Книга
Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков
Учебно-методическое пособие содержит теоретический материал, систематизирующий современные представления о детской и подростковой одаренности, проблемах и трудностях, психологическом благополучии одаренных подростков. На основании результатов исследования, реализованного коллективом авторов пособия, дана характеристика личностных ресурсов психологического благополучия одаренных детей и подростков. С целью закрепления теоретической информации каждый раздел пособия сопровождается рядом практических заданий, а также вопросов для размышления и обсуждения. В материалах приложений пособия представлен методический комплекс, прошедший апробацию в ходе работы с одаренными подростками и позволяющий проводить диагностику ресурсов психологического благополучия личности одаренных подростков. Пособие ориентировано на студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям. Может быть полезно для педагогов-психологов образовательных учреждений, слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки.
1. Авагимян А. А., Гильванов Р. Р. Самоэффективность личности и её праксеологические характеристики // European Social Science Journal. 2018. Т. 2. № 12. С. 367-371.
2. Алексеева Е. В. Проявление ответственности подростков в совладании с жизненными проблемами: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2002. 187 с. Алексеева Л. В. Психология субъекта и субъекта преступления. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004. 519 с.
3. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М.: Апрель Пресс; Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 752 с.
4. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Директ-Медиа, 2008. 859 с.
5. Артамонова Е. Г. Одаренные дети в современном обществе: трудности становления личности // Мир психологии. 2015. № 1. С. 171-176.
6. Арчакова Т. О., Веракса А. Н., Зотова О. Ю., Перелыгина Е. Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование. 2017. № 6. C. 68-76. DOI: 10.17759/pse.2017220606
7. Астапов В. М. Тревога и тревожность: хрестоматия. М.: Когито-Центр, 2008. 300 с.
8. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
9. Барсукова Т. И., Галкина Д. В. Дисфункция современной российской семьи и проблемы отклоняющейся социализации подростков // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 8. № 7. С. 91-96.
10. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. 208 с.
11. Бенко Е. В. Обзор зарубежных публикаций, посвященных исследованию благополучия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2015. № 2. С. 5-13.
12. Берман Н. Д., Берман А. Ю. Самоэффективность в обучении // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. Т. 10. № 5. С. 10-13.
13. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 421 с.
14. Бизюк А. П., Вассерман Л. И., Иовлев Б. В. Применение интегративного теста тревожности (ИТТ): методические рекомендации. СПб.: НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2004. 16 с.
15. Богоявленская Д. Б. Философские основы теории одаренности // Культурноисторическая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 14-21.
16. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одарённости: понятие, виды, проблемы. М.: МИОО, 2005. 176 с.
17. Богпомочева О. А. Особенности образа мира у одаренных подростков // Психологическая наука и образование. 2006. № 4. С. 66-75.
18. Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 1. С. 54-65.
19. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М.: Проект-Ф, 2001. 204 с.
20. Боцманова Э. М., Захарова А. В. Дружба в подростковом возрасте // Школьный психолог. 2001. № 15. С. 35-42.
21. Буданова Е. И., Еркин Н. В. Тревожность как фактор проявления креативности у младших школьников // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина, ИП РАН, 25-26 сентября 2015 г. М.: Ин-т психологии РАН, 2015. С. 44-46.
22. Булынко Н. А. Влияние самоэффективности личности на результативность спортивной деятельности // Веснік Гродзенскага Дзяржаўнага Ўніверсітэта Ім. Янкі Купалы. Серыя 3: Фiлалогiя. Педагогiка. Псiхалогiя. 2014. № 3 (185). С. 118-125.
23. Ведикова Е. Ю., Калягина Е. А. Особенности психологического благополучия старшеклассников с признаками одаренности // Проблема процесса саморазвития и самоорганизации в психологии и педагогике. Уфа: Агентство международных исследований, 2018. С. 50-57. [Электронный ресурс].URL: https://ami.im/sbornik/MNPK-PP-24.pdf (дата обращения: 02.03.2019).
24. Виноградова Е. Г., Масленникова О. М. Диагностика развития личности в ранней юности. Методические материалы для практических психологов. Нижний Новгород: НГЦ, 2000. 46 с.
25. Владимирова Л. В. Политическая социализация учащейся молодежи: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2001. 24 с.
26. Водяха С. А., Водяха Ю. Е. Психологическое благополучие в образовательном пространстве // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. М.: Изд-во МГППУ, 2015. С. 47-52.
27. Волкова Е. Н. Психологические особенности субъектности одаренных подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 197. С. 52-62.
28. Волкова Е. Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога: автореф. дис … канд. психол. наук. М, 1992. 22 с.
29. Волкова Е. Н. Субъективное благополучие в системе критериев позитивной социализации детей, подростков и молодежи // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. С. 805812.
30. Волкова Е. Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру // Мир психологии. 2005. № 3. С. 33. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33989072 (дата обращения: 01.11.2021).
31. Волкова Е. Н., Беляева С. И. «Тревожная оценка перспектив» и психологическое благополучие одаренных подростков // Сибирский психологический журнал. 2021. № 80. С. 91-106.
32. Волкова Е. Н., Васильева С. В. Изучение субъективных факторов психологического благополучия одарённых подростков (психодиагностический комплекс) // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 13.
33. Волкова Е. Н., Васильева С. В. Самоэффективность и отношение к собственной одарённости у подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 335-338.
34. Волкова Е. Н., Васильева С. В. Содержание и структура Я-концепции одарённых подростков // Психология способностей и одаренности. Материалы всероссийской научно-практической конференции / под ред. В. А. Мазилова. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2019. С. 161-163.
35. Волкова Е. Н., Волкова И. В. Субъектность как предиктор психологического благополучия одаренных подростков // Психология образования: современный вектор развития. Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2020. 790 с. С. 199-215.
36. Волкова Е. Н., Вереитинова Т. В., Волкова И. В., Михалюк О. С. К определению понятия позитивной социализации молодежи // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). С. 25-33.
37. Волкова Е. Н., Гришина А. В. Структура субъектности младших подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 2. С. 20-31.
38. Волкова Е. Н., Кошелева А. Н., Хороших В. В. Возрастная динамика самоотношения математически одаренных старшеклассников // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. С. 813-821.
39. Волкова Е. Н., Микляева А. В. Психологическое благополучие подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы для обучающихся с признаками одаренности // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 799-806.
40. Волкова Е. Н., Микляева А. В. Субъективные ресурсы психологического благополучия подростков, обучающихся на специализированных образовательных программах для учащихся с признаками одаренности // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм. Материалы Международной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения выдающегося отечественного психолога Бориса Михайловича Теплова. М.: Психологический институт Российской академии образования, 2021. С. 108- 112.
41. Волкова Е. Н., Микляева А. В., Кошелева А. Н., Хороших В. В. Отношение к собственной одаренности у старших подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 3. С. 49-63.
42. Волкова Е. Н., Микляева А. В., Хороших В. В. Критерии идентификации детской и подростковой одаренности как основание для формирования выборок при проведении психологических исследований // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 1. С. 69-78.
43. Волкова Е. Н., Микляева А. В., Хороших В. В. Отношение к собственной одаренности у старших подростков с признаками одаренности в различных видах деятельности (на примере участников специализированных образовательных программ) // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. М.: Институт психологии РАН, 2020. С. 712-718.
44. Волкова Е. Н., Микляева А. В., Хороших В. В. Отношение к собственной одаренности как предиктор психологического благополучия подростков, обучающихся на специализированных образовательных программах для одаренных детей и подростков // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. № 4. С. 731-737.
45. Волкова Е. Н., Микляева А. В., Хороших В. В. Субъективные предпосылки психологического благополучия одаренных подростков // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 1. С. 92-103.
46. Волкова Е. Н., Суворова О. В., Дунаева Н .И., Бирюкова Л. А., Гришина А. В., Пыжьянова М. А., Косых Е. А., Кузьминых Л. Н., Потапова А. Б. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи. Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. 302 с.
