Статья
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖАННЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ: СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ
Статья посвящена результатам изучения коммуникативной компетентности, опосредующей социальную реабилитацию подростков с задержанным психическим развитием в современном обществе. Выборку исследования составили 30 подростков с задержкой психического развития и 30 подростков с нормативным развитием, средний возраст всех испытуемых - 14,3 лет. Представлены результаты анкетного опроса, направленного на выявление содержания и мотивов деятельности подростков в цифровом пространстве. Описаны статистически значимые групповые различия показателей коммуникативной компетентности. Проанализированы и определены значимые взаимосвязи показателей коммуникативной компетентности, содержания деятельности в интернете и социальной реабилитированности подростков с задержкой психического развития.
1. Анчукова, Н. И. (2021) Коммуникативная компетентность как личностный ресурс психологической адаптивности личности молодого человека. Национальная ассоциация ученых, № 74, с. 39-43.
2. Башмакова, С. Б., Цветкова, Н. В. (2016) Коммуникативная компетентность подростков с задержкой психического развития. Научно-методический электронный журнал "Концепт", т. 17, с. 802-808.
3. Белинская, Е. П. (2013) Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие. Психологические исследования, т. 6, № 30, с. 1-11.
4. Вихман, А. А., Сибиряков, Е. С., Скорынин, А. А. (2022) Связь интеллектуальных способностей и цифровой компетентности подростков. Вестник Удмуртского университета. Серия "Философия. Психология. Педагогика", т. 32, № 1, с. 30-40.
5. Волкова, И. П., Королева, Н. Н., Богдановская, И. М. и др. (2019) Проблемное использование интернета подростками с ограниченными возможностями здоровья. Образование и наука, т. 21, № 9, с. 98-121.
6. Волкова, И. П., Разыкова, А. Р. (2023) Самоотношение как фактор социальной реабилитации и адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, № 7, с. 69-79.
7. Волкова, И. П., Машкова, А. В. (2022) Взаимосвязь виктимного поведения и зависимости от интернета подростков с ограниченными возможностями здоровья. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, № 204, с. 150-163. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2022-204-150-163
8. Волкова, И. П., Кирикова, А. А., Емельянов, В. Д. (2023) Значение использования современных информационно-коммуникационных технологий в процессе социальной реабилитации инвалидов по зрению. Приложение международного научного журнала "Вестник психофизиологии", № 3, с. 66-76.
9. Волкова, И. П., Писаренко, Е. Н. (2017) Информационно-коммуникативная компетентность инвалидов по зрению. Человек и образование, № 2 (51), с. 55-59.
10. Гнеушев, С. А., Черниюк, О. С. (2022) Роль информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья. Молодой ученый, № 22 (417), с. 13-16.
11. Голуб, О. Ю. (2019) Коммуникативная компетентность в условиях сетевых взаимодействий. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология, т. 19, № 2, с. 129- 130.
12. Гуркина, О. А., Мальцева, Д. В. (2015) Мотивы использования виртуальных социальных сетей подростками. Социологические исследования, т. 373, № 5, с. 123-130.
13. Ермолова, Т. В., Литвинов, А. В., Савицкая, Н. В., Логвинова, О. К. (2020) Приоритеты психолого-педагогической работы с поколением Z (зарубежный опыт). Современная зарубежная психология, т. 9, № 4, с. 89-102.
14. Ершова, Р. В., Плотников, А. Ю. (2023) Индивидуально-психологические и когнитивные особенности цифрового поведения пользователей социальных сетей. Человеческий капитал, № 11-2 (179), с. 90-99.
15. Заречная, А. А. (2018) Особенности развития коммуникативной компетентности у детей с задержкой психического развития. Электронный журнал "Психолого-педагогические исследования", т. 10, № 1, с. 32-41.
16. Зотова, Д. В., Розанов, В. А. (2020) Патологическое использование и зависимость от социальных сетей - анализ с позиций феноменологии аддиктивного поведения. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, т. 10, № 2, с. 158-183. https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.204
17. Зубок, Ю. А., Чанкова, Е. В. (2019) Коммуникативная компетентность личности в пространстве виртуальной реальности. Научный результат. Социология и управление, т. 5, № 4, с. 139-151.
18. Казаринова, Е. Ю., Холмогорова, А. Б. (2021) Предпочитаемый контент в интернете и социальная тревожность как факторы интернет-зависимости у подростков и студенческой молодежи. Психолого-педагогические исследования, т. 13, № 2, с. 123-139.
19. Каменская, В. Г., Томанов, Л. В. (2022) Цифровые технологии и их влияние на социальные и психологические характеристики детей и подростков. Экспериментальная психология, т. 15, № 1, с. 139- 159.
20. Колмогорова, Л. С., Колмогорова, Л. А. (2022) Диагностика коммуникативной компетентности младших школьников. Вестник практической психологии образования, т. 19, № 2, с. 39-46.
21. Конева, И. А., Карпушкина, Н. В. (2019) Коммуникативные особенности младших школьников с задержанным и нормальным психическим развитием. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 8, № 2 (27), с. 338-341.
