Статья
Рефлексия в формировании субъектной позиции студентов-биологов в процессе методической подготовки
И. Азизова
2009
Утверждение в образовательной системе идеи гуманитаризации, провозглашающей высшей ценностью Человека его духовную культуру, возможно в условиях формирования субъектной позиции личности. Субъектную позицию составляют активность личности и ее направленность на действия; преобразование окружающей действительности, способность к самоопределению, самоидентификации и саморазвитию. Важным условием развития субъектной позиции личности является ее смыслопоисковая деятельность в различных компонентах духовной культуры человечества. Не менее важным условием выступает рефлексия, являющаяся значимым компонентом в структуре учебной деятельности. В психологии принято считать, что рефлексия является важнейшей функцией интерпретации субъекта, которая характеризуется как способ передачи смысла, как осмысление, самоосмысление. Рефлексивный анализ деятельности может привести к пересмотру идеи и средств осуществления этой деятельности и в конечном итоге к изменению самой деятельности. Раскрывая значимость рефлексии в становлении субъектной позиции студентов, автор пытается показать,что ее организация возможна в процессе методической подготовки студентов. Одним из эффективных средств стимулирования рефлексивной активности студентов является так называемая продвинутая лекция (Promoted lecture), которую можно отнести к одной из стратегий гуманитарных технологий в образовательной деятельности.
Азизова И. Рефлексия в формировании субъектной позиции студентов-биологов в процессе методической подготовки. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009;(112):9-16.
Цитирование
Список литературы
1. Алексеев Н. Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования // Вопросы методологии. 1994. № 1-2.
2. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: избр. психол. труды. М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 389 с.
3. Гайсина Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: дис. на соис. учен. степ. д-ра пед. наук: 13.00.08. Москва, 2002. 336 с.
4. Долгов К. М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли ХХ века. М.: Искусство, 1990. 339 с.
5. Иванов Д. А. Экспертиза образования: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 336 с.
6. Микушева Н. П. Рефлексия как необходимое условие развития учащихся в метаметодической модели процесса обучения. Метаметодика: продуктивный диалог предметных методик обучения: сб. науч. тр. по непрерывному образованию. СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2004. 303 с.
7. Путеводитель по методологии организации, руководства и управления: хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого / сост. А. П. Зинченко; Агентство упр. технологий. М.: Дело, 2003. 159 с.
8. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / пер. с фр.; вступ ст. и коммент. И. С. Вдовиной. М.: Академический Проект, 2008. 695 с. (Философские технологии).
9. Славская А. Н. Личность как субъект интерпретации. 2-е изд., стереотип. Дубна: Феникс+, 2005. 240 с.
Похожие публикации