47. Воронцова Е. Г. Взаимосвязь представлений о самоэффективности с мотивацией достижения успеха у юношей и девушек, обучающихся на психологическом и юридическом направлениях обучения в вузе // Baikal Research Journal. 2019. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-predstavleniy-o-samoeff ektivnosti-s-motivatsieydostizheniya-uspeha-u-yunoshey-i-devushek-obuchayuschihsya-na (дата обращения: 16.10.2021).
48. Выготский Л. С. Динамика и структура личности подростка // Выготский Л. С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 220-242.
49. Выготский Л. С. Педология подростка // Психологические теории подросткового возраста: хрестоматия / сост. М. К. Павлова. М.: АНО ПЭБ, 2008. С. 284-324.
50. Гетманенко А. О. Модель детской музыкальной одарённости // Сибирский психологический журнал. 2016. № 59. С. 34-44.
51. Гордеева Т. О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 1 (15). [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n1-15/435-gordeeva15. html#e3 (дата обращения: 01.11.2021).
52. Гордеева Т. О., Шепелева Е. А. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2006. № 3. С. 78-85.
53. Грауманн О. Исследование проблем детской одарённости в Германии // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 3 (7). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanieproblem-detskoyodaryonnosti-v-germanii (дата обращения: 02.03.2019).
54. Гришина А. В., Волкова Е. Н. Структура субъектности подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1. С. 14. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-1-14
55. Денисова Т. Н. Гражданская социализация учащейся молодежи в процессе реформирования российского общества: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2000. 25 с.
56. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: Пер Сэ; СПб.: Иматон-М, 2001. 223 с.
57. Дружинин В. Н. Психология и психодиагностика общих способностей. М.: Наука, 1994. 336 с.
58. Дубровина И. В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования. СПб.: Нестор-История, 2016. 180 с.
59. Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12-18 лет (Кросскультурное сравнение: Потсдам - Санкт-Петербург): коллективная монография / под ред. Б. Кирш, Л. А. Регуш. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 130 с.
60. Жуковская Л. В., Трошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 2. С. 82-93.
61. Зудов С. И., Горфинкель В. А. Особенности волевых качеств подростков, занимающихся спортом // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Материалы XXI Международной научно-практической конференции / под ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2016. С. 267- 270.
62. Идобаева О. А., Подольский А. И. Психологическое благополучие современных подростков: актуальный уровень и пути его повышения: монография. М.: Эко-Пресс, 2012. 195 с.
63. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 434 с.
64. Исаева О. М. Психологические характеристики личностного выбора старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2006. 24 с.
65. Кирнарская Д. К. Как воспитать успешного музыканта? Self-efficacy - самоэффективность и её формирование в семье // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2018. № 3 (26). С. 15-25.
66. Клецина И. С. Гендерная социализация. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 92 с.
67. Климонтова Т. А. Самоотношение личности интеллектуально одаренных старшеклассников // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 1 (96). С. 247-251.
68. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 109-115.
69. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 225 с.
70. Кочетова Ю. А., Рагулина О. А. Жизнестойкость и психологическое благополучие в юношеском возрасте // Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 63-66.
71. Красная М. А. Особенности гражданской социализации молодежи в современном обществе: дис. … канд. психол. наук. М., 2015. 469 с.
72. Кричевский Р. Л., Огнев А. С., Гончаров Ю. Н. Рабочая книга организационного психолога. Воронеж: Изд-во фонда «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2000. 299 с.
73. Крюкова E. A. Индивидуальные особенности математической одаренности школьников и проблемы их психологической поддержки (из опыта работы психолога физико-математической школы // Образование детей и молодежи: современные подходы. M.: РАО, 1996. С. 31-47.
74. Кузьмина Ю. В. Эффект «большой лягушки в маленьком пруду»: всегда ли хорошо, если ребенок обучается в сильном классе? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 4. С. 712-740.
75. Лактионова Е. Б., Баева И. А., Орлова А. В., Кондакова И. В., Тузова С. А. Роль образовательной среды в психологическом благополучии учащихся специализированных и общеобразовательных школ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 197. С. 31-41. DOI: 10.33910/1992-6464-2020-197-31-41
76. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка / пер. с нем. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 144 с.
77. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984. 79 с.
78. Леонтьев Д. А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности // Эпистемология и философия науки. 2010. № 3 (25). С. 136-153
79. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости: методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. М.: Смысл, 2006. 63 с.
80. Лепешинский Н. Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. 2007. № 3. С. 24-37
81. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 249 с.
82. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Питер, 2019. 304 с.
83. Лощакова А. Б. О содержании и соотношении понятий «личная эффективность» и «самоэффективность» в психологической науке // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 5. № 2. С. 54-63.
84. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решений // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 85-112.
85. Малкова Е. Е. Тревожность и развитие личности. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 268 с
86. Малыхина Т. П. Самоэффективность и мотивация получения профессии // Управление в социальных и экономических системах. 2016. № 25. С. 154-155.
87. Мальцев Ю. Г. Субъектность и самостоятельность как факторы психологического благополучия личности в современном мире // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы международного научно-творческого форума, 31 октября - 3 ноября 2017 г. Челябинск: ЧГИК, 2017. С. 363-365.
88. Марцинковская Т. Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 26. С. 5. Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/ (дата обращения: 25.06.2020).
89. Марченкова Н. Г. Интернет-социализация молодежи: анализ взаимосвязи с интернет-зависимостью // Среднее профессиональное образование. 2010. № 4. С. 55-58.
90. Матюшкин А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа-пресс, 1993. 127 с.
91. Махнач А. В. Жизнеспособность как междисциплинарное понятие // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 6. С. 84-98.
92. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н., Адаскина А. А., Чубук Н. Ф. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. Дубна: Феникс+, 2006. 112 с.
93. Мельниченко В. В., Студзинский О. Г., Журавлев А. А. Теоретические подходы к изучению феномена «самоэффективность» // Журнал психиатрии и медицинской психологии. 2017. № 4 (40). С. 32-37.
94. Мешкова Н. В. Зарубежные исследования одаренности: социально-психологический аспект // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 1. С. 26-44.
95. Мешкова Н. В., Ениколопов С. Н. Направления исследований креативности в социальном взаимодействии // Вопросы психологии. 2016. № 4. С. 118-128.
96. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Тревожность // Большой психологический словарь. М.: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак, 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychological. slovaronline.com/1854-TREVOZH NOST (дата обращения: 25.06.2020).
97. Микляева А. В., Хороших В. В., Волкова Е. Н. Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 4. С. 36-55.
98. Микляева А. В. Я - подросток. Программа уроков психологии. СПб.: Речь, 2006. 336 с.
99. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М.: Академический проект, 2019. 139 с.
100. Миронова О. И. Самоэффективность как объект психологических исследований // News of Science and Education. 2019. Т. 4. № 3. С. 93-96.
101. Моргунова Е. В. Выявление одаренного в спортивной деятельности ученика // Universum: Психология и образование: электронный научный журнал. 2014. № 2(3). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/957 (дата обращения: 01.11.2021).
102. Моросанова В. И., Щелбанова Е. И., Бондаренко И. Н., Сидиков В. А. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 3. С. 18-32.
103. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. 736 с.
104. Мудрик А. В. Человек в процессе социализации: три ипостаси // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3 (14). С. 7-16.
105. Мызина Ф. М. Влияние кризисов одаренности на критерии формирования готовности к самореализации интеллектуально одаренных учащихся // Психология обучения. 2011. № 6. С. 45-55.
106. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
107. Осницкий А. К., Тарасова С. Ю. Психофизиологические показатели школьной тревожности // Психологические исследования: электронный журнал. 2011 Т. 16. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2011n2-16/455-osnitsky-tarasova16.html (дата обращения: 25.06.2020). Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. д-ра психол. наук Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. 402 с.
108. Панов В. И. Одаренность как явление и как проблема обучения и развития детей // Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. С. 123-128.
109. Панов В. И. Становление субъектности в контексте экопсихологического подхода к развитию психики // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Международной научно-практической конференции. Ярославль: Изд-во ЯрГПУ им. К. Д. Ушинского, 2015. С. 106-126.
