Доклад конференции
Представление лексики при обучении РКИ на основе фреймового подхода
Е. A. Сальман
2024
В центре внимания в данной статье - способы презентации лексических единиц c использованием фреймового подхода. Продемонстрированы возможности учебного фрейма для расширения и активизации словаря учащегося, восприятия и понимания лексических единиц, а также их стилистических, культурологических и иных характеристик. Показана роль учебного фрейма в усвоении значения слова, его синтаксических, ассоциативных связей. Представление значения лексической единиц при помощи учебного фрейма влияет на формирование образа слова в словаре учащегося, способствует развитию коммуникативных навыков.
Сальман Е., Двинова Е., Костюк Н. Представление лексики при обучении РКИ на основе фреймового подхода. 2024;:315-321.
Цитирование
Список литературы
1. Габдулхаков Ф. А., Габдулхакова Р. Ф., Мусурманова Ю. Ю., Сальман Е. А., Хамраева Е. А. Русский язык как иностранный: 11 класс: учебник для школ среднего общего образования с узбекским и другими языками обучения. Уровень В1+ / Под науч. ред. Е. А. Хамраевой. Ташкент, 2021.
2. Квашнева Н. А. Репрезентация фрейма «Die Hochzeit» как сегмента немецкой концептосферы // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: материалы VI международной научно-практической конференции, Саратов, 14-15 октября 2021 года. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2021. С. 42-49.
3. Кузнецова Л. И. Принципы отбора слов для фреймовой учебной статьи «Сибирский федеральный университет» // Высшее образование сегодня. 2010. № 6. С. 92-94.
4. Кузнецова Л. И., Лазуткина Е. В., Харви Т. Л. Фреймовый учебный словарь в поликультурном образовании // Педагогика и современность. 2013. № 3. С. 14-26.
5. Латышева А. Н. Учебники русского языка и фреймовый подход к обучению инофонов // Мир русского слова. 2004. № 3. С. 5-14.
6. Лукьяненко И. Н. Фреймовый подход к обучению лексике на уроке РКИ // Сло-во.ру: балтийский акцент. 2015. № 1. С. 74-78.
7. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979.
8. Одинцова И. В. Сильные и слабые фреймы как единицы коммуникативно-когнитивного аспекта речевой деятельности // Мир русского слова. 2011. № 1. С. 89-93.
9. Орел Т. И. Принципы построения концептуально-фреймовой структуры (на материале английской терминосистемы телекоммуникации) // Когнитивная лингвистика: ментальные основы и языковая реализация. Ч. 1. Лексикология и грамматика с когнитивной точки зрения. Сб. ст. к юбилею профессора Н. А. Кобриной / Отв. ред. Н. А. Абиева, Е. А. Беличенко. СПб.: Тритон, 2005.
10. Разумкова Н. В. Сценарно-фреймовый подход к преподаванию русского языка в иностранной аудитории // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2018. Т. 3, № 3. С. 333-338.
11. Тёрёчик Л. Б. Текст как средство обучения русскому языку как иностранному: фреймовый подход (начальный этап обучения): автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Специальность 13.00.02. м., 2012.
12. Тюрина Г. А. Фреймовый способ организации лексики в практическом курсе русского языка как иностранного. М.: МГУ, 2000.