Цель исследования заключается в выявлении теоретических подходов к изучению влияния способа представления учебного текста на качество его понимания. В исследовании применялись методы теоретического анализа. Данные, полученные в результате теоретического анализа литературы, сопоставлены с результатами международного исследования читательской грамотности российских школьников, проведенного на разных носителях представления текстовых материалов. Таким образом, в ходе нашего исследования были выявлены противоречия, определяющие актуальность дальнейшего изучения качества понимания учебного текста, представленного на бумажном и электронном носителе, и определения факторов, влияющих на понимание бумажного и электронного текста.
1. Арестова О. Н. Методика исследования понимания электронного текста в режиме параллельного чтения // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы науки, просвещения и цифровых технологий в профессиональном становлении личности XXI века». 2020. Т 1. С. 134-138.
2. Войскунский А. Е, Солодов М. Ю. Влияние свойств электронного текста на эффективность и результативность чтения // Электронный научный журнал «Психология человека в образовании». 2020. Т. 2 (№ 2). С. 134-140. DOI: 10.33910/2686-9527-2020-2-2.
3. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. 432 с.
4. Знаков В. В. Психология возможного: Новое направление исследований понимания. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2022. 365 с.
5. Лебедева М. Ю. Проблемы цифрового чтения в современном образовательном контексте // Conference: Человек читающий: Homo legens-12. Сборник научных статей. М. С. 58-65.
6. Ломбина Т. Н. Мансуров В. А., Юрченко О. В. Проблемы чтения в новой цифровой реальности // Социологическая наука и социальная практика. 2019. № 4. С. 97-110. DOI:10.19181/snsp. 2019.7.4.6803. DOI:10.19181/snsp.2019.7.4.6803.
7. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA и их интерпретация // Факты образования. 2019. № 2 (25). С. 6-8.
8. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования / Н. А. Борисенко, К. В. Миронова, С. В. Шишкова, Г. Г. Граник // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 5. С. 28-49. DOI: 10.15293/2658-6762.2005.02.
9. Цукерман г. А. Оценка читательской грамотности // Презентация и обсуждение первых результатов международной программы PISA-2009. М.: Российская академия образования. Институт содержания методов обучения. Отдел оценки качества общего образования, 2010. 67 с.
10. Чумакова, В. А. Психологический анализ особенностей восприятия и понимания текста на бумажном носителе и в электронной среде // Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. статей. Минск: РИВШ, 2016. С. 264-271. (Научные труды Республиканского института высшей школы; Вып. 16, ч. 2.).
11. Mangen A., Walgermo B., Kolbj0rn B. Reading linear texts on paper versus computer screen: Effects on reading comprehension. International Journal of Educational Research. 2013. Vol. 58. Р. 61-68. DOI:10.1016/j.ijer.2012.12.002.