Раскрывается сущность понятий «профессиональная автономия», «профессиональная автономия преподавателя иностранных языков», а также методологические основания исследования. В статье понятие «автономия учащегося (студента) в учебной деятельности» ("learner autonomy") в контексте овладения иностранным языком рассматривается через призму концепции учебной деятельности, принятой в отечественной психолого-педагогической школе. Автор рассматривает характерные особенности подготовки студента педагогического вуза как субъекта учебной деятельности. В статье также представлены некоторые аспекты содержания разработанного автором интегративного вариативного курса, целью которого является подготовка профессионально автономного преподавателя иностранных языков как консультанта.
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М., 1956. 520 с.
2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. История развития высших психических функций. М., 1983.
3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М., 2000. 165 с.
4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2004. 288 с.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М., 2005 384 с.
6. Коряковцева Н. Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель // ИЯШ. 2004. ¹ 9. С. 9-14.
7. Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся // Вопросы психологии. 1984. ¹ 5. С. 41-44.
8. Кулюткин Ю. Н. Психологическое знание и учитель // Вопросы психологии. 1983. ¹ 3. С. 51-61.
9. Педагогическое консультирование: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко, С. Н. Горычева и др.; М., 2006. 320 с.
10. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективизма. Ростов-н/Д, 1996. 512 с.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М., 1989. 485 с.
12. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков). М., 1989. 240 с.
13. Handbuch Fremdsprachenunterricht / hrsg. von K.-R. Bausch…. Tubingen; Basel: Francke Verlag, 1995. 585 s.
14. Kersting, H. J. Kommunikationssystem Supervision. Unterwegs zu einer konstruktivischen Beratung (Schriften zur Supervision, Bd. 2) / H. J. Kersting. Aachen: WVT, 1992. 182 s.
15. Sprachlehrforschung im Wandel: Beitrage zur Erforschung des Lehrens und Lernens von Fremdsprachen / hrsg. von B. Helbig u. a. Tubingen: Stauffenburg, 2000. 598 s.