В статье представлены основные положения «объективистского» исследования принципов русской орфографии, а именно лингвоперсонологического, и модель проведения серии конкретных экспериментов, направленных на выявление и описание особенностей реализации орфографической языковой способности носителей языка по ряду параметров - системно-языковых и функциональных.
1. Голев Н. Д., Киселева О. А. Коммуникативная орфография русского языка: задачи и методы экспериментального изучения орфографической деятельности читающего // Фонетика и письмо в диахронии. Омск: Изд-во Омск ун-та, 2001. С. 22-31.
2. Тискоеа О. В. Направленный эксперимент как средство изучения коммуникативного функционирования пунктуации // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Ч. 3 / Под ред. Н. Д. Голева. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. С. 151-159.
3. Пушкарева Л. Г. Вопросы теории русской орфографии в свете экспериментальных данных о практической ориентации пишущего: Дис. на соис. учен. степени канд. филол. наук. Омск, 2004.
4. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т. М.: Изд-во АНСССР, 1963.
5. Пешкоеский А. М. Объективная и нормативная точка зрения на язык // Основы культуры речи: Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1984. С. 238-249.
6. Виноградов С. И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М.: Наука, 1996. С. 121-152.
7. Нерознак В. П. Лингвистическая пе.сонология: к определению статуса дисциплины // Язык. Поэтика. Перевод: Сб. научных трудов. М: Изд-во МГУ, 1996. С. 112-116.
8. Богин Г. И. Концепция языковой личности: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 1982; Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: УРСС, 2004; Голев Н. Д. Языковая личность, антропотекст и лингвоперсонологическая гипотеза языка // Филология: XXI в. (теория и методика преподавания). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. С. 4-9.