PT - JOURNAL ARTICLE AU - Кантор, Виталий Зорахович AU - Медникова, Людмила Сергеевна AU - Матасов, Юрий Тимофеевич AU - Кошелева, Александра Николаевна AU - Антропов, Александр Петрович AU - Шумская, Надежда Александровна AU - Кондракова, Ирина Эдуардовна AU - Красильникова, Ольга Александровна AU - Пузань, Валерия Вячеславовна AU - Лопатина, Людмила Владимировна AU - Войлокова, Елена Федоровна AU - Волкова, Ирина Павловна AU - Зарин, Алиция AU - Немирова, Наталья Викторовна AU - Пенин, Геннадий Николаевич AU - Луговая, Виолетта Федоровна AU - Проект, Юлия Львовна AU - Ильина, Светлана Юрьевна AU - Никулина, Галина Владимировна AU - Хороших, Валерия Викторовна TI - Инклюзивные диспозиции педагогов общеобразовательных организаций DP - 2024-04-22 SO - https://rep.herzen.spb.ru/publication/16397 AB - Объектом исследования являются инклюзивные профессиональные диспозиции как результат их формирования у будущего педагога в процессе овладения профессией и дериват собственной активной профессионально-личностной позиции действующего педагога. Цель работы заключалась в том, чтобы, раскрыв сущность и структуру инклюзивной диспозиции педагога общеобразовательной организации, экспериментально изучить характер соответствующих диспозиций у разных категорий педагогов образовательных организаций и разработать диагностико-методическое и программное обеспечение их оптимизации. Метод (или методология) работы: исследование в методологическом плане базировалось на инклюзивной образовательной философии, в своей эмпирической части оно строилось на основе количественного дизайна. В результате исследования, реализованного в теоретико-экспериментальной плоскости, с охватом в качестве респондентов 1122 будущих педагогов из 8 федеральных округов РФ и 608 действующих педагогов общеобразовательных организаций, функционирующих в 7 федеральных округах РФ, впервые: - раскрыты сущностные и структурные характеристики инклюзивной диспозиции педагога общеобразовательной организации, выявлены взаимосвязи компонентов инклюзивных диспозиций с показателями общих профессиональных диспозиций педагога; - зафиксированы опосредованность формирования инклюзивных диспозиций педагогов, с одной стороны, их профессионально-образовательным профилем, а с другой – избирательным отношением к различным категориям детей с ОВЗ. - построена типология педагогов общеобразовательных организаций, исходящая из наличия экспериментально выявленных 4 типов их обобщенных и 8 типов первичных инклюзивных диспозиций; - установлено, что инклюзивные диспозиции педагогов специфически опосредуются их социально-профессиональными, в том числе – социально-демографическими, характеристиками. - определены диагностико-методические подходы к изучению и оценке инклюзивных диспозиций педагогов общеобразовательных организаций, сформирован и апробирован комплект из соответствующих диагностических инструментов (опросников и тестов), в том числе авторских. - разработана модульная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации, направленная на оптимизацию инклюзивных диспозиций разных категорий педагогов общеобразовательных организаций. Потенциал внедрения и область применения: результаты фундаментального исследования обладают значительным потенциалом внедрения в практику: управления и кадрового менеджмента в сфере инклюзивного образования детей с ОВЗ; вузовской подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров; собственно, инклюзивного образования детей с ОВЗ. Эффективность исследования характеризуется успешным приставанием его результатов в научной печати (3 статьи в ведущих научных журналах) и на авторитетных общественно-научных мероприятиях (4 пленарных доклада на крупных международных научно-практических конференциях в России и за рубежом).