В связи с социально-культурными проблемами современного российского общества, связанными не только с ростом потребления молодежью психоактивных веществ, ее экстремистских настроений, но и с экзистенциальным вакуумом личности, ценностной дезориентацией подрастающего поколения, феномен смысл жизни рассматривается в образовательном процессе как центральный, системообразующий. На основе этого расширен спектр принципов воспитания; выделены актуальные виды воспитания (онтологический, психологический, профилактический); охарактеризованы ведущие виды деятельности учащихся в педагогическом взаимодействии, способствующие формированию их смысложизненных ориентаций. Social and economic problems of the contemporary Russian society connected not only with the rise of substance abuse of young people, their extremist intentions, but with existential vacuum of an individual, valuable disorientations of the rising generation, make the phenomenon of sense of life central and system forming in the educational process. On this basis the author expands the spectrum of the principles of bringing up; singles out topical types of bringing up (ontological, psychological, preventive); characterizes the main types of pupils activity promoting the forming of their sense of life orientations in pedagogical interaction.
1. Деркач А. А. Проблемы смысла жизни // Вопросы психологии. 1999, № 1. С. 119-125.
2. Джуринский А. Н. История педагогики. М.: Владос, 2000. 432 с.
3. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: МГУ, 1992. 16 с.
4. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2003. 128 с.
5. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
7. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности. СПб.: Питер, 2004. 316 с.
8. Сериков В. В. Личностный подход в образовании. Волгоград: Пермена, 1994. 150 с.
9. Сластенин В. А. и др. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.
10. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: Академия, 2001. 600 с.
11. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. М.: Педагогика, Т. 3, 1981. 640 с.
12. Тубельский А. Н. и др. Школа самоопределения. М.: Школа самоопределения, 1994. 480 с.
13. Ульянова И. В. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся общеобразовательной школы в педагогическом взаимодействии. Владимир: ВГПУ, 2007. 210 с.
14. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, Т. 1. 1974. 584 с. Т. 2. 1974. 438 с.
15. Франкл В. Логотерапия / Техники консультирования и психотерапии. М.: ЭКСМО ПРЕСС, 2000. 618 с.
16. Франкл В. О смысле жизни. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара: БАХРАХ, 1996. 480 с.
17. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М.: Просвещение, 1986. С. 150-166.
18. Щуркова Н. Е., Павлова Е. П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. М.: Центр "Педагогический поиск", 2004. 160 с.