Представлены результаты исследования, касающегося ключевой для практики инклюзивного высшего образования проблемы - готовности вузовских преподавателей к обучению инвалидов. При значимых различиях в уровне готовности в зависимости от профессионально-личностных характеристик научно-педагогических работников статус профессорско-преподавательского состава в целом не оптимален в соответствующем аспекте. Это проявляется в недостаточном уровне интериоризации преподавателями инклюзивной образовательной парадигмы, в отсутствии у них научно обоснованных представлений о специфике учебно-познавательной и коммуникативной деятельности студентов-инвалидов и о нормативно-методических и технологических основах их обучения, а также в редуцированности мотивации к повышению квалификации в вопросах инклюзии.
1. Асмаковец Е. С., Кожей С. К вопросу готовности преподавателей университета к работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья // Омские научные чтения - 2018: Материалы Второй Всероссийской научной конференции / отв. ред. Т. Ф. Ящук. Омск: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2018. С. 532-535.
2. Афанасьев Д. В., Денисова О. А., Леханова О. Л., Поникарова В. Н. Готовность преподавателей высшей школы к инклюзивному образованию // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 3. С. 128-142. DOI: 10.17759/psyedu.2019110311
3. Дегтярева Т. Н. Готовность преподавателей высшей школы к инклюзивному обучению человека с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 137-140.
4. Жолудова А. Н., Полякова О. В. Готовность преподавателей медицинского вуза к инклюзивному образованию // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журнал. 2019. Т. 7. № 2 (25). С. 332-342.
5. Кантор В. З. Инклюзивное высшее образование: специальные средовые условия обучения студентов-инвалидов в вузе // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 3. С. 44-56. DOI: 10.17759/psyedu.2019110304
6. Рымханова А. Р., Тебенова К. С., Мусеева Г. Н., Сериков Т. Ш., Баянов М. А. К вопросу готовности преподавателя вуза к обучению студентов с особыми образовательными потребностями // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 3-4. С. 673-676.
7. Садовникова Н. О. Готовность преподавателей вузов к обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Физиологические, психофизиологические, педагогические и экологические проблемы здоровья и здорового образа жизни: сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции студентов, молодых ученых и специалистов. Екатеринбург, 2016. С. 290-296.
8. Сорокин Н. Ю., Луковенко Т. Г. Готовность профессорско-преподавательского состава к обучению инвалидов в вузе // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 2. С. 68-76.
9. Харитонова О. В., Звоненко А. Б., Суходоева К. С. Подготовка профессорско-преподавательского состава к реализации инклюзивного образования в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С. 50-54.