110. Панов В. И. Cубъект и субъектность: от феномена к процессуальности // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 349-356.
111. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991. 100 с.
112. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.
113. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростовн/Д: Феникс, 1996. 512 с.
114. Печенкина А. П., Головей Л. А. Самоотношение одаренных подростков в связи с особенностями мотивационной сферы // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2014. № 2. С. 217-221.
115. Печко Л. Р. Культурно-эстетические отношения в развитии гуманитарной одаренности // Художественное образование: проблемы и перспективы развития. Материалы международной заочной научно-практической конференции Института музыкального и художественного образования УрГПУ. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного педагогического университета, 2014. С. 102-108.
116. Подольский А. И., Карабанова О. А., Идобаева О. А., Хейманс П. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 2. С. 9-20.
117. Прихожан А. М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. М.: Питер, 2009. 240 с.
118. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Акад. пед. и соц. наук, Моск. пед.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.
119. Психодиагностика. Теория и практика в 2 ч.: учебник для вузов / под ред. М. К. Акимовой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 642 с.
120. Психология одаренности детей и подростков // под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Академия, 1996. 416 с.
121. Психология одаренности: от теории к практике / под ред. Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2000. 96 с.
122. Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: материалы научной конференции, посвящённой памяти В. Н. Дружинина, 19-20 сентября 2005 г. / под ред. А. Л. Журавлева, М. А. Холодной. М.: Изд-во института психологии РАН, 2005. 477 с.
123. Психология творчества и одарённости: материалы всероссийской научнопрактической конференции / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. М.: МПГУ, 2018. 500 с.
124. Психолого-педагогическая поддержка одаренности в образовательной среде для специальностей профилей «Педагогика», «Гуманитарные науки», «Естественные науки»: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / сост. Т. Е. Косаревская. Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2016. 120с.
125. Работа с родителями: пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений / под ред. М. П. Осиповой, Г. А. Бутрима М.: Экоперспектива, 2003. 480 с.
126. Рабочая концепция одаренности / Ю. Д. Бабаева, Д. Б. Богоявленская, А. В. Бруш линский, В. Н. Дружинин [и др.]. 2-е изд., расшир. и перераб. М.: МАГИСТР, 2003. 94 с.
127. Радина Н. К., Терешенкова Е. Ю. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 49-59.
128. Ратнер Ф. Л., Губайдуллина Р. Н. Проблемы и барьеры одаренных детей // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 5 (146). С. 105-108.
129. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). СПб.: Речь, 2006. 320 с.
130. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Орлова А. В., Пежемская Ю. С., Ундуск Е. Н. Психологические проблемы российских подростков (1993-2013 гг.). СПб.: ООО «Элви-Принт», 2017. 297 с.
131. Роденко Е. А. Изучение уровня психологического благополучия личности подростков // Психология XXI века: материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 22-24 апреля 2010 года. Санкт-Петербург / под науч. ред. О. Ю. Щелковой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. 488 с. С. 225-227.
132. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. 330 с.
133. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 423 с.
134. Рысева А. А. Особенности и развитие самоотношения интеллектуально одаренных подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2008. 22 с.
135. Рысева А. А. Самосознание личности и его особенности у интеллектуально одаренных подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 17(43). Ч. 2. С. 203-207.
136. Рябикина З. И. Личность как субъект бытия и со-бытия: психологический аспект анализа // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. М.: Институт психологии РАН, 2005. C. 5-22.
137. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. М.: Сентябрь, 2001. 208 с.
138. Савенков А. И. Психология детской одаренности. М.: Изд-во Юрайт, 2018. 334 с.
139. Сальников В. А., Хозей С. П., Ревенко Е. М. Одаренность в системе спортивного отбора: проблемы и перспективы // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 4 (146). С. 194-201.
140. Самохин И. С., Сергеева М. Г., Соколова Н. Л. Определение потенциала учащегося на основе данных о результативности и психологической комфортности обучения // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 8. С. 37-42.
141. Сарджвеладзе Н. И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей / под ред. Н. И. Сарджевеладзе, Ш. Н. Чхартишвили. Тбилиси: Мицниереба, 1974. С. 103-107.
142. Селезнева М. В. Сравнительный анализ понятий «субъект» и «субъектность» в зарубежной психологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 2. С. 49-55.
143. Семенова А. А. Специфика характера самоотношения интеллектуально одаренных учащихся и его взаимосвязь с составляющими самосознания личности // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 138-144.
144. Сергиенко Е. А. Принципы психологии развития: современный взгляд // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 24. С. 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/ 2012v5n24/711sergienko24.html (дата обращения: 10.05.2020).
145. Сергиенко Е. А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 1. С. 120-132.
146. Серегина И. А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: автореф. ... дис. канд. психол. наук. М., 1999. 21 с.
147. Сибгатуллина И. Ф. Диссинхронизация психического развития интеллектуально одаренных детей и подростков: дис…д-ра психол. наук. Сочи, 2002. 47 с.
148. Симакова И. Н., Тарасова С. Ю. Феномен неадекватного спокойствия у подростков в условиях школьного обучения // Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения: сб. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 140-144.
149. Сиротюк А. С. Диагностика одаренности. Ч. I: учебное пособие. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. 734 с.
150. Скобликова Е. О. Самоэффективность: существенный мотив для обучения // Региональный вестник. 2020. № 2 (41). С. 67-68.
151. Снегирева Т. В., Мызина Ф. М. Мотивационный кризис одаренных детей как препятствие на пути к самореализации // Психология обучения. 2010. № 7 С. 27-38.
152. Собкин В. С. Современный подросток в социальных сетях // Педагогика. 2016. № 8. C. 61-73.
153. Соколик И. Ю. Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности: дис. ... д-ра пед. наук. Минск, 1998. 357 с.
154. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: изд-во МГУ, 1989. 224 с.
155. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 4. С. 79-88.
156. Солдатова Г. У., Теславская О. И. Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С. 12-22.
157. Спешилова Т. Л. Структура ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников с различными формами одаренности // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. С. 112-114.
158. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 284 с.
159. Суворова О. В. К проблеме критериев и структуры субъектности // Известия Самарского научного центра РАН. Серия «Социальные науки». 2011. Т. 13. № 2 (5). С. 1238-1243
160. Таллибулина М. Т. Музыкальная одаренность: модель структуры, методы выявления и развития. Пермь: Изд-во ПГПУ, 2011. 279 с.
161. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. 356 с. С. 9-20.
162. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды / под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. 638 с.
163. Титова О. И., Холодцева Е. Л. Жизнестойкость как фактор социально-психологической адаптации одаренных школьников // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 4 (8). С. 43-70.
164. Торренс Э. П. Теоретические основы психологической диагностики креативности. М.: б/и, 1998. 120 с.
165. Тренинг для подростков по формированию жизнестойкости: Методическое пособие / сост. А. Ю. Баранова. Иркутск: Изд-во ГАУ ЦППМиСП, 2017. 21с.
166. Ушаков Д. В. Психология интеллекта и одаренности. М.: Институт психологии РАН, 2011. 464 с.
167. Ушаков Д. В., Шепелева Е. А. Системы работы с одаренной молодежью // Сибирский психологический журнал. 2014. № 54. С. 5-16.
168. Фоминова А. Н. Жизнестойкость личности. М.: МПГУ, 2012.152 с.
169. Фролова Ю. Г. Особенности субъектности и психологического благополучия подростков, употребляющих психоактивные вещества // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2017. № 2 (95). С. 105- 110.
170. Хижняк Ю. В. Самоэффективность как психологический капитал личности в профессиональной деятельности // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2016. № 37. С. 58-61.
171. Холодкова О. Г., Кабанченко Е. А. Жизнестойкость и психологическое благополучие студентов // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (28). С. 80-83.
172. Холодная М. А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 5. С. 69-78.
