В статье рассматриваются «личностные» и «ситуативные» факторы результативности решения сюжетных задач. Ситуативные факторы связаны с понятием сюжетной задачи и процессом ее решения. К ним относят: сложность формулировки сюжетной задачи (количество ситуаций, представленных в задаче, структура формулировки, новизна условия, «маскировка» условий, а также содержащееся в условии противоречие здравому смыслу, структурированность условия задачи), противоречие между общими схемами решения и конкретными условиями задачи. К личностным факторам относят: уровни развития интеллекта, когнитивно-стилевые особенности восприятия и переработки информации, субъектный опыт школьника, низкая самоэффективность (selfefficacy) и мотивационные характеристики. Objective conditions of effective problem solving depends on such factors as complication of the problem text (the number of situations in problems, the structure of the text, originality of the problem situation, concealment of the data and also contradiction to the real meaning, the structure of the data), contradiction between common schemes of solving and the definite problem data. Subjective conditions include such factors as the degree of intelligence, cognitive and style peculiarities of perceiving and operating of information, subject experience, the low level of selfefficacy and motivation.
1. Ланда Л. Н. О соотношении эвристических и алгоритмических процессов // Научное творчество. М., 1969. С. 357-368.
2. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / Под научн. ред. Н. Л. Стефановой, Н. С. Подходовой. М.: Дрофа, 2005. 416 с.
3. Пойа Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. 2-е изд. М., 1976. 265 с.
4. Фефилова Е. Ф. Теория и методика обучения математике: обобщение и систематизация знаний и умений по решению сюжетных задач: Учеб. пособие. Архангельск: Поморский университет, 2004. 160 с.
5. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та; М.: Барс, 1997. 392 с.
6. Якиманская И. С. Разработки технологии личностно ориентированного обучения. // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 3-29.
7. Bandura A. Regulation of cognitive processes through perceived self-efficacy // Developmental Psychology. 1989. № 25. P. 729-735.
8. Cattel R. B. Abilities: their structure, growth and action. Boston: Houghton Mifflin, 1971. 168 p.
9. Dixon R. A., Baltes P. B., Toward life-span research the functions and pragmatics of intelligence // Practical intelligence: Nature and Origins of competence in the everyday world / R. J. Sternberg, R. K. Wagner (Eds.). 1986). New York: Cambridge University Press, 1986. P. 203-235.
10. Guilford J. P. The Nature of Human Intelligence. New York: Scribner, 1967. 250 p.
11. Kotovsky K., Haye J. R., Simon H. A. Whe are some problems hard? Evidence from the tower of Hanoi // Cognitive Psychology. 1985. № 17. P. 248-294.
12. Ol'eron P. Les activites intellectuelles // Traite de psychologie experimentale. Vol. VII «L?intelligence» / P, Fraisse, J. Piaget (Eds.) / Paris: PUF. 1963. P. 1-63.
13. Suedfield P., Glucksberg S., Vernon J. Sensory deprivation as a drive operation: effect upon problem solving //Journal of Experimental Psychology. 1967. № 75. P. 165-169.