Раскрывается сущность понятий «профессиональная автономия», «профессиональная автономия преподавателя иностранных языков», а также методологические основания исследования. В статье понятие «автономия учащегося (студента) в учебной деятельности» ("learner autonomy") в контексте овладения иностранным языком рассматривается через призму концепции учебной деятельности, принятой в отечественной психолого-педагогической школе. Автор рассматривает характерные особенности подготовки студента педагогического вуза как субъекта учебной деятельности. В статье также представлены некоторые аспекты содержания разработанного автором интегративного вариативного курса, целью которого является подготовка профессионально автономного преподавателя иностранных языков как консультанта.
Носачева Е. Основы развития профессиональной автономии будущего преподавателя иностранных языков как субъекта учебной деятельности. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009;(100):37-47.
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М., 1956. 520 с.
2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. История развития высших психических функций. М., 1983.
3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М., 2000. 165 с.
4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2004. 288 с.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М., 2005 384 с.
6. Коряковцева Н. Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель // ИЯШ. 2004. ¹ 9. С. 9-14.
7. Кулюткин Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся // Вопросы психологии. 1984. ¹ 5. С. 41-44.
8. Кулюткин Ю. Н. Психологическое знание и учитель // Вопросы психологии. 1983. ¹ 3. С. 51-61.
9. Педагогическое консультирование: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко, С. Н. Горычева и др.; М., 2006. 320 с.
10. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективизма. Ростов-н/Д, 1996. 512 с.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М., 1989. 485 с.
12. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков). М., 1989. 240 с.
13. Handbuch Fremdsprachenunterricht / hrsg. von K.-R. Bausch…. Tubingen; Basel: Francke Verlag, 1995. 585 s.
14. Kersting, H. J. Kommunikationssystem Supervision. Unterwegs zu einer konstruktivischen Beratung (Schriften zur Supervision, Bd. 2) / H. J. Kersting. Aachen: WVT, 1992. 182 s.
15. Sprachlehrforschung im Wandel: Beitrage zur Erforschung des Lehrens und Lernens von Fremdsprachen / hrsg. von B. Helbig u. a. Tubingen: Stauffenburg, 2000. 598 s.