173. Худяков В. П., Кищенко С. Э. Психологическая подготовка спортсменов в командных видах спорта к тренировочному процессу и соревнованию // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014.№ 2. С. 57-62.
174. Цветкова Л. А. Антонова Н. А. Распространённость рискованных форм поведения в сфере здоровья среди студентов младших курсов // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2010. Вып. 4. С. 83-93.
175. Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. Материалы между народной конференции / под ред. Т. Д. Марцинковской, В. Р. Орестовой, О. В. Гавриченко. М.: РГГУ, 2018. 317 с.
176. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. 315 с.
177. Шакирова Д., Сибгатуллина И., Сулейманов Дж. Мышление, интеллект, одаренность: вопросы теории и технологии / под ред. М. И. Махмутова. Казань: Центр инновац. технологий, 2005. 304 с.
178. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности. Саратов: Научная книга, 2008. 296 с.
179. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95 -129.
180. Шепелева А. А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 26 с.
181. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2004. 336 с.
182. Щебланова Е. И. Интеллектуальная Я-концепция одаренных подростков // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. № 4 (9). С. 23-38.
183. Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. М.; Обнинск: ИГ - СОЦИОН, 2008. 212 с.
184. Щебланова Е. И., Петрова С. О. Общая и академическая Я-концепции одаренных учащихся средней школы // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 38. С. 7.
185. Щебланова Е. И., Цой А. Б. Социально-психологическая адаптация одаренных учащихся с разными видами интеллектуальных способностей // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 31. С. 7.
186. Юркевич В. С. Одарённый ребёнок: Иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 2000.136 с.
187. Якимова Т. В. Специфика семейной ситуации развития интеллектуально одаренных подростков: дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 181 с.
188. Яковлев Б. П., Васильев В. В., Усаева Н. Р., Психическая нагрузка и личностная безопасность одаренных детей // Здоровый образ жизни и охрана здоровья: сборник материалов Всерос. научно-практ. конф. Сургут: РИО СурГПУ, 2014. С. 45-46.
189. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Изд-во Класс, 2019. 576 с.
190. Ablard K. E. Self-perceptions and needs as a function of type of academic abi lity and gender // Roeper Review. 1997. Vol. 20 (2). Р. 110-115. DOI: 10.1080/ 02783199709553870
191. Assouline S., Colangelo N., Ihrig D., Forstadt L. Аttributional Choices for Academic Success and Failure by Intellectually Gifted Students // Gifted Child Quarterly. 2006. Vol. 50 (4). P. 283-294. DOI:10.1177 / 001698620605000402
192. Baas M., Nijstad B. A., Boot N. C., De Dreu C. K. W. Mad genius revisited: Vulnerability to psychopathology, biobehavioral approach-avoidance, and creativity // Psychological Bulletin. 2016. Vol. 142 (6). Р. 668-692. DOI: 10.1037/bul0000049
193. Bain Sh. K., Bell Sh. M. Social Self-Concept, Social Attributions, and Peer Relationships in Fourth, Fifth, and Sixth Graders Who Are Gifted Compared to High Achievers // Gifted Child Quarterly. 2004. Vol. 48 (3). P. 167-178. DOI:10.1177/001698620404800302
194. Bandura A. Self-effi cacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1997. Vol. 87. P. 191-215. DOI: 10.1037/0033295X.84.2.191
195. Bandura A., Reese L., Adams N. E. Microanalysis of action and fear arousal as a function of diff erent levels of perceived self-efficacy // Journal оf Personality and Social Psychology. 1982. № 43. P. 5-21.
196. Barab S. A., Plucker J. A. Smart people or smart contexts? Cognition, ability, and talent development in an age of situated approaches to knowing and learning // Educational Psychologist. 2002. Vol. 37. P. 165-182.
197. Barendregt C. S., Bongers I. L., Nieuwenhuizen C. van. Longitudinal Relation Between General Well-Being and Self-Esteem: Testing Diff erences for Adolescents Admitted to Secure Residential Care and After Discharge // International Journal of Off ender Therapy and Comparative Criminology. 2016. Vol. 60 (16). P. 1836-1855. DOI: 10.1177/0306624X15588773
198. Barker E. D. Epigenetics, Early Adversity and Child and Adolescent Mental Health // Psychopathology. 2018. Vol. 51. P. 71-75. DOI: 10.1159/000486683
199. Batey M., Furnham A. Creativity, intelligence, and personality: a critical review of the scattered literature // Genetic, Social, and General Psychology Monographs. 2006. Vol. 132 (4). Р. 355-429. DOI: 10.3200/mono.132.4.355-430
200. Baudson T. G., Zeimes Y. The Importance of being gifted: Stages of Gifted Identity Development, Their Correlates and Predictors // Gifted and Talented Internation. 2016. Vol. 31 (1). Р. 1932. DOI: 10.1080/15332276.2016.1194675
201. Bergold S., Wirthwein L., Rost D. H., Steinmayr R. Are gifted adolescents more satisfi ed with their lives than their non-gifted peers? // Frontiers In Psychology. 2015. Vol. 6. P. 1623. DOI: 10.1080/15332276.2016.1194675
202. Boazman J., Sayler M. Personal well-being of gifted students following participation in an early college-entrance program // Roeper Review. 2011. Vol. 33 (2). P. 76-85. DOI: 10.1080/02783193.2011.554153
203. Bouff ard-Bouchard T., Parent S., Larivée S. Influence of self-effi cacy on selfregulation and performance among junior and senior highschool age students // International Journal of Behavioral Development. 1991. № 14 (2). P. 153-164.
204. Bowers E. P., Li Y., Kiely M. K., Brittian A. S., Lerner J. V., Lerner R. M. The five Cs model of positive youth development: A longitudinal analysis of confirmatory factor structure and measurement invariance // Journal of youth and adolescence. 2010. Vol. 39 (7). P. 720-735. DOI: 10.1007/s10964-0109530-9
205. Brighton C. M. The eff ects of middle school teachers’ beliefs on classroom practices // Journal for the Education of the Gifted. 2003. Vol. 27 (2/3). P. 177-206.
206. Brounstein P. J., Holahan W., Dreyden J. Change in self-concept and attributional styles among academically gifted adolescents // Journal of Applied Social Psychology. 1991. Vol. 21. P. 198-218. DOI: 10.1111/j.1559-1816.1991.tb02723.x
207. Butler J. The Psychic Life of Power. California: Stanford University Press, 1997. 230 р.
208. Cameron P. A. The Social Context and Developmental Patterns of Crystallizing Experiences among Academically Talented Youth // Roeper Review. 1995. Vol. 17. No. 3. P. 197-200.
209. Chan D. W. Positive and negative perfectionism among Chinese gifted students in Hong Kong: Their relationships to general self-efficacy and subjective well-being // Journal for the Education of the Gifted. 2007. Vol. 31 (1). P. 77-102. DOI: 10.4219/jeg-2007-512
210. Chen X. J., Fan X. T., Cheung H. Y., Wu J. The subjective well-being of academically gifted students in the Chinese cultural context // School Psychology International. 2018. Vol. 39 (3). Р. 291-311. DOI: 10.1177/0143034318773788
211. Coleman L., Cross T. Is being gifted a social handicap? // Journal for the Education of the Gifted. 1988. Vol. 11. P. 41-56.
212. Comerford Boyes L., Reid I., Brain K., Wilson J. Accelerated learning: A literature survey. Unpublished report, Department for Education and Skills, London, 2004.
213. Cornel D. G. Gifted children: The impact of positive labeling on the family system // American Journal of Orthopsychiatry. 1983. Vol. 53. P. 322-335.
214. Cornell D. G., Grossberg I. N. Parent use of the term “gifted”: Correlates with family environment and child adjustment // Journal for the Education of the Gifted. 1989. Vol. 12. P. 218-230.
215. Cross T., Colemean L., Stewart. R. The Social cognition of gifted adolescence: An exploration of the stigma of giftedness paradigm // Roeper Review. 1993. Vol. 16 (1). P. 37-40.
