Отчет о НИР

Инклюзивные диспозиции педагогов общеобразовательных организаций

В. З. Кантор, Л. С. Медникова, Ю. Т. Матасов, А. Н. Кошелева, А. П. Антропов, Н. А. Шумская, И. Э. Кондракова, О. А. Красильникова, В. В. Пузань, Л. В. Лопатина, Е. Ф. Войлокова, И. П. Волкова, А. Зарин, Н. В. Немирова, Г. Н. Пенин, В. Ф. Луговая, Ю. Л. Проект, С. Ю. Ильина, Г. В. Никулина, В. В. Хороших
2023

Объектом исследования являются инклюзивные профессиональные диспозиции как результат их формирования у будущего педагога в процессе овладения профессией и дериват собственной активной профессионально-личностной позиции действующего педагога. Цель работы заключалась в том, чтобы, раскрыв сущность и структуру инклюзивной диспозиции педагога общеобразовательной организации, экспериментально изучить характер соответствующих диспозиций у разных категорий педагогов образовательных организаций и разработать диагностико-методическое и программное обеспечение их оптимизации. Метод (или методология) работы: исследование в методологическом плане базировалось на инклюзивной образовательной философии, в своей эмпирической части оно строилось на основе количественного дизайна. В результате исследования, реализованного в теоретико-экспериментальной плоскости, с охватом в качестве респондентов 1122 будущих педагогов из 8 федеральных округов РФ и 608 действующих педагогов общеобразовательных организаций, функционирующих в 7 федеральных округах РФ, впервые: - раскрыты сущностные и структурные характеристики инклюзивной диспозиции педагога общеобразовательной организации, выявлены взаимосвязи компонентов инклюзивных диспозиций с показателями общих профессиональных диспозиций педагога; - зафиксированы опосредованность формирования инклюзивных диспозиций педагогов, с одной стороны, их профессионально-образовательным профилем, а с другой – избирательным отношением к различным категориям детей с ОВЗ. - построена типология педагогов общеобразовательных организаций, исходящая из наличия экспериментально выявленных 4 типов их обобщенных и 8 типов первичных инклюзивных диспозиций; - установлено, что инклюзивные диспозиции педагогов специфически опосредуются их социально-профессиональными, в том числе – социально-демографическими, характеристиками. - определены диагностико-методические подходы к изучению и оценке инклюзивных диспозиций педагогов общеобразовательных организаций, сформирован и апробирован комплект из соответствующих диагностических инструментов (опросников и тестов), в том числе авторских. - разработана модульная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации, направленная на оптимизацию инклюзивных диспозиций разных категорий педагогов общеобразовательных организаций. Потенциал внедрения и область применения: результаты фундаментального исследования обладают значительным потенциалом внедрения в практику: управления и кадрового менеджмента в сфере инклюзивного образования детей с ОВЗ; вузовской подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров; собственно, инклюзивного образования детей с ОВЗ. Эффективность исследования характеризуется успешным приставанием его результатов в научной печати (3 статьи в ведущих научных журналах) и на авторитетных общественно-научных мероприятиях (4 пленарных доклада на крупных международных научно-практических конференциях в России и за рубежом).

Инклюзивные диспозиции педагогов общеобразовательных организаций : отчет о НИР (промежуточ.) / Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; рук. В. З. Кантор ; исполн. : Л. С. Медникова [и др.]. – СПб., 2023. – 176 с. – Библиогр. : с. 93-98. – № проекта VRFY-2023-0008. – Рег. № НИОКТР 123031500023-6
Цитирование

Похожие публикации