%0 Отчет о НИР (промежуточный) %A Кантор, Виталий Зорахович %A Медникова, Людмила Сергеевна %A Матасов, Юрий Тимофеевич %A Кошелева, Александра Николаевна %A Антропов, Александр Петрович %A Шумская, Надежда Александровна %A Кондракова, Ирина Эдуардовна %A Красильникова, Ольга Александровна %A Пузань, Валерия Вячеславовна %A Лопатина, Людмила Владимировна %A Войлокова, Елена Федоровна %A Волкова, Ирина Павловна %A Зарин, Алиция %A Немирова, Наталья Викторовна %A Пенин, Геннадий Николаевич %A Луговая, Виолетта Федоровна %A Проект, Юлия Львовна %A Ильина, Светлана Юрьевна %A Никулина, Галина Владимировна %A Хороших, Валерия Викторовна %T Инклюзивные диспозиции педагогов общеобразовательных организаций %D 2023 %X Объектом исследования являются инклюзивные профессиональные диспозиции как результат их формирования у будущего педагога в процессе овладения профессией и дериват собственной активной профессионально-личностной позиции действующего педагога. Цель работы заключалась в том, чтобы, раскрыв сущность и структуру инклюзивной диспозиции педагога общеобразовательной организации, экспериментально изучить характер соответствующих диспозиций у разных категорий педагогов образовательных организаций и разработать диагностико-методическое и программное обеспечение их оптимизации. Метод (или методология) работы: исследование в методологическом плане базировалось на инклюзивной образовательной философии, в своей эмпирической части оно строилось на основе количественного дизайна. В результате исследования, реализованного в теоретико-экспериментальной плоскости, с охватом в качестве респондентов 1122 будущих педагогов из 8 федеральных округов РФ и 608 действующих педагогов общеобразовательных организаций, функционирующих в 7 федеральных округах РФ, впервые: - раскрыты сущностные и структурные характеристики инклюзивной диспозиции педагога общеобразовательной организации, выявлены взаимосвязи компонентов инклюзивных диспозиций с показателями общих профессиональных диспозиций педагога; - зафиксированы опосредованность формирования инклюзивных диспозиций педагогов, с одной стороны, их профессионально-образовательным профилем, а с другой – избирательным отношением к различным категориям детей с ОВЗ. - построена типология педагогов общеобразовательных организаций, исходящая из наличия экспериментально выявленных 4 типов их обобщенных и 8 типов первичных инклюзивных диспозиций; - установлено, что инклюзивные диспозиции педагогов специфически опосредуются их социально-профессиональными, в том числе – социально-демографическими, характеристиками. - определены диагностико-методические подходы к изучению и оценке инклюзивных диспозиций педагогов общеобразовательных организаций, сформирован и апробирован комплект из соответствующих диагностических инструментов (опросников и тестов), в том числе авторских. - разработана модульная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации, направленная на оптимизацию инклюзивных диспозиций разных категорий педагогов общеобразовательных организаций. Потенциал внедрения и область применения: результаты фундаментального исследования обладают значительным потенциалом внедрения в практику: управления и кадрового менеджмента в сфере инклюзивного образования детей с ОВЗ; вузовской подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров; собственно, инклюзивного образования детей с ОВЗ. Эффективность исследования характеризуется успешным приставанием его результатов в научной печати (3 статьи в ведущих научных журналах) и на авторитетных общественно-научных мероприятиях (4 пленарных доклада на крупных международных научно-практических конференциях в России и за рубежом). %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/16397