216. Cross T. L., Coleman L. J., Terhaar-Yonkers M. The Social Cognition of Gifted Adolescents in Schools: Managing the Stigma of Giftedness // Journal for the Education of the Gifted. 2014. Vol. 37 (1). P. 30-39.
217. De Caroli M. E., Sagone E. Generalized self-effi cacy and well-being in adolescents with high vs. low scholastic self-efficacy // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 141. P. 867-874.
218. De Caroli M. Е., Sagone Е. Generalized Self-effi cacy and Well-being in Adolescents with High vs. Low Scholastic Self-efficacy // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 141 (25). Р. 867-874. DOI: 10.1016/j. sbspro.2014.05.152
219. Dean E. Anxiety // Nursing Standard. 2016. Vol. 30 (46). Р. 17. DOI: 10.7748/ ns.30.46.15
220. Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic motivation and self- determination in human behavior. N.Y.: Plenum Press, 1985. 367 p.
221. Demirbas-Çelik N. Mental Well-Being Predictivity of Personal Meaning Profi le in Various Age Groups // Journal of Education and Training Studies. 2018. Vol. 6 (10). P. 198-206. DOI: 10.11114/jets.v6i10.3490
222. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. Vol. 95 (3). P. 542-575. DOI: 10.1037/0033-2909.95.3.542
223. Dunn O. J. Multiple comparisons using rank sums // Technometrics. 1964. No. 6. P. 241-252.
224. Ellen J. It’s All a Matter of Perspective: Student Perceptions on the Impact of Being Labeled Gifted and Talented // Roeper Review. 2009. Vol. 31. P. 217-223. DOI:10.1080/02783190903177580
225. Ericsson K. A., Krampe R. Th., Tesch-Romer C. The role of deliberate practice in the acquisition of expert performance // Psychological Review. 1993. Vol. 100 (3). P. 363-406.
226. Flescher I. Anxiety and Achievement of Intellectually Gifted and Creatively Gifted Children // The Journal of Psychology. 1963. Vol. 56. Р. 251-268. DOI: 10.1080/00223980.1963.9916644
227. Fouladchanga M., Kohgardb A., Salah V. A study of psychological health among students of gifted and nongifted high schools // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 5. Р. 1220-1225. DOI: 10.1016/j.sbspro.2010.07.264
228. Fox J. Applied regression analysis and generalized linear models. 3rd ed. Thousand Oaks: Sage Publications, 2016. 665 p.
229. Freeman J. Giftedness in the Long Term // Journal for the Education of the Gifted. 2006. Vol. 29 (4). P. 384-403.
230. Freeman J. The long-term eff ects of families and educational provision on gifted children. // Educational & Child Psychology. 2013. Vol. 30 (2). P. 7-17.
231. Freer E., Evans P. Psychological needs satisfaction and value in students’ intentions to study music in high school // Psychology of Music. 2018. Vol. 46 (6). Р. 881-895. DOI: 10.1177/0305735617731613
232. Geake J. G. Thinking as evolution in the brain: implications for giftedness // Australasian Journal of Gifted Education. 1997. Vol. 6 (1). P. 27-33.
233. Geake J. G., Gross U. M. Teachers’ negative aff ect toward academically gifted students: an evolutionary psychological study // Gifted Child Quarterly. 2008. Vol. 52 (3). P. 217-231.
234. Góngora V., Castro Solano A. Well-being and life satisfaction in Argentinean adolescents // Journal of Youth Studies. 2014. Vol. 17 (9). Р. 1277-1291. DOI: 10.1080/13676261.2014.918251
235. Gottfried A. W., Gottfried A. E., Bathurst K., Guerin D. W. Gifted IQ: Early developmental aspects: The Fullerton longitudinal study. New York, NY: Plenum, 1994. 207 р.
236. Guénolé F., Louis J., Creveuil C. Étude transversale de l’anxiété trait dans un groupe de 111 enfants intellectuellement surdoués. A cross-sectional study of trait-anxiety in a group of 111 intellectually gifted children // Encephale. 2013. Vol. 39 (4). Р. 278-283. DOI: 10.1016/j.encep.2013.02.001
237. Guskin S, Okolo C., Zimmerman E., Peng C. Y. Being Labeled Gifted or Talented: Meanings and Eff ects Perceived by Students in Special Programs // Gifted Child Quarterly. 1986. Vol. 30. No. 2. P. 61-65.
238. Harder B., Vialle W., Ziegler А. Conceptions of giftedness and expertise put to the empirical test // High Ability Studies. 2014. Vol. 25 (2). P. 83-120. DOI: 10.1080/13598139.2014.968462
239. Hardy S. A., Francis S. W., Zamboanga B. L., Kim S. Y., Anderson S. G., Forthun L. F. The roles of identity formation and moral identity in college student mental health, health-risk behaviors, and psychological well-being // Journal of Clinical Psychology. 2013. Vol. 69. P. 364-382.
240. Health behavior in school-aged children world health organization collaborative cross-national survey. [Online]. Available at: http://www.hbsc.org/ (accessed: 02.03.2019).
241. Hewitt D. Gifted and talented mathematics // Proceedings of the British Society for Research into Learning Mathematics. 2010. Vol. 25 (3). [Online]. URL: http://www.bsrim.org.uk (available at: 01.11.2021).
242. Hoge R. D., Renzulli J. S. Self-Concept and the Gifted Child. Connecticut: The National Research Center on the Gifted and Talented, 1991. 57 p.
243. Holahan C. K., Holahan C. J. Being Labeled as Gifted, Self-Appraisal, and Psychological Well-Being: A Life Span Developmental Perspective // The International Journal of Aging and Human Development. 1999. Vol. 48 (3). P. 161-173. DOI: 10.2190/CLU1-DEUK-XAFB-7HYJ
244. Howard-Hamilton M., Franks B. A. Gifted adolescents: Psychological behaviors, values, and developmental implications // Roeper Review. 1995. Vol. 17 (3). P. 186-191.
245. Jackson S. P., Peterson J. Depressive disorder in highly gifted adolescents // Journal of Secondary Gifted Education. 2003. Vol. 14 (3). P. 175-186. DOI: 10.4219/jsge-2003-429
246. Jenkins-Friedman R., Murphy D. L. The Mary Poppins Eff ect: Relationships between Gifted Students’ Self Concept and Adjustment // Roeper Review. 1988. Vol. 11 (1). P. 26-30.
247. Jin S.-U., Moon S. M. A study of well-being and school satisfaction among academically talented students attending a science high school in Korea // Gifted Child Quarterly. 2006. Vol. 50. No. 2. P. 169-184. DOI: 10.1177/ 001698620605000207
248. Jones T. Equally cursed and blessed: Do gifted and talented children experience poorer mental health and psychological well-being? // Educational & Child Psychology. 2013. Vol. 30 (2). P. 44-66.
249. Juriševič M., Žerak U. Attitudes Towards Gifted Students and Their Education in the Slovenian Context // Educational psychology from a contemporary perspective. 2019. Vol. 12 (4). Р. 101-117. DOI: 10.11621/pir. 2019.0406
250. Kamya H. A. Hardiness and spiritual well-being among social work students: Implications for social work education // Journal of Social Work Education. 2000. Vol. 36 (2). P. 231-240.
251. Kao Ch. Mathematically gifted adolescent females’ mixed sentiment toward gender stereotypes // Social Psychology of Education. 2015. Vol. 18. P. 17- 35. DOI: 10.1007/s11218-014-9278-2 (In English)
252. Kerr B., Colangelo N., Gaeth J. Gifted adolescents’ attitudes toward their giftedness // Gifted Child Quarterly. 1988. Vol. 32 (2). P. 245-247.
