В статье обосновывается методологическое значение категории спонтанности для педагогики. Категория спонтанности играет определяющее значение для проектирования основного пути образования - индивидуализации, так как спонтанное восприятие, переживание, поведение утверждает собственную самоценность, самореализацию личности. Спонтанность характеризуется как «внутренняя возможность» для «открытого поведения» человека в мире на основе синтеза восприятия, открытости чувства, свободного воображения и игры, заключающей в себе амбивалентность реальности и условности.
Орехова Н. Методологические вопросы категории спонтанности (педагогический аспект). Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009;(112):46-54.
1. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 322 с.
2. Гадамер Х. Г. Истина и метод. Мир философии: книга для чтения. М.: Политиздат, 1991. Ч. 1. 672 с.
3. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная философия // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 136-176.
4. Дорофеев Д. Ю. Суверенная и гетеропатагенная спонтанность: Философско-антропологический анализ. СПб.: СПбГУ, 2007. 671 с.
5. Калинаускас И. О спонтанности. URL: http://www.humans.ru. Загл. с экрана.
6. Камю А. Бунтующий человек / пер. с фр.; ред., сост. А. Руткевич. М.: Терра, 1999. 416 с.
7. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского. М.: Эксмо, 2008. 736 с.
8. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. 1994. № 2. С. 110-122.
9. Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап. М.: Академия, 2006. 400 с.
10. Лосский Н. О. Воспоминания // Вопросы философии. 1991. № 1. С. 92-153.
11. Налимов В. В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. 287 с.
12. Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. СПб.: РХГИ, 2004. 520 с.
13. Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 922 с.
14. Ставцев С. Н. Введение в философию Хайдеггера. СПб.: Лань, 2000. 192 с.
15. Ставцев С. Н. Феноменология Гуссерля и русский интуитивизм // Между метафизикой и опытом / под ред. Д. Н. Разеева. СПб.: Лань, 2001. С. 205-225.
16. Сулима И. И. Педагогическая герменевтика. Нижний Новгород: Нижегородский юрид. институт МВД РФ, 2000. 255 с.
17. Фурс В. Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. М.: Экономпресс, 2000. 224 с.
18. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего творчества / пер. Т. В. Васильевой, З. Н. Зайцевой. М.: Высшая школа, 1991. С. 16-17.
19. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / пер с нем. М.: Республика, 1993. 447 с.