В статье рассматривается проблема креативности детей начальной школы. Представлены результаты диагностики креативности с использованием краткого теста творческого мышления (КТТМ Е. П.Торренса в адаптации Е. И. Щеблановой, И. С. Авериной). Особое внимание уделяется особенностям общей креативности и её компонентов у детей 1 и 4 класса, находящихся на разных уровнях психофизиологического развития (в рамках темы анализируются латеральные предпочтения, кросслатеральность и сформированность тормозного контроля). В 1м классе были выявлены значимые связи креативности и профиля функциональной асимметрии. В 4м классе креативность и её компоненты значимо коррелируют со сформированностью тормозного контроля. Результаты исследования будут интересны специалистам в области психофизиологии, психологии развития и педагогической психологии.
1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : с изм. на 26 июля 2019 г. - Текст : электронный // Техэксперт : [сайт]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/ zakon-rf-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii (дата обращения: 28.09.2023).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100).
3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» // Министерство просвещения Российской Федерации URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/success/ (дата обращения: 30.10.23).
4. Беляева Е. М. Маркеры креативности в младшем подростковом возрасте. Дисс. На соискание степени канд. Псих. Наук. СПб, 2023.
5. Грюссер П., Зелке А., Цинда Т. Функциональная асимметрия мозга и ее значение для искусства, эстетического восприятия и художественного творчества // Красота и мозг. - М., 1995. - С. 265299.
6. Драганова О. А., Сычов В. С. Индивидуально-психологические особенности детей с разными формами мануальной асимметрии// Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. - М.: НИИ мозга РАМН, 2003. - С. 117-118.
7. Жаворонкова Л. А. Особенности межполушарной асимметрии электроэнцефалограммы правшей и левшей как отражение взаимодействия коры и регуляторных систем мозга // Функциональная межполушарная асимметрии. Хрестоматия. - М.: Научный мир, 2004. - С. 286-292.
8. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Изд-во «Питер». - 2009. - С. 250-345.
9. Костандов А. Э. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие.- М.: Медицина, 1983.- 169 с; Николаенко Н. Н. Творчество и мозг. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. - 344 с.
10. Николаева, Е. И. Функциональная асимметрия мозга и латеральные предпочтения: перезагрузка. Эволюционный, генетический, психофизиологический и психологический подходы к анализу / Е. И. Николаева, Е. Г. Вергунов ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020. - 375 с. - ISBN 978-5-8064-2901-9. - EDN DYTVHY.
11. Щебланова Е. И. Краткий тест творческого мышления: Фигурная форма / Пособие для школьных психологов / Под ред. Е. И. Щеблановой. М.: Интор, 1995. 48 с.