2024).
116. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. - 2016. - № 8. - С. 10-16.
117. Savickas M. L. Career construction theory and practice // Brown S. D., Lent R. W. (eds.) Career development and counseling: Putting theory and research to work. 2nd ed. - Hoboken: John Wiley & Sons, Inc., 2013. - P. 147-183.
118. Gottfredson L. S. Gottfredson’s theory of circumscription, compromise, and selfcreation // Brown D. Associates (eds) Career Choice and Development. - 4th ed. - San Francisco: Jossey-Bass, 2002. - P. 85-148.
119. Holland J. L. Making vocational choices: A theory of vocational personalities and work environments. - 3rd ed. - Odessa: Psychological Assessment Resources, 1997.
120. Kettunen J. Practitioners’ Experiences of Social Media in Career Services / J. Kettunen, R. Vuorinen, J. Sampson // Career Development. - 2015. T. 63. Vyp. 3. R. 268-281. Цит. по: Гуртов В. А., Колесников В. Н., Питухина М. А. От традиционной модели профориентации к системе сопровождения и консультирования на протяжении всей жизни: опыт Финляндии // Непрерывное образование: XXI век. - 2019. - № 2 (26). - C. 65-67.
121. Lent R. W., Brown S. D. & Hackett G. Toward a unifying social cognitive theory of career and academic interest, choice, and performance // Journal of Vocational Behavior. - 1993. - N 45. - P. 79-122.
122. Mark L. Savickas and Suzanne Savickas. A History of Career Counselling // International Handbook of Career Guidance / Editors: James A. Athanasou, Harsha N. Perera. - Springer, 2019. - P. 25-43
123. Super D. E. A theory of vocational development. // American Psychologist. - 1953. - N 8. - P. 185-190.