Статья
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВ РОССИИ ПЕРИОДА ЦИФРОВИЗАЦИИ (2010-2020 ГГ.)
Статья посвящена поиску ответа на вопрос: изменились ли психологические проблемы подростков, жизнь которых проходит в период активной цифровизации. С этой целью, во-первых, проанализированы и обобщены результаты исследований отечественных и зарубежных психологов, посвященные изучению влияния цифровизации на психическое развитие подростков. Во-вторых, проведено сравнительное исследование психологических проблем подростков, живших до периода тотальной цифровизации и периода ее активного развития. На первом этапе сравнивались результаты, полученные по одной и той же методике от подростков в 2012 и 2021 годах, на втором - психологические проблемы, связанные с погружением в Интернет. При такой постановке исследования удалось установить, описать и объяснить изменения в содержании и степени озабоченности психологическими проблемами подростков в период цифровизации.
1. Алексеева Е. В., Веретина О. Р., Орлова А. В. Подросток в интернет-среде: показатели благополучия и безопасности // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы II Международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 23-30. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-2
2. Аянян А. Н. Реальная и виртуальная идентичность современных подростков и юношей // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме: коллективная монография / под ред. Т. Д. Марцинковской, B. Р. Орестовой, О. В. Гавриченко. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. C. 80-84.
3. Белинская Е. П., Марцинковская Т. Д. Идентичность в транзитивном обществе: виртуальность и реальность // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов международной конференции 14-17 февраля 2018 г. / под общ. ред. Р. В. Ершовой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. С. 43-48.
4. Богачева Н. В., Сивак Е. В. Мифы о "поколении Z" // Современная аналитика образования. 2019. № 1 (22). С. 1-64.
5. Бойд Д. Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях / пер. с англ. Ю. Каптуревского; под науч. ред. А. Рябова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 352 с.
6. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. T. 11. № 3. C. 177-191.
7. Войскунский А. Е. Современные тенденции киберпсихологических исследований // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме: коллективная монография / под ред. Т. Д. Марцинковской, B. Р. Орестовой, О. В. Гавриченко. М.: Изд-во РГГУ. 2018. С. 7-13.
8. Грядунова Д. К., Алексеева Е. В. Ресурсы и риски киберкоммуникации для подростков с акцентуациями характера // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы III Международной научно-практической конференции. 1-2 октября 2020 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. С. 262-269. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-12
9. Ермолова Т. В., Литвинов А. В., Савицкая Н. В., Логвинова О. К. Приоритеты психолого-педагогической работы с поколением Z (зарубежный опыт) // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 4. C. 89-102. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090408
10. Маленова А. Ю., Малюга К. В. Школьные трудности и способы их преодоления в подростковом возрасте // Вестник Омского университета. Серия "Психология". 2016. № 3. С. 39-45.
11. Полева Н. С. Психология смешанной реальности цифрового пространства // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме: Коллективная монография / под ред. Т. Д. Марцинковской, В. Р. Орестовой, О. В. Гавриченко. М.: Изд-во МПГУ, 2019. С. 43-48.
12. Поливанова К. Н., Королева Д. О. Социальные сети как новая практика развития городских подростков // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2016. № 1. С. 173-182.
13. Психическое развитие человека и социальные влияния. Коллективная монография / под ред. Л. А. Регуш. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 291 с.
14. Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2014. № S30. С. 36-40.
15. Регуш Л. А. Жизненные проблемы как индикатор влияния социума // Психическое развитие человека и социальные влияния. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. С. 7-22.
16. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Веретина О. Р., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. Особенности мышления подростков, имеющих разную степень погруженности в интернет-среду // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019. № 194. С. 19-29.
17. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. Диагностика психологических проблем подростков // Психологическая диагностика. 2014. № 1. С. 86-107.
18. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. Психологические проблемы подростков, обучающихся в школах разных видов // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2013. № 3. Статья 1977.
19. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. "Психологические проблемы подростков": стандартизированная методика: научно-методические материалы. СПб.: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2012. 34 с.
20. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Орлова А. В., Пежемская Ю. С., Ундуск Е. Н. Психологические проблемы российских подростков (1993-2013 гг.): к 20-летию открытия психолого-педагогического факультета / под ред. Л. А. Регуш. СПб.: Элви-Принт, 2017. 297 с.
21. Регуш Л. А., Орлова А. В., Алексеева Е. В., Веретина О. Р., Пежемская Ю. С. Операционализация понятия "психологическая проблема" в отечественных и зарубежных исследованиях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 197. С. 7-17. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-197-7-17
22. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 4. С. 87-97. https://doi.org/10.17759/chp.2020160409
23. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
24. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Дренева А. А., Илюхина С. Н. Мы в ответе за цифровой мир: Профилактика деструктивного поведения подростков и молодежи в Интернете. М.: Когито-Центр, 2019. 176 с.
25. Солдатова Г. У., Шляпников В. Н., Журина М. А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи "Дети онлайн" // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 3. С. 50-66. https://doi.org/10.17759/cpp.2015230304
26. Сорокина А. Б. Интернет в жизни современных детей и подростков: проблема и ресурс // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4, № 1. С. 45-64.
27. Стиллман Д., Стиллман И. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 269 с.
28. Тихомандрицкая О. А., Малышева Н. Г., Шаехов З. Д. Современные исследования психологического благополучия цифрового поколения // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме / под ред. Т. Д. Марцинковской, В. Р. Орестовой, О. В. Гавриченко. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 89-94.
29. Третьякова В. С., Церковникова Н. Г. Цифровое поколение: потери и приобретения // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2. С. 53-65. https://doi.org/10.52944/PORT.2021.45.2.004
30. Хломов К. Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6. № 1. С. 2-10. https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060102
31. Хузеева Г. Р., Калинина М. И. Специфика развития социокультурной идентичности современных подростков и юношей // Цифровое общество в культурно-исторической: коллективная монография / под ред. Т. Д. Марцинковской, В. Р. Орестовой, О. В. Гавриченко. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 130-133.
32. Цифровое общество в культурно-исторической парадигме: Коллективная монография / под ред. Т. Д. Марцинковской, В. Р. Орестовой, О. В. Гавриченко. М.: Изд-во МПГУ, 2019. 264 с.
33. Charmaraman L., Sode O., Bickham D. Adolescent mental health challenges in the digital world // Technology and adolescent health / eds. by M. A. Moreno, A. J. Hoopes. Washington: Academic Press, 2020. P. 283-304. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-817319-0.00012-8
34. Kardefelt-Winther D. How does the time children spend using digital technology impact their mental well-being, social relationships and physical activity? An evidence-focused literature review. 2017. [Online] URL: https://www.unicef-irc.org/publications/pdf/Children-digital-technology-wellbeing.pdf (accessed 09.01.2021).
35. Moreno M. A., Hoopes A. J. Technology and adolescent health in schools and beyond. London: Academic Press, 2020. 426 p. https://doi.org/10.1016/C2017-0-04667-0
36. Orlova A., Regush L., Alekseeva E., Pezhemskaya J. Psychological problems of adolescents: Cross-cultural aspect // XVI European Congress of Psychology (ECP-2019): Abstracts. Moscow: Moscow State University Publ., 2019. P. 623-624.
37. Wang J-L., Jackson L. A., Wang H-Z., Gaskin J. Predicting social networking site (sns) use: Personality, attitudes, motivation and internet self-efficacy // Personality and Individual Differences. Vol. 80. 2015. P. 119-124. https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.02.016