@article{Кантор2025-12-15, author = {В. З. Кантор, Л. М. Кобрина, Е. Ф. Войлокова, И. Э. Кондракова}, title = {ПОТЕНЦИАЛ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА}, year = {2025}, doi = {10.33910/1992-6464-2025-217-123-136}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Введение. В контексте масштабирования инклюзивных вузовских практик особую актуальность приобретают вопросы самореализации студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ибо самореализация в процессе вузовской подготовки выступает как базовый механизм социальной инклюзии данной категории обучающихся. Потенциал самореализации студентов с инвалидностью и ОВЗ, однако, не должен рассматриваться вне контекста их микросоциального окружения в лице нормотипичных соучеников, которые выступают как ресурс самореализации таких студентов. Поэтому эмпирическая оценка потенциала самореализации студентов с инвалидностью и ОВЗ возможна лишь на основе изучения представлений всего студенческого сообщества, а не только этих студентов, о возможностях, механизмах и условиях их самореализации. Соответствующие целевые установки и имело предпринятое исследование. Материалы и методы. В качестве респондентов в исследовании выступили 1788 студентов вузов разного профиля из 21 региона Российской Федерации, в том числе 293 студента с инвалидностью и ОВЗ. В качестве методов исследования использовались авторский опросный лист возможностей самореализации в вузовской среде, опросник образовательного опыта и шкала выгорания для учащихся. Результаты исследования. Самореализация студентов с инвалидностью и ОВЗ детерминируется не столько аномальным фактором, сколько универсальными закономерностями, определяющими самореализационную эффективность высшего образования применительно к студенческой молодежи в целом. Вместе с тем, если такие студенты преимущественно позитивно оценивают и свой вуз как пространство самореализации, и собственное субъективное положение в этом пространстве, то нормотипичные студенты, имеющие опыт вузовского обучения в условиях инклюзии, демонстрируют более скептичную позицию, что редуцирует потенциал самореализации студентов с инвалидностью и ОВЗ. Заключение. Результаты исследования актуализируют задачи дальнейшей научной разработки проблематики самореализации студентов с инвалидностью и ОВЗ в плоскости нозологических различий. При этом полученные материалы могут востребоваться в инклюзивной вузовской практике при выстраивании системы сопровождения самореализации студентов с инвалидностью и ОВЗ как в аспекте поддержки собственно этих студентов, так и в аспекте осуществления мероприятий, направленных на снижение уровня латентной психологической нагрузки, испытываемой их нормотипичными соучениками и прямо или косвенно связанной с образовательной деятельностью в инклюзивном формате.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/20953}, journal = {Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена}, }