22. Кузьмина, А. Б. (2021) Формирование коммуникативных умений виртуального общения подростков с ограниченными возможностями здоровья. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 10, № 4 (37), с. 150-154.
23. Кузьмина, Е. С., Горнова, П. К. (2019) Изучение особенностей коммуникативных навыков младших подростков с задержкой психического развития. Вестник Российского нового университета. Серия "Человек в современном мире", т. 4, с. 17-20. https://doi.org/10.25586/RNU.V925X.19.04.P.017
24. Легкая, Е. Ф. (2022) Влияние информационно-коммуникативных технологий на развитие предметно-манипулятивной деятельности у больных детским церебральным параличом. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата биологических наук. М., Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины имени С. И. Спасокукоцкого, 23 с.
25. Мазурчук, Е. О., Мазурчук, Н. И. (2020) Девиантное поведение молодежи в виртуальном пространстве: кибербуллинг. Педагогическое образование в России, № 6, с. 224-229. https://doi.org/10.26170/po20-06-26
26. Молчанов, С. В., Алмазова, О. В., Войскунский, А. Е., Поскребышева, Н. Н. (2018) Роль личностных особенностей подростков в переработке социальной информации в интернет-коммуникации. Национальный психологический журнал, № 4 (32), с. 3-15. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0401
27. Недбаева, С. В., Недбаев, Д. Н., Ткаченко, В. В. (2017) Коммуникативная компетентность: содержание и структура. Здоровье и образование в ХХI веке, № 12, с. 353-357.
28. Пежемская, Ю. С., Сомова, Н. Л., Гусева, В. В. (2023) Онлайн- и офлайн-копинг-стратегии школьников с разным уровнем проблемной отягощенности. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, № 207, с. 176- 190. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2023-207-176-190
29. Рубцова, О. В., Панфилова, А. С., Смирнова, В. К. (2018) Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (на примере социальной сети "ВКонтакте"). Психологическая наука и образование, т. 23, № 3, с. 54-66. https://doi.org/10.17759/pse.2018230305
30. Сайфутдиярова, Е. Ф., Фатихова, Л. Ф. (2017) Анализ зарубежных исследований по проблеме использования компьютерных технологий в коррекционно-образовательной работе с учащимися с ОВЗ. Вестник Марийского государственного университета, № 3 (27), с. 75-80.
31. Собкин, В. С., Федотова, А. В. (2019) Сеть как пространство социализации современного подростка. Консультативная психология и психотерапия, т. 27, № 3, с. 119-137.
32. Солдатова, Г. У. (2018) Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире. Социальная психология и общество, т. 9, № 3, с. 71-80.
33. Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И. (2020) Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности. Культурно-историческая психология, т. 16, № 4, с. 87-97.
34. Солдатова, Г. У., Илюхина, С. Н. (2021) Аутодеструктивный онлайн-контент: особенности оценки и реагирования подростков и молодежи. Консультативная психология и психотерапия, т. 29, № 1, с. 66-91.
35. Солодников, В. В., Зайцева, А. С. (2021) Использование социальных сетей и социализация российских подростков. Социологическая наука и социальная практика, т. 9, № 1, с. 23-42. https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7870
36. Тимошенко, Т. В. (2012) Адаптация человека к современной информационной среде. Известия Южного федерального университета. Технические науки, т. 136, № 11, с. 155-159.
37. Толстикова, И. И., Игнатьева, О. А., Кондратенко, К. С., Плетнев, А. В. (2022) Коммуникативные компетенции поколения Z и выбор формата обучения в контексте цифровизации. International Journal of Open Information Technologies, т. 10, № 11, с. 60-69.
38. Третьякова, В. С., Церковникова, Н. Г. (2021) Цифровое поколение: потери и приобретения. Профессиональное образование и рынок труда, № 2, с. 53-65.
39. Boccio, C. M., Leal, W. E., Jackson, D. B. (2022) The role of virtual socializing and unstructured socializing in adolescent vaping. Drug and alcohol dependence, vol. 235, article 109446. https://doi.org/10.1016/j.drugalcdep.2022.109446
40. Charmaraman, L., Sode, O., Bickham, D. (2020) Adolescent mental health challenges in the digital world. In: M. A. Morena, A. J. Hoopes (eds.). Technology and Adolescent Health. [S. l.]: Academic Press, pp. 283- 304. http://dx.doi.org/10.1016/B978-0-12-817319-0.00012-8
41. Good, B., Fang, L. (2015) Promoting smart and safe internet use among children with neurodevelopmental disorders and their parents. Clinical Social Work Journal, vol. 43, no. 2, p. 179-188. http://dx.doi.org/10.1007/s10615-015-0519-4
42. Jin, H. (2020) Opportunities and risks in the process of socialization of modern adolescents in the medium of new media. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, vol. 25, no. 3, pp. 576-585.
43. Smith, J., Hewitt, B., Skrbiš, Z. (2015) Digital socialization: Young people's changing value orientations towards internet use between adolescence and early adulthood. Information, Communication & Society, vol. 18, no. 9, pp. 1022-1038. https://doi.org/10.1080/1369118X.2015.1007074