Статья

ПОТЕНЦИАЛ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

В. З. Кантор, Л. М. Кобрина, Е. Ф. Войлокова, И. Э. Кондракова
2025

Введение. В контексте масштабирования инклюзивных вузовских практик особую актуальность приобретают вопросы самореализации студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ибо самореализация в процессе вузовской подготовки выступает как базовый механизм социальной инклюзии данной категории обучающихся. Потенциал самореализации студентов с инвалидностью и ОВЗ, однако, не должен рассматриваться вне контекста их микросоциального окружения в лице нормотипичных соучеников, которые выступают как ресурс самореализации таких студентов. Поэтому эмпирическая оценка потенциала самореализации студентов с инвалидностью и ОВЗ возможна лишь на основе изучения представлений всего студенческого сообщества, а не только этих студентов, о возможностях, механизмах и условиях их самореализации. Соответствующие целевые установки и имело предпринятое исследование. Материалы и методы. В качестве респондентов в исследовании выступили 1788 студентов вузов разного профиля из 21 региона Российской Федерации, в том числе 293 студента с инвалидностью и ОВЗ. В качестве методов исследования использовались авторский опросный лист возможностей самореализации в вузовской среде, опросник образовательного опыта и шкала выгорания для учащихся. Результаты исследования. Самореализация студентов с инвалидностью и ОВЗ детерминируется не столько аномальным фактором, сколько универсальными закономерностями, определяющими самореализационную эффективность высшего образования применительно к студенческой молодежи в целом. Вместе с тем, если такие студенты преимущественно позитивно оценивают и свой вуз как пространство самореализации, и собственное субъективное положение в этом пространстве, то нормотипичные студенты, имеющие опыт вузовского обучения в условиях инклюзии, демонстрируют более скептичную позицию, что редуцирует потенциал самореализации студентов с инвалидностью и ОВЗ. Заключение. Результаты исследования актуализируют задачи дальнейшей научной разработки проблематики самореализации студентов с инвалидностью и ОВЗ в плоскости нозологических различий. При этом полученные материалы могут востребоваться в инклюзивной вузовской практике при выстраивании системы сопровождения самореализации студентов с инвалидностью и ОВЗ как в аспекте поддержки собственно этих студентов, так и в аспекте осуществления мероприятий, направленных на снижение уровня латентной психологической нагрузки, испытываемой их нормотипичными соучениками и прямо или косвенно связанной с образовательной деятельностью в инклюзивном формате.

ПОТЕНЦИАЛ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА / В.З. Кантор, Л.М. Кобрина, Е.Ф. Войлокова, И.Э. Кондракова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2025. – № 217. – С. 123-136
Цитирование

Список литературы

Похожие публикации

Источник