253. Keyes L. M., Shmotkin D., Ryff C. Optimizing well-being: The empirical encounter of two traditions // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. Vol. 82. Р. 1007-1022. DOI: 10.1037/0022-3514.82.6.1007
254. Kim K. H. The Creativity Crisis: The Decrease in Creative Thinking Scores on the Torrance Tests of Creative Thinking // Creativity Research Journal. 2011. Vol. 23. P. 285-295. DOI: 10.1080/10400419.2011.627805
255. Kobasa S. C. Stressful Life Events, Personality, and Health-Inquiry into Hardiness // Journal of Personality and Social Psychology. 1979. Vol. 37. P. 1-11. DOI: 10.1037/0022-3514.37.1.1
256. Kobasa S. C., Maddi S. R., Kahn S. Hardiness and Health: A Prospective Study // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 42. No. 1. P. 168-177.
257. Kroesbergen E. H., van Hooijdonk M., Van Viersen S., Middel-Lalleman M. M., Reijnders J. J. The Psychological Well-Being of Early Identifi ed Gifted Children // Gifted Child Quarterly. 2016. Vol. 60 (1). Р. 16-30. DOI: 10.1177/ 0016986215609113
258. Krok D. J. When is Meaning in Life Most Benefi cial to Young People? Styles of Meaning in Life and Well-Being Among Late Adolescents // Journal of Adult Development. 2018. Vol. 25 (2). Р. 96-106. DOI: 10.1007/s10804-017-9 280-y
259. Lawson R. G., Jurs P. C. New index for clustering tendency and its application to chemical problems // Journal of Chemical Information and Computer Sciences. 1990. Vol. 30. No. 1. P. 36-41. DOI: 10.1021/ ci00065a010
260. Lea-Wood S. S., Clunies-Ross G. Self-esteem of gifted adolescent girls in Australian Schools // Roeper Review. 1995. Vol. 17 (3). Р. 195-197. DOI: 10.1080/ 02783199509553658
261. Lea-Wood S. S., Clunies-Ross G. Self-esteem of gifted adolescent girls in Australian Schools // Roeper Review. 1995. Vol. 17 (3). P. 195-197.
262. Lerner R. M. The positive youth development perspective: Theoretical and empirical bases of a strength-based approach to adolescent development // The Oxford Handbook of Positive Psychology / C. R. Snyder, S. J. Lopez, (Eds.). Oxford: Oxford University Press, UK, 2009. P. 149-163.
263. Levine E., Tucker S. Emotional needs of gifted children: A preliminary phenomenological view // The Creative Child and Adult Quarterly. 1986. Vol. 11. P. 156-165.
264. Li T., Feng F. Goal content, well-being, and psychological needs satisfaction in Chinese adolescents // Social Behavior and Personality: An international journal. 2018. Vol. 46. Р. 541-550. DOI: 10.2224/sbp.6831
265. Lindwall M., Weman-Josefsson K., Sebire S. J., Standage M. Viewing exercise goal content through a person-oriented lens: A self-determination perspective // Psychology of sport and exercise. 2016. Vol. 27. Р. 85-92. DOI: 10.1016/j.psychsport.2016.06.011
266. Litster K., Roberts J. The self-concepts and perceived competencies of gifted and non-gifted students: a meta-analysis // Journal of Research in Special Educational Need. 2011. Vol. 11 (2). Р. 130-140. DOI: 10.1111/j.1471-3802. 2010.01166.x
267. Loeb R. C., Jay J. Self-Concept in Gifted Children: Diff erential Impact in Boys and Girls // Gifted Child Quarterly. 1987. Vol. 31(1). P. 9-14. DOI: 10.1177/ 001698628703100102
268. Luftenegger M., Kollmayer M., Bergsmann E., Jostl G., Spiel Ch., Schober B. Mathematically gifted students and high achievement: the role of motivation and classroom structure // High Ability Studies. 2015. Vol. 26 (2). P. 227-243
269. Maddi S. R. Hardiness: an Operationalization of Existential Courage // Journal of Humanistic Psychology. 2004. Vol. 44 (3). Р. 279-298. DOI: 10.1177/ 0022167804266101
270. Maddi S. R. The personality construct of hardiness: Effects on experiencing coping and strain // Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 1999. Vol. 51 (2). P. 83-94. DOI: 10.1037/1061-4087.51.2.83
271. Malinauskas R., Dumciene A. Psychological wellbeing and self-esteem in students across the transition between secondary school and university: A longitudinal study // Psihologija. 2016. Vol. 50 (00). Р. 3. DOI: 10.2298/PSI160506003M
272. Manaster G. J., Chan J. C., Watt C., Wiehe J. Gifted adolescents’ attitudes toward their giftedness: A partial replication // Gifted Child Quarterly. 1994. № 38 (4). P. 176-178.
273. Manor-Bullock R., Look C., Dixon D. N. Is giftedness socially stigmatizing? The impact of high achievement on social interactions // Journal for the Education of the Gifted. 1995. № 18 (3). P. 319-338.
274. Marsh H. W., Morin A. J., Parker P. D. Physical self-concept changes in a selective sport high school: a longitudinal cohort-sequence analysis of the big-fish-little-pond effect // Journal of Sport and Exercise Psychology. 2015. Vol. 37 (2). P. 150-163. DOI:10.1123/jsep.2014-0224
275. Marsh H. W., Parker J. W. Determinants of student self-concept: Is it better to be a relatively large fi sh in a small pond even if you don’t learn to swim as well? // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. Vol. 47 (1). P. 213-231. DOI:10.1037/0022- 3514.47.1.213
276. Martin L. T., Burns R. M., Schonlau M. Mental disorders among gifted and non-gifted youth: a selected review of the epidemiologic literature // Gifted Child Quarterly. 2010. Vol. 54 (1). Р. 31-41. DOI: 10.1177/0016986209352684
277. Mascret N., Cury F. “I’m not scientifically gifted, I’m a girl”: Implicit measures of gender-science stereotypes - preliminary evidence // Educational Studies. 2015. Vol. 41. No. 4. P. 462-465. DOI: 10.1080/03055698.2015.1043979
278. McGregor, I., Little, B. R. Personal projects, happiness, and meaning: On doing well and being yourself // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74. No. 4. P. 494-512.
279. Monks F. J. Development of gifted children: The issue of identify cation and programming // F. J. Monks, W. A. M. Peters (eds.) Talent for the future. Proceedings of the Ninth World Conference on Gifted and Talented Children. Assen, The Netherlands: Van Gorcum, 1992. Р. 191-202.
280. Morelock M. J. On the nature of giftedness and talent: Imposing order on chaos // Roeper Review. 1996. Vol. 79 (1). P. 4-12.
281. Mouchiroud C., Lubart T. Social creativity: a cross-sectional study of 6 to 11-year-old children // International Journal of Behavioral Development. 2002. Vol. 26. No. 1. P. 60-69. DOI: 10.1177%2F016502540202600111
282. Moulton P., Moulton M., Housewright M., Bailey K. Gifted and Talented: Exploring the Positive and Negative Aspects of Labeling // Roeper Review. 1998. Vol. 21. No. 2. P. 153-154.
283. Mudrak J., Zabrodska K. Childhood giftedness, adolescent agency // Gifted Child Quarterly. 2014. Vol. 59. No. 1. P. 55-70. DOI:10.1177/0016986214559602
284. Nail J. M., Evans J. G. The emotional adjustment of gifted adolescents: A view of global functioning // Roeper Review. 1997. Vol. 20. No. 1. P. 18-21. DOI: 10.1080/02783199709553845
285. Neihart M. The impact of giftedness on psychological well-being: What does the empirical literature say? // Roeper Review. 1999. Vol. 22. Р. 10-17. http:// dx.doi.org/10.1080/02783199909553991
286. O’Connor J. Is It Good to be Gifted? The Social Construction of the Gifted Child // Сhildren and society. 2012. Vol. 26. P. 293-303. DOI:10.1111/j.1099- 0860.2010.00341.x
287. Ogurlu U., Yalin H. S., Yavuz Birben F. The Relationship between Psychological Symptoms, Creativity, and Loneliness in Gifted Children // Journal for the Education of the Gifted. 2018. Vol. 41 (2). Р. 193-210. DOI: 10.1177/ 0162353218763968
288. Pajares F., Schunk D. H. Self-beliefs and school success: Self-effi cacy, self-concept, and school achievement // International perspectives on individual differences. 2001. Vol. 2. P. 239-265.
289. Panov V., Plaksina I. Didactic and psychodidactic features of forming the subject of universal learning actions // Proceedings of the 3rd International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2017). No. 124. P. 546-550. DOI: 10.2991/icadce-17.2017.129
290. Patchett R. F., Gauthier Y. Parent and teacher perceptions of giftedness and a program for the gifted // BC Journal of Special Education (British Columbia). 1991. Vol. 15 (1). P. 25-38.
291. Peterson J. S. Bright, tough, and resilient - and not in a gifted program // Journal of Secondary Gifted Education. 1997. Vol. 8. Р. 121-136.
292. Plucker J. A., Callahan C. M. Research on giftednessт and gifted education: Status of the fi eld and considerations for the future // Exceptional Children. 2014. Vol. 80 (4). P. 390-406.
293. Pollet E., Schnell T. Brilliant: But What For? Meaning and Subjective Well-Being in the Lives of Intellectually Gifted and Academically High-Achieving Adults // Journal of Happiness Studies. 2017. Vol. 18 (5). Р. 1459-1484. DOI: 10.1007/s10902-016-9783-4
294. Preckel, F., Rach, H., Scherrer, V. Self-concept changes in multiple self-concept domains of gifted students participating in a summer residential school // Gifted and Talented International. 2016. Vol. 31 (2). P. 88-101. DOI: 10.1080/ 15332276.2017.1304781
295. Rafati, F., Rafati, S., Mashayekhi, F., Pilehvarzadeh, M., Mashayekh, M. The comparison of the mental health and self-esteem in the gifted and normal adolescents of high schools in Jiroft City in the year 2012-2013 // International Journal of current research and academic review. 2014. Vol. 2. No. 6. P. 220-228.
296. Renshaw T. L., Arslan G. Psychometric properties of the Student Subjective Wellbeing Questionnaire with Turkish adolescents: A generalizability study // Canadian journal of school psychology. 2016. Vol. 31 (2). Р. 139-151. DOI: 10.1177/0829573516678704
297. Renzulli J. S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for promoting creative productivity / R. J. Sternberg, J. E. Davidson (Eds.). Conceptions of giftedness (2nd ed.). New York, NY: Cambridge University Press, 2005. P. 246-279.
298. Renzulli J. S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for promoting creative productivity // Conceptions of giftedness (2nd ed.) / R. J. Sternberg, J. E. Davidson (Eds.). New York, NY: Cambridge University Press, 2005. Р. 246-279.
299. Renzulli J. S. The three-rings conception of giftedness: A developmental model for creative productivity // R. J. Sternberg, J. E. Davidson (Eds.) Conceptions of giftedness. New York: Cambridge University Press, 1986. P. 53-92.
300. Renzulli Learning System [Online]. Available at: https://renzullilearning.com/ (accessed: 02.03.2019).
301. Rinn A. N., Jamieson K. M., Gross C. M., McQueen K. S. A canonical correlation analysis of the influence of social comparison, gender, and grade level on the multidimensional self-concepts of gifted adolescents // Social Psychology Education: An International Journal. 2009. Vol. 12 (2). Р. 251-269. DOI: 10.1007/s11218-008-9076-9
302. Ritchie L., Williamon А. Measuring Distinct Types of Musical Self-Efficacy // Psychology of Music. 2011. Vol. 39 (3). Р. 328-344. DOI: 10.1177/0305735610374895
303. Ryan R. M., Deci E. L. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being // Annual review of psychology. 2001. Vol 52. P. 141-166.
304. Ryan R. M., HutaV., Deci E. L. Living well: A self-determination theory perspective on Eudaimonia // Journal of Happiness Studies. 2008. Vol. 9. Р. 139-170. DOI: 10.1007/s10902-006-9023-4
305. Ryff C. D. Psychological well-being revisited: Advances in the science and practice of Eudaimonia // Psychotherapy and psychosomatics. 2014. Vol. 83. Р. 10-28. DOI: 10.1159/000353263
306. Ryff C. D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological wellbeing // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. No. 6. P.1069-1081. DOI: 10.1037//0022-3514.57.6.1069
307. Ryff C. D. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. No. 4. P. 719-727. DOI: 10.1037/0022-3514.69.4.719
308. Salchegge S. Selective school systems and academic self-concept: How explicit and implicit schoollevel tracking relate to the big-fi sh-little-pond eff ect across cultures // Journal of Educational Psychology. 2016. Vol. 108 (3). P. 405-423. DOI:10.1037/ edu0000063
309. Schimel J. L., Alanson W. Dilemmas of the Gifted Adolescent // White Institute 25th Anniversary Symposium, October 19, 1968 [Online]. Available at: https://fi les.eric.ed.gov/fulltext/ED032585.pdf (accessed 01.11.2021).
310. Schoenleber M., Chow P. I., Berenbaum H. Self-conscious emotions in worry and generalized anxiety disorder // British Journal of Clinical Psychology. 2014. Vol. 53 (3). Р. 299-314. DOI: 10.1111/bjc.12047
311. Seligman M. E. Jayawickreme E., Forgeard M. J. The Engine of Well-Being // Review of General Psychology. 2012. Vol. 16. P. 327-342. DOI: 10.1037/ a0027990
312. Shek D. T., Lu-Yin L. Psychosocial Factors Infl uencing Individual Well-Being in Chinese Adolescents in Hong Kong: a Six-Year Longitudinal Study // Applied Research Quality Life. 2018. Vol. 13. Р. 561-584. DOI: 10.1007/ s11482-017-9545-4
313. Siddiqui S. Impact of Self-Effi cacy on Psychological Well-Being among Undergraduate Students // The International Journal of Indian Psychology. 2015. Vol. 2 (3). P. 5-16.
314. Simonton D. K. Reverse engineering genius: historiometric studies of superlative talent // Annals of the New York Academy of Sciences. 2016. Vol. 1377 (1). Р. 3-9. DOI: 10.1111/nyas.13054
315. Singh D., Rocio M. W., Anand N. The ALPIM (Anxiety, Laxity, Pain, Immune, and Mood) Syndrome in Adolescents and Young Adults: a Cohort Study // The Journal of Neuropsychiatry and Clinical Neurosciences. 2019. Vol. 31 (3). Р. 239-245. DOI: 10.1176/appi.neuropsych.18080174
316. Singh B., Udainiya R. Self-effi cacy and well-being of adolescents // Journal of the Indian Academy of Applied Psychology. 2009. Vol. 35 (2). P. 227-232.
317. Snyder К. Е., Barger M. M., Wormington S. V., Schwartz-Bloom R., Linnen brink Garcia L. Identifi cation as Gifted and Implicit Beliefs About Intelligence: An examination of potential moderators // Journal of advanced academics. 2013. Vol. 24 (4). Р. 242-258. DOI: 10.1177 / 1932202X13507971
318. Sortheix F. M., Schwartz S. H. Values that underlie and undermine well-being: Variability across countries // European Journal of Personality. 2017. Vol. 31 (2). Р. 187-201. DOI: 10.1002/per.2096
319. Spearman C. «General Intelligence», objectively determined and measured // The American Journal of Psychology. 1904. Vol. 15. P. 201-293.
320. Stattin H., Seiff ge-Krenke I., Hendry L., Kloep M., Beyers W. Adolescent psychopathology in times of change: Introduction to the special issue // Journal of Adolescence. 2018. Vol. 65. P. 228-230. DOI: 10.1016/j.adolescence. 2018.03.006
321. Sternberg R. J. WICS as a model of giftedness // High Ability Studies. 2003. Vol. 14(2). P. 109-137.
322. Striley K. The Stigma of Excellence and the Dialectic of (Perceived) Superiority and Inferiority: Exploring Intellectually Gifted Adolescents’ Experiences of Stigma // Communication Studies. 2014. Vol. 65 (2). P. 139-153. DOI: 10.1080/10510974.2013.851726
323. Subotnik R. F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F. C. Rethinking giftedness and gifted education: A proposed direction forward based on psychological science // Psychological Science in the Public Interest. 2011. Vol. 12. P. 3-54. DOI: 10.1177/1529100611418056
324. Swiatek M. А., Dorr R. M. Revision of the social coping questionnaire: Replication and extension of previous fi ndings // Journal of Secondary Gifted Education. 1998. Vol. 10 (1). P. 252.
325. Tannenbaum A. J. Gifted Children. New York: MacMillan. 1983. 466 p.
326. Tannenbaum A. J. Giftedness: A psychosocial approach // R. J. Sternberg, J. E. Davidson (Eds.) Conceptions of giftedness. New York: Cambridge University Press, 1986. Р. 417-435.
327. Tatli C. Investigating of the subjective well-being of gifted adolescents // New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. 2017. Vol. 4 (4). P. 56-63. DOI: 10.18844/prosoc.v4i4.2595
328. Terman L. M., Oden M. H. The Gifted Child Grows Up // L. M. Terman (ed.) Genetic Studies of Genius. Vol. IV. Stanford, CA: Stanford University Press, 1947. 448 p.
329. Tibshirani R., Walther G., Hastie T. (2001). Estimating the number of data clusters via the Gap statistic // Journal of the Royal Statistical Society: Series B. No. 63. P. 411-423.
330. Tong J., Yewchuk C. Self concept and sex-role orientation in gifted high school students // Gifted Child Quarterly. 1996. Vol. 40 (1). Р. 15-23. DOI: 10.1177% 2F001698629604000103
331. Torrance E. P. Torrance test of creative thinking: Directions manual and scoring quide. Lexington, Mass: Ginn &Co., 1974. 48 p.
332. Tvorogova N. D. Psychological support of gifted students’ learning activity // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2018. Vol. XLIII. P. 147-155. DOI: 10.15405/epsbs.2018.07.21
333. Viejo C., Gomez-Lopez M., Ortega-Ruiz R. Adolescents’ Psychological Well-Being: A Multidimensional Measure // International journal of environmental research and public health. 2018. Vol. 15 (10). P. 2325. DOI: 10.3390/ijerph15102325
334. Vogelaar B., Bakker M., Elliott J. G, Resing W. C. Dynamic testing and test anxiety amongst gifted and average-ability children // British Journal of Educational Psychology. 2017. Vol. 87 (1). Р. 75-89. DOI: 10.1111/bjep. 12136
335. Wentzel K. R., Miele D. B. Handbook of motivation at school. New York: Routledge. Whitton, 2009. 704 p. DOI: 10.4324/9780203879498
336. Willcocks M. A. Curriculum as a vehicle for agency in gifted learners // Kairaranga. 2017. Vol. 18. No. 1. P. 47-52.
337. Yang Y., Li P., Kou Y. Orientations to Happiness and Subjective Well-Being in Chinese Adolescents // Child Indicators Research. 2017. Vol. 10 (4). Р. 881-897. DOI: 10.1007/s12187-016-9410-2
338. Zeidner M., Shani-Zinovich I. Do academically gifted and nongifted students differ on the Big-Five and adaptive status? Some recent data and conclusions // Personality and Individual Diff erences. 2011. Vol. 51 (5). Р. 566-570. DOI: 10.1016/j.paid.2011.05.007
339. Ziegler A. The Actiotope model of giftedness / R. J. Sternberg, J. E. Davidson (Eds.). Conceptions of giftedness (2nd ed.). New York, NY: Cambridge University Press, 2005. P. 411-436.
340. Zimmerman B. J. Self-Efficacy: An Essential Motive to Learn // Contemporary Educational Psychology. 2000. Vol. 25. P. 82-91. DOI: 10.1006/ceps.1999. 1016
341. Zimmerman B. J., Martinez-Ponz M. Student differences in self-regulated learning: relating grade, sex, and giftedness to self-efficacy and strategy use // Journal of educational psychology. 1990. Vol. 82 (1). P. 51-59.
342. Алексеева Е. В. Проявление ответственности подростков в совладании с жизненными проблемами. Дис. канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2002. 187 с.
343. Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии. 1968. № 6.
344. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб.: Союз, 2001. 271 с.
345. Барлас Т. В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии // Ежегодник по психотерапии и психоанализу. 2012. № 4. С. 150-166.
346. Виноградова Е. Г., Масленникова О. М. Диагностика развития личности в ранней юности. Методические материалы для практических психологов. Нижний Новгород: НГЦ, 2000. 46 с.
347. Волкова Е. Н. Психологические особенности субъектности одарённых подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 197. С. 52-62.
348. Волкова Е. Н., Беляева С. И. Тревожная оценка перспектив и психологическое благополучие одарённых подростков // Сибирский психологический журнал. 2021. № 80. С. 91-106.
349. Волкова Е. Н., Васильева С. В. Содержание и структура Я-концепции одарённых подростков // Психология способностей и одаренности. Материалы всероссийской научно-практической конференции / под ред. В. А. Мазилова. 2019. С. 161-163.
350. Волкова Е. Н., Васильева С. В. Изучение субъективных факторов психологического благополучия одарённых подростков (психодиагностический комплекс) // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 13.
351. Волкова Е. Н., Васильева С. В. Самоэффективность и отношение к собсвенной одарённости у подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 335-338.
352. Волкова Е. Н., Микляева А. В. Психологическое благополучие подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы для обучающихся с признаками одарённости // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 799-806.
353. Волкова Е. Н., Микляева А. В., Хороших В. В. Критерии идентификации детской и подростковой одаренности как основание для формирования выборок при проведении психологических исследований // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 1. С. 69-78. (ИФ РИНЦ 0,347)
354. Горьковая И. А., Микляева А. В. Самооценка как предиктор жизнестойкости подростков мужского пола с устойчивым противоправным поведением // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 197. С. 42-51.
355. Жуковская Л. В., Трощихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32, Вып. 2. С. 82-93.
356. Иванова Т. Ю. Функциональная роль личностных ресурсов в обеспечении психологического благополучия. Дис. … канд. психол. наук, 2016, 206 с.
357. Кричевский Р. Л., Огнев А. С., Гончаров Ю. Н. Рабочая книга организационного психолога. Воронеж: Изд. фонда «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2000. 299 с.
358. Личностный потенциал: структура и диагностика: монография / А. Ж. Аверина, Л. А. Александрова, И. А. Васильев, Т. О. Гордеева, А. И. Гусев, О. Е. Дергачева, Г. В. Иванченко, Е. Р. Калитеевская, М. В. Курганская, А. А. Лебедева, Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, О. В. Митина, Е. Н. Осин, А. В. Плотникова, Е. И. Рассказова, А. Х. Фам, С. А. Шапкин / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 607 с.
359. Микляева А. В., Хороших В. В., Волкова Е. Н. Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель // Science for education today. 2019. Т. 9. № 4. С. 36-55. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.03
360. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. СПб.: Речь, 2000. 440 с.
361. Психологическая диагностика: учебник для вузов / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. СПб.: Питер, 2008. 652 с.
362. Психодиагностика: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. А. Н. Кошелевой, В. В. Хороших. М.: Юрайт, 2018. 373 с.
363. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д. Б. Богоявленская, науч. ред. В. Д. Шадриков [и др.]. - 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003. 95 с.
364. Селезнёва Е. В. Самоэффективность как акмеологический инвариант профессионализма кадров управления // Акмеология. 2016. № 1 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoeff ektivnost-kakakmeologicheskiy-invariant-professionalizma-kadrov-upravleniya (дата обращения: 07.02.2021).
365. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. - М.: София, 2006. 368 с.
366. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2006. 384 с.
367. Серегина И. А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1999. 24 с.
368. Тренинг для подростков по формированию жизнестойкости: Методическое пособие / сост. А. Ю. Баранова. Иркутск: Издательство ГАУ ЦППМиСП, 2017. 21 с.
369. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания. М.: Альпина нон-фикшн, 2019. 461 с.
370. Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИОН, 2008. 212 с.