В статье обосновывается необходимость рассмотрения общетеоретических и методологических оснований категории «безопасность» при разработке конкретных методических приемов и средств формирования экологического сознания школьников при обучении их «основам безопасности жизнедеятельности». Рассмотрены психологические и педагогические аспекты безопасности в образовательной среде. Приведены взаимосвязи основных понятий: «безопасность», «защищенность», «субъекты и объекты безопасности», «опасность», «угроза», «риск», которые рассматриваются как в рамках общей теории безопасности, так и в психолого-педагогических исследованиях.
1. Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. - М.: Наука, 2004.
2. Закон Российской Федерации о безопасности. - М., 1992.
3. Зеленков М. Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. - М., 2002.
4. Брушлинский А. В. Субъект безопасности и безопасность субъекта // Проблемы информационно-психологической безопасности: Сборник статей и материалов конференций. - М., 1996.
5. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. - М., 2000.
6. Рощин С. К., Соснин В. А. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства // Российский монитор. 1995. № 6. С. 47-54.
7. Дмитриевский В. А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. - М., 2002.
8. Гражданкин А. И. Опасность и безопасность // Безопасность труда в промышленности. 2002. № 9. С. 41-43.
9. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб., 2002.
10. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. - М., 2000.
11. Феоктистова С. В., Дмитриева С. В. Проблемы здоровья школьников в Москве и обеспечение психологической безопасности образовательной среды // Управление здравоохранением. 2003. № 9.
12. Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. - М., 2003.
13. Регуш Л. А. Безопасность обучения школьников // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (Санкт-Петербург, 27-28 ноября 2003): Материалы Всероссийской конференции. - М., 2003.
14. Родионов В., Ступницкая М., Кардашина О., Кирилина Т. Психологическое здоровье педагогов. Сценарный план проведения психолого-педагогической студии // Школьный психолог. 2000. № 19.