В статье рассматривается возможность спонтанного усвоения детьми многих орфографических правил еще до начала школьного обучения. Приводятся наблюдения за освоением письма одним ребенком, Агатой Г., от фонетических написаний до первых осознанных орфографических открытий. Отмечаются особенности и этапы пути дошкольника к грамотности. Подчеркивается связь между развитием языковой рефлексии ребенка и эмпирическим усвоением морфемного принципа русской орфографии. Делаются выводы о влиянии письменного инпута, прежде всего чтения, на формирование у детей интуитивной грамотности.
1. Воробьева Т. А. О некоторых особенностях языковой рефлексии экспрессивных и референциальных детей // Современная онтолингвистика: проблемы, методы, открытия: материалы ежегодной международной научной конференции (24-26 июня 2019, Санкт-Петербург). Иваново: Листос, 2019. С. 481-486.
2. Гвоздев А. Н. К вопросу о роли чтения в усвоении орфографии // Русский язык и литература в средней школе. 1934. № 4. С. 4-19.
3. Гвоздев А. Н. Избранные работы по орфографии и фонетике. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963. 284 с.
4. Кузьмина Т. В. Начальные этапы освоения детьми морфемного принципа русской орфографии // Проблемы онтолингвистики - 2012: материалы международной научной конференции (24-26 апреля 2012, Санкт-Петербург). СПб.: Златоуст, 2012. С. 437-441.
5. Павлова Н. П. Говорю - пишу // Проблемы онтолингвистики - 2013: материалы международной научной конференции (26-29 июня 2013, Санкт-Петербург). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 201-206.
6. Павлова Н. П. К вопросу об общих закономерностях освоения письма ребенком // Русский язык в школе. 2016. № 5. С. 19-24.
7. Сальникова О. С. Эмерджентная грамотность: "экологически чистая письменная продукция" детей 7 лет // Проблемы онтолингвистики - 2016: материалы ежегодной международной научной конференции (23-26 марта 2016, Санкт-Петербург). Иваново: Листос, 2016. С. 263-267.
8. Цейтлин С. Н. U-shaped development при усвоении ребенком родного языка (анализ случаев мнимого регресса) // Материалы XXVII межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. СП б.: Изд-во СПбГУ, 1998. Вып. 13. С. 76-80.
9. Цейтлин С. Н. К вопросу о возможности спонтанного усвоения орфографических правил // Человек пишущий и читающий: проблемы и наблюдения: материалы международной конференции (14-16 марта 2002). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 30-39.
10. Цейтлин С. Н. Языковые правила: реальность или фикция // Вестник Герценовского университета. 2009. № 12 (74). С. 26-29.
11. Цейтлин С. Н. Освоение языка в свете теории имплицитного научения // Современная онтолингвистика: проблемы, методы, открытия: материалы ежегодной международной научной конференции (24-26 июня 2019, Санкт-Петербург). Иваново: Листос, 2019. С. 3-6.