Доклад конференции
Учебник как средство обучения русскому языку неслышащих детей: история и современность
А. Копков
2025
В статье рассматривается преемственность учебников по русскому языку для неслышащих детей. Рассматриваются изменения методической системы обучения русскому языку глухих детей через содержание учебников на протяжении XX и XXI веков. Представлена характеристика современного учебника по русскому языку для детей с нарушением слуха, составленного с учётом идей развивающего, личностно-ориентированного, коммуникативно-деятельностного подходов обучения. Показана роль учебника в развитии школьника, имеющего нарушения слуха. Раскрыта связь учебника по русскому языку с другими средствами обучения неслышащих основам наук.
Цитирование
Список литературы
1. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Баранов М. Т., Ипполитова Н. А., Ладыженская, Т. А. Львов М. Р.; редакторы: Баранова М. Т.; рецензенты: Дейкша А. Д. Москва: Издательский центр «Академия», 2001. 368 с.
2. Быкова Л. М. Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Быкова Л. М., Горбунова Е. А. Зыкова Т. С., Носкова Л. П.; редактор: Быковой Л. М.; рецензенты: Пенин Г. Н. Речицкая Е. Г. Москва: ВЛАДОС, 2002. 400 c.
3. Гостева Ю. Н. Учебник как основное средство дифференцированного обучения русскому языку / Гостева Ю. Н. // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012. № 1. С. 18-21.
4. Зарецкий Ю. П. Первые русские печатные учебники / Зарецкий Ю. П. // Вопросы образования/ Educational Studies Moscow. 2022 № 2 С. 140 -154
5. Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. Учебное пособие / Зыков С. А.; рецензенты: Ярмаченко Н. Д., Волкова К. А., Никитина М. И. Москва: Просвещение, 1977-200 с.
6. Львова С. И. Учебник русского языка как основа образования, развития и воспитания современного школьника / Львова С. И. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С. 65-70.
7. Сурдопедагогика: учебник для вузов /Багрова И. г., Богданова Т. Г., Большакова Е. А.; редактор Речицкая. Е. г.; рецензенты: Пузанов Б. П. Махласьян Е. А., Рощина Н. Н. Москва: ВЛАДОС, 2004. 656 c.
8. Шулекина Ю. А. Современный школьный учебник: проблема адаптации к образовательным возможностям учащихся инклюзивных школ / Шулекина Ю. А., Бородина М. А., Качалкин А. А. // Современное педагогическое образование. № 5. 2019. С. 109-111.