Введение. В статье рассматривается проблема решения педагогом противоречий и затруднений в профессиональной деятельности в новых контекстах, требующих исследовательского подхода для их понимания. Цель статьи заключается в обосновании исследовательской задачи как средства освоения педагогом новых контекстов профессиональной деятельности и описание исследовательских действий, необходимых для ее решения. Материалы и методы. Объектом исследования выступает профессиональная деятельность педагога в условиях изменяющейся образовательной практики, а предметом становится совокупность исследовательских задач, способствующих освоению нового контекста (увеличивающегося культурного и технологического многообразия, новой трудовой реальности, новых функций педагогической деятельности, современной ситуации развития детства). Используются методы теоретического анализа, сравнительного анализа отечественной и зарубежной литературы, типологизации, метода аналогии, индуктивного