Особенности самоопределения современных подростков заключаются в частом выборе в качестве референтной группы сообщества, отличающегося агрессивностью. Одной из форм проявления гетероагрессии в подростковых коллективах является буллинг. Социально-психологические особенности подростков-булли характеризуются нарушением родительско-детских взаимоотношений, в форме снижения позитивного интереса к ребенку и усиления враждебности. Особое значение приобретают отношения между матерью и сыном, дочерью и отцом. На основании проведенного исследования сделан вывод о взаимосвязи гетероагрессии и традиционно женскими качествами личности, которые отличаются высокой эмоциональностью. В связи с этим психопрофилактику гетероагрессии в подростковом коллективе следует строить в соответствии с необходимостью развития эмоциональной культуры личности.
Бортникова Е. Психологические механизмы формирования подростковой гетероагрессии. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015;(174):53-61.
1. Бердышев И. С., Нечаева М. Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики: Практическое пособие / Под ред. Л. П. Рубинной. 2005.
2. Гаврилина Е. В. Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников // Материалы Международной научно-практ. конф. Пенза; Витебск; Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. http://vashpsixolog.ru
3. Головей Л. А., Манукян В. Р. Психобиографическое изучение кризисов взрослого периода развития // Вестник СПбГУ. СПб.: Изд-во СПБГУ, 2003. № 4. С. 100.
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003.
5. Кулганов В. А., Кузьмичева И. В. Формы и причины девиантного поведения // Психология образования в поликультурном пространстве. 2009. Т. 2. № 3-4. С. 45-53.
6. Лоренц К. Агрессия. СПб.: Амфора, 2001. С. 36.
7. Реан А. А. Подросток. СПб.: Питер, 2002. 432 с.
8. Jaccard James, Blanton Hart et all. Influences on Risk Behavior: An Analysis of the Effect of a Close Friend // Developmental Psychology. Vol. 41(1). Jan 2005. P. 135-147.
9. Kelly H. H., Berschied E. et all. Close relationships. NY., 1983.
10. Olweus D. Aggression in the Schools: Bullies and Whipping Boys. Washington, DC: Hemisphere Press? 1978.
11. Sally M. Weinstein, Robin J. Mermelstein, Donald Hedeker, Benjamin L. Hankin, Brian R., Flay Mahwah. Moderators of Peer Contagion a Longitudinal Examination of Depression Socialization Between Adolescents and their Best Friends // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2006. Vol. 35. Iss. 3. P. 420.
12. Stephenson P., Smith D. Bullying in the junior school. Trentham Books, 1988.