Статья
ВНЕДРЕНИЕ ИДЕИ МНЕМОНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИЕ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
Статья представляет мнемоническое обучение как одну из наиболее эффективных обучающих технологий в медицинском вузе. Все мнемонические методы и приемы, рекомендованные авторами для преподавания анатомии и физиологии человека, были апробированы на кафедре фундаментальной медицины и биохимии Псковского государственного университета. Предлагаемые для обучения мнемонические методы и приемы были разработаны на основе использования естественных или искусственных ассоциаций. Оригинальный стиль представления учебного материала и простота в применении мнемонических методов и приемов делают мнемоническое обучение наиболее эффективным для значительной части студенческой аудитории. Основной целью использования мнемоники на занятиях по анатомии и физиологии человека является повышение академической успеваемости студентов.
1. Андрусенко С. Ф., Андрусенко Е. В. Использование мнемонических приемов при изучении биохимии // Вестник Ставропольского государственного университета. 2011. № 1. С. 72-74.
2. Ахильгова Н. О. Изучение иностранных слов с помощью мнемотехник и интернет-системы MNEMONICO.DE // Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам. 2014. Т. 8. С. 31-36.
3. Васильева О. С. Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ // Вестник науки и образования. 2015. № 10 (12). С. 103-105.
4. Головко О. Н. Приемы мнемотехники как фактор формирования иноязычной культуры речи // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2015. № 3-31. С. 122-126.
5. Герд В. А. Строение и жизнь человеческого тела. СП б.: Изд-во К. Л. Риккера, 1910. 224 с.
6. Глазырина Е. С. Метод фонетических и наводящих ассоциаций как эффективный мнемонический прием при обучении лексике на занятиях иностранного языка для специальных целей в медицинском вузе // Непрерывное медицинское образование и наука. Гуманитарный трактат. 2017. Т. 12. № S1. С. 13-15.
7. Груздева И. Е. Мнемотехника. Как помочь школьнику лучше запомнить? // Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 2. № 2. С. 346-351.
8. Джолчибекова К. Ж., Сейтхадырова А. С. Использование упражнений по мнемотехнике для развития оперативной памяти студентов специальности "переводческое дело" // Наука и Мир. 2014. Т. 3. № 5 (9). С. 20-22.
9. Завьялов В. В. Учебник анатомии и физиологии человека для средних учебных заведений. Киев: Изд-во Пироговск. т-во, 1907. 175 с.
10. Каде А. Х., Занин С. А., Трофименко А. И. и др. Мнемоника и эвристика в рамках модульного подхода к обучению патологической физиологии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4. С. 169-171.
11. Карни Р. Н., Левин Д. Р. Мнемоническое обучение, основанное на переносе // Инновации в образовании. 2003. № 6. С. 123-125.
12. Калашников А. В. Мнемонические сокращения и фразы в преподавании юридического английского языка // Право и образование. 2008. № 8. С. 53-57.
13. Катышев П. А., Мартемьянов Е. А. Мнемонические приемы в изучении китайской иероглифики // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4 (64). С. 208-211.
14. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания "Джордано" [Электронный ресурс]. URL: http://mnemotexnika.narod.ru (дата обращения: 19.05.2016).
15. Конорев М. Р., Юргель Л. А., Тябут Г. Д., Гурин Н. Г. Мнемонические аббревиатуры в образовательном процессе медицинского вуза // Социальное воспитание. 2015. № 1 (5). С. 73-81.
16. Котельникова Е. Ю., Шпортько И. А. К вопросу обучения иноязычной лексике в техническом вузе // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2016. № 1. С. 117-126.
17. Кулагина О. Ю. Применение мнемотехники при обучении физики // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 101-102.
18. Кулеш Е. В., Авученкова Е. М. Приемы мнемотехники как средство развития памяти младшего школьника в насыщенной информационно-образовательной среде // Психология обучения. 2014. № 10. С. 31-35.
19. Логинова Е. А. Мнемоника как средство эффективного обучения студентов гуманитарных направлений подготовки немецкому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 9 (51). Ч. II. С. 129-132.
20. Маркина И. В. Химическая мнемоника или мнемоническая химия // Химия в школе. 2007. № 2. С. 23-29.
21. Матюгин И. Ю., Жемаева Е. Л., Чакаберия Е. И., Рыбникова И. К. Как развить хорошую память. М.: РИПО Л КЛАСС ИК, 2004. 416 с.
22. Моргун Д. А. Мнемоника как система запоминания новых слов на уроках иностранного языка в начальной школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 3-1. С. 105-106.
23. Морук Н. В., Архипова С. Н. Использование мнемотехники в развитии связной речи у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2015. Т. 19. С. 146-150.
24. Мурашов О. В. Классификация методов и приемов мнемонического обучения анатомии человека в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019. № 193. С. 127-135.
25. Мурашов О. В., Командресова Т. М. Мнемоническое обучение как здоровьесберегающее обучение // Труды XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути решения". 24-26 ноября 2016. Ч. 2. СП б.: б. и., 2016. С. 581-583.
26. Осинина Т. Н. Забывание учебного материала школьниками 12-13 лет с различным уровнем развития мнемонических способностей // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 98-107.
27. Павлова Д. С. Логотипирование как мнемотехнический прием // Социо- и психолингвистические исследования. 2015. № 3. С. 160-163.
28. Панина Е. Ю., Пахолкова Т. А. Мнемотехника в обучении лексической стороне речи старшеклассников // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2014. № 10. С. 176-181.
29. Пермякова С. П. Мнемоника - как техника запоминания английских слов // Инновационные технологии в современном образовании: сборник трудов по материалам III Международной научнопрактической интернет-конференции 18 декабря 2015 года. М.: ООО "Научный консультант", 2016. С. 545-549.
30. Петрова Т. Б. Использование приемов мнемотехники и цветов при изучении анатомии и физиологии человека // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2018. № 1 (8). С. 84-85.
31. Портнова Ю. С. Из опыта использования приемов мнемотехники при изучении темы "Нуклеиновые кислоты" и решении задач на биосинтез белка // Инновации в естественнонаучном образовании: сборник научных трудов VIII Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции 12-13 ноября 2015 года. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2015. С. 101-103.
32. Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека. 12-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во СП бМАПО, 2014. 724 с.
33. Ряховская А. Ю. Использование мнемонических упражнений в процессе профессиональной подготовки будущих переводчиков // Апробация. 2015. № 8 (35). С. 128-129.
34. Синельников Р. Д. Атлас анатомии человека. Т. 2. М.: Медицина, 1973. 468 с.
35. Сирохин А. И. Мнемоника как средство совершенствования педагогических технологий // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы XXI научно-методической конференции 2-3 марта 2016 г. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2016. С. 183-186.
36. Степаненко С. Б. Метод флеш-карт в образовании // Новые технологии в образовании: материалы XIX Международной научно-практической конференции (Таганрог, 15 декабря 2014). М.: Изд-во "Спутник", 2014. С. 39-42.
37. Табачникова О. М. О методе мнемонических правил при обучении англоязычных студентов русскому языку // Гуманитарное пространство. 2012. T. 1. № 2. С. 287-297.
38. Федорова И. Н., Чернова Л. В. Мнемонические приемы при изучении латинского языка на медицинском факультете // Лингвистика, лингводидактика, переводоведение: актуальные вопросы и перспективы исследования: материалы международной научно-практической конференции 20 ноября 2014. Чебоксары: Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, 2014. С. 166-170.
39. Хабарова Е. И. Мнемонический прием в курсах экологических дисциплин // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2006. № 2. С. 84-86.
40. Чепурной Г. А., Бура Л. В. Образовательная мнемотехника: технология эффективного усвоения информации: учебно-методическое пособие. Севастополь: РИБЕСТ, 2015. 115 с.
41. Широких А. Ю. Способы произвольного запоминания иноязычной терминологии в практике обучения иностранным языкам // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 9. С. 248-252.
42. Ягнич А. Я. Использование ассоциативного метода при обучении лексике на начальном обучении немецкому языку студентов неязыковых вузов // Обучение и воспитание: методика и практика. 2015. № 20. С. 100-106.
43. Breslar V. L. R. Hebrew mnemonics // Notes and Queries. 1926. Vol. 150. No. 15. Р. 267.
44. Brooks J., Friedman L., Pearman A., Gray C., Yesavage J. Mnemonic training in older adults: Effects of age, length of training, and type of cognitive pretraining // International Psychogeriatrics. 1999. Vol. 11. No. 1. Р. 75-84.
45. Brown J. G. Improving academic performance through systematic mnemonic training: PhD Dissertation. Tallahassee: Florida State University, 1982.
46. Сarola R., Harley J. P., Noback C. R. Human Anatomy. New York: McGraw - Hill, INC, 1992. 698 p.
47. Chaurasia B. D. B. D. Chaurasia's human anatomy regional and applied. Dissection and clinical. Vol. 2: Low limb. Abdomen and pelvis. 7th ed. New Delhi: СBC Publishers and Distributions Pvt Ltd, 2015. 498 p.
48. Khalid K. Mnemonics and study tips for medical students: Two zebras borrowed my car! 2nd ed. New York: Oxford University Press, 2008. 208 p.
49. Khegl R., Smith Ja., Baltes P. B. On the locus and process of magnification of age differences during mnemonic training // Developmental Psychology. 1990. Vol. 26. Р. 894-904.
50. Kimmel K. J. The development and evaluation of a music-mnemonic - enchanced multimedia computer - aided science instructional module: PhD Dissertation. Blacksburg: Virginia Polytechnic Institute and State University, 2000.
51. Kurushkin M. Writing reactions of metals with nitric acid: A mnemonic device for introductory chemistry students // Journal of Chemical Education. 2015. Vol. 92. No. 6. Р. 1125-1126.
52. McKitrick L. A., Friedman L., Brooks J., Pearman A., Kraemer H., Yesavage J. Predicting response of older adults to mnemonic training: Who will benefit? // International Psychogeriatrics. 1999. Vol. 11. No. 3. Р. 289-300.
53. Murafa S. V. Mnemonic abilities of primary school with delayed mental development // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8. No. 3. Р. 98-111.
54. Packard N., Chen Ch. From medieval mnemonics to a social construction of memory // American Behavioral Scientist. 2005. Vol. 48. No. 10. Р. 1297-1319.
55. Rebok G. W., Balcerak L. J. Memory self-efficacy and performance differences in young and old adults: The effect of mnemonic training // Developmental Psychology. 1989. Vol. 25. Р. 714-721.