Ситуация в образовании сегодня определяется и анализируется как проблемная. Ее признаки: программное обучение, заданная пассивность ученика и отсутствие мотивации к обучению, создающие противоречие между целями ученика и системой образования. Социальная значимость качества образования порождает потребность в диалоге. Рассматриваются системная модель отношений интереса, веры, любви и уважения в развивающем диалоге, ее структура и функции, а также теоретические и методологические истоки и трудности ее создания. Развивающий диалог показан как совместный для учителя и ученика поиск смыслов, в процессе которого исследуются точки противоречия и превращаются в точки развития, а картина мира расширяется и преобразуется.
1. Piaget J. Science of education and the psychology of the child (D. Coltman, trans.). New York: Viking, 1970
2. Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. СПб., 2002.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934
4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М., 2003.
5. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. М., 1999.
6. Даринская В. М. Влияние учителя на эмоциональное состояние учащихся: Сборник тезисов: V Ежегодная всероссийская конференция «Практическая психология в школе (цели и средства)». СПб., 2000.
7. Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. М., 1999.
8. Радзиховский Л. А. Диалог как единица анализа // Познание и общение. М., 1988. с. 24-35.
9. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействий. М., 2000.
10. Freire P. Pedagogy of the Oppressed. Continuum. New York, 1994.
11. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
12. Мэй Р. Мужество творить: Очерки психологии творчества. Львов; М., 2001.
13. Bohm D. On Dialogue. Edited by Lee Nichol. Routledge. London and New York,. 1996.
14. Glasser W. Reality Therapy: A new Approach to Psychiatry. Perennial LIBRARY. Harper & Roy, Publishers. New York; Hagerstown; San Francisco; London, 1965.
15. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. - М., 1983.
16. Brown C. Literacy in 30 hours. Paulo Freire's Process in North East Brazil. Alternative School Netwoork. Chicago, 1978.
17. Freire P. Teachers as Cultural Workers. Letters to Those Who Dare Teach/ Westview Рress. 1998.
18. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. М., 2001.