В статье подготовка будущих учителей физики к формированию у школьников естественнонаучной грамотности обосновывается как система с учетом уровневой реализации (базовый, повышенный, углубленный уровни подготовки). В структуре данной подготовки предлагается выделять две составляющие: предметная подготовка и методическая подготовка. Подробно раскрывается методическая подготовка в соответствии с предлагаемыми уровнями подготовки. Рассматривается вариант реализации подготовки, осуществляемый в Забайкальском государственном университете, в соответствии с учебным планом по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профиль «Информатика и физика». Приводится подробная характеристика комплекса контекстных методических заданий как специального средства методической подготовки будущих учителей физики к формированию у школьников естественно-научной грамотности. Предлагаются четыре типа контекстных методических заданий (предметные, межпредметные, практические, профессиональные контекстные задания), приводятся конкретные примеры данных типов заданий. На основе анализа результатов опытно-экспериментальной работы, проводимой в Забайкальском государственном университете, раскрываются условия эффективной подготовки студента как будущего учителя физики к формированию у школьников естественно-научной грамотности.
Десненко С., Десненко М., Глазов С., Грабов В. Контекстные методические задания как специальное средство подготовки будущего учителя физики к формированию у школьников естественно-научной грамотности. 2023;:539-544.
1. Десненко С. И. Методическая подготовка будущего учителя физики к формированию у школьников естественно-научной грамотности / С. И. Десненко // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2022. - Т. 17. - № 3. - С. 15-23.
2. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Вып. 1: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Г. С. Ковалёва, А. Ю. Пентин, Е. А. Никишова, Г. Г. Никифоров] ; под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. - М.; СПб. : Просвещение, 2020. - 95 с.
3. Исаев Д. А., Формирование естественно-научной грамотности школьников на основе применения интегрированных заданий / Д. А. Исаев, А. А. Чернышова // Школа будущего. - 2017. - № 3. - С. 230236.
4. Подготовка педагогов к проектированию экспериментальных заданий для развития естественно-научной грамотности обучающихся / И. Н. Власова, Г. И. Дубась, А. В. Худякова // Перспективы науки и образования. - 2022. - № 1 (55). - С. 620-642.
5. Примерная рабочая программа основного общего образования. Физика. Базовый уровень. - М., Просвещение, 2021. - 59 с.
6. TIMSS-2015 International Results in Science / M. O. Martin, I. V S. Mullis, P Foy et al. // Boston College, TIMSS & PIRLS International Study Center website, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// timssandpirls.bc.edu/timss2015/international-results/ (дата обращения: 10.11. 2022).
7. Desnenko S. I. Metodicheskaya podgotovka budushchego uchitelya fiziki k formirovaniyu u shkol’nikov estestvenno-nauchnoj gramotnosti / S. I. Desnenko // Uchenye zapiski Zabajkal’skogo gosudarstvennogo universiteta. - 2022. - T.17. - № 3. - S. 15-23.
8. Estestvenno-nauchnaya gramotnost’. Sbornik etalonnyh zadanij. Vypusk 1 : ucheb. posobie dlya obshcheobrazovat. organizacij / [G. S. Kovalyova,A. YU. Pentin, E.A. Nikishova, G. G. Nikiforov] ; pod red. G. S. Kovalyovoj, A. YU. Pentina. - M. ; SPb. : Prosveshchenie, 2020. - 95 s.
9. Isaev D. A., Formirovanie estestvenno-nauchnoj gramotnosti shkol’nikov na osnove primeneniya integrirovannyh zadanij / D. A. Isaev, A. A. CHernyshova // SHkola budushchego. - 2017. - № 3. - S. 230-236.
10. Podgotovka pedagogov k proektirovaniyu eksperimental’nyh zadanij dlya razvitiya estestvenno-nauchnoj gramotnosti obuchayushchihsya / I. N. Vlasova, G. I. Dubas’, A. V. Hudyakova // Perspektivy nauki i obra- zovaniya. - 2022. - № 1 (55). - S. 620-642.
11. Primernaya rabochaya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya. Fizika. Bazovyj uroven’. - M., Prosveshchenie, 2021. - 59 s.
12. Sostoyanie estestvennonauchnogo obrazovaniya v rossijskoj shkole po rezul’tatam mezhdunarodnyh issledo- vanij TIMSS i PISA / A. YU. Pentin, G. S. Kovaleva, E. I. Davydova, E. S. Smirnov // Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow. - 2018. - № 1. - S. 79-109.