Статья
Страницы отечественной фортепианной педагогики 30-х годов XIX века
Рассматривается исторический период развития отечественной фортепианной педагогики, оказавший заметное влияние на последующее формирование методик профессиональной инструментальной подготовки. Оценивается методическая значимость работ данного периода, практически не подвергавшегося изучению и анализу с педагогических позиций. Отмечается общность педагогических концепций данного периода, определяется их вклад в последующее развитие начального обучения на фортепиано.
1. РМО - Русское музыкальное общество. См.: Петровская И. Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге 1801-1917 гг. СПб., 1999. С. 13.
2. Школа для фортепиано, составленная из лучших в этом роде авторов, как то: Калькбреннера, Гуммеля, Крамера и проч. с примерами, практическими упражнениями, с различными избранными пьесами. М., 1837.
3. Снегирев Л. А. Фортепианная метода, составленная Л. А. С. по руководству г.г. Гуммеля, Гюнтена, Калькбреннера, Мошелеса, Черни, Герца и проч. СПб., 1840. Т. 1, 2.
4. Столпянский Ф. Музыка и музицирование в старом Петербурге. Л., 1989. С. 118.
5. Крамер И. Б. Полная практическая школа для фортепиано, в которой начальные основания музыки ясно показаны и важнейшие правила аппликатуры преподаны в наилучших примерах с упражнениями и прелюдиями в примечательнейших твердых (majeur) и мягких (minоur) тонах. - Б.о.м.: печ. у Д. Брифа, 1831.
6. Гюнтен Ф. Фортепианный учитель или теория и практика легчайших и новейших правил в музыке для фортепиано, расположенных по новейшей методе Ф. Гюнтена. СПб., 1838.
7. Гюнтен Ф. Школа опус 60, издание вновь исправленное и пополненное легкими пьесами. Редакция этого издания, предисловие, новый перевод и аранжемент предложенных пьес А. Дюбюка, профессора Московской консерватории и инспектора музыкальных классов Александро-Мариинского института. М., 1871.
8. Гюнтен Ф. Краткие правила музыки для учащихся на фортепиано. Извлечено из сочинений Ф. Гюнтена. СПб., 1838.
9. Калькбреннер Ф. Метода учения на фортепиано с помощью руководителя. - Б. о. м.: лит. Мошарского, 1837.
10. Алексеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики. Киев, 1974. С. 90.
11. Келер Л. Преподавание фортепиано. Практические советы, наблюдения и заметки. Соч. Луи Келера; Пер. с 4-го нем. изд., пересм. и доп. авт. М., 1880.
12. Concerto da camera: Pour le forte-piano avec accompagnement de deux violons, une flute, viola et violoncello / Compose par J. B. Cramer et dedie a madame ***. [Parties]. St. Petersbourg: chez Dalmas [1814-1815].
13. Матусевич Х. Э. Механизм фортепианной игры. Практическое руководство к постепенному и скорому развитию этого механизма от первых начал до высшей степени. Соч. Х. Эвальд-Матусевич. М., 1860.
14. Черлицкий И. Дополнительный теоретический трактат ко всем фортепианным школам с приложением краткого генералбаса и собрание упражнений и этюдов знаменитых композиторов. - Б.о.м.: литогр. Р. Берендгофа, Б.о.г.
15. Пледи Л. Технические упражнения фортепианной игры. СПб., Б.о.г.
16. Пледи Л. Технические упражнения фортепианной игры. СПб.: М. Бернер, М. Гутхейль, Б.о.г. С. 2.
17. Шлезингер Ст. Гаммы диатонические и хроматические, рассматриваемые как один из отделов техники [фортепианной игры] / Сост. Ст. Шлезингер, директор музыкальной школы в Петербурге. СПб., 1899.
18. Черни К. Письма или руководство к изучению игры на фортепиано от начальных оснований до полного усовершенствования, с кратким объяснением генерал-баса. Пер. с нем. Б. о. м., 1842.
19. Киреева Ф. П. Первый приступ к изучению фортепианной игры. М., 1891. с. 4.
20. Демянский В. В. О первоначальном преподавании игры на фортепиано в семье. Профессора Санкт-Петербургской консерватории В. В Демянского. СПб., 1896.
21. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1961. С. 105.
22. Шлезингер Ст. Теория техники (часть практическая). СПб., 1903. Вып. 16. Кн. 1, 2. Продолжение. 1903. С. 33-72. Кн. 1. 3. Конец книги первой. 1904. С. 73-128.
23. Школа для фортепиано, составленная из лучших в этом роде авторов, как то: Калькбреннера, Гуммеля, Крамера и проч. с примерами, практическими упражнениями, с различными избранными пьесами. М., 1837.
24. Филд Д. Камаринская: Air russe favori / Varie pour le forte-piano par John Field. St. Petersbourg: chez Dalmas [1815].
25. Chanson russe «Милой мой сердечной друг»/Variee pourle pianoforte et dediee a. Alexandrine Rzewuska par John Field. St. Petersbourg: chez Paez; Moscou: chez Lehnhold [1820].
26. Quintetto pour le Forte-piano, deux Violons, Alto et Basso / Compose par John Field et dediee au Prince Pierre Halanski par L'auteur. St. Petersbourg: Dalmas [1815].
27. Exercice nouveau / Compose pour le forte piano et dedie a madame la princesse Marie Dolgorouki par John Field. St. Petersbourg: chez Dalmas [1821-1822].
28. Exercice pour le piano-forte module dans les tous majers et mineurs par J. Field. Seconde Edition. St. Petersbourg: chez Dalmas [1813].
29. Контский А. Г. Систематическое изложение игры на фортепиано, основанной на теории музыки с приложением руководства к изучению генералбаса и примеров, взятых из произведений классических композиторов, составленные Антоном Контским, пианистом его к. в. короля Прусского. СПб.; М., 1858.
30. Бертольди И. Краткое первоначальное руководство музыки для девиц, в котором заключаются необходимыя сведения для занимающихся музыкою, преимущественно на фортепиано. Соч. И. Ф. Бертольди. Одесса, 1851.
31. Черни И. Лучший фортепианный учитель или новейшая школа игры на фортепиано. Теоретическое и практическое наставление, как выучиться в короткое время, по новой, весьма легкой методе, играть на этом инструменте правильно и бегло. 7-е изд. испр. самим автором. - Б. о. м. лит. М. Бернарда, 1858. Ч. 1, 2.
32. Черни И. Лучший фортепианный учитель или новейшая школа игры на фортепиано. Теоретическое и практическое наставление, как выучиться в короткое время, по новой, весьма легкой методе, играть на этом инструменте правильно и бегло. 7-е изд. испр. самим автором. - Б. о. м. лит. М. Бернарда, 1858. Ч. 1, 2.
33. Фукс И. Л. Метода обучения фортепиано и основных правил музыки. Руководство, составленное для молодых учителей и учительниц. Нотная тетрадь, к сему принадлежащая, содержит пьесы, упражнения и примеры, служащие практическим применениям изъясненных правил. Соч. И. Л. Фукса. 2-е совершенно переделанное издание. М., 1844.
34. Пледи Л. Технические упражнения фортепианной игры. СПб., Б. о. г.
35. Сафонов В. И. Новая формула мысли для учащих и учащихся на фортепиано. Лондон, 1916.
36. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства: Учебник в трех частях. Часть 1 и 2. 2-е изд. доп. М., 1988. С. 123.