В статье исследуется и оценивается сформированность грамматических умений и уровень владения грамматическими понятиями и обобщениями у слабослышащих младших школьников, обучавшихся по учебникам для общеобразовательных организаций, которые не учитывают их особые образовательные потребности. Показано, что игнорирование специальных условий обучения приводит к концу начальной ступени школьного образования к неблагоприятным вариантам сформированности практических речевых умений, связанных с построением предложений и грамматическим оформлением речевых единиц, и указывает на неготовность слабослышащих учащихся к полноценному освоению содержания следующей ступени образования.
1. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Советский спорт, 2004. 304 с.
2. Вишневская Е. Е. Обучение русскому языку в начальных классах школы слабослышащих: методические рекомендации. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. 85 с.
3. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 200 с.
4. Зикеев А. Г. Русский язык: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. Ч. 2. М.: ВЛАДОС, 2011. 143 с.
5. Кафедра сурдопедагогики в зеркале времен: коллективная монография. СП б.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. 407 с.
6. Киреева Г. А., Красильникова О. А. Урок в современной школе слабослышащих и позднооглохших обучающихся: из опыта реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС НОО / под ред. О. А. Красильниковой, Г. А. Киреевой. СП б.: Архей, 2016. 291 с.
7. Коровин К. Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку. М.: Педагогика, 1976. 254 с.
8. Пенин Г. Н., Красильникова О. А. Содержание и организация образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся: учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. 256 с.
9. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся. М.: Просвещение, 2017. 263 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. М.: Просвещение, 2017. 408 с.
11. Шаповал И. А. Формирование практических грамматических навыков и умений слабослышащих школьников // Дефектология. 1991. № 6. С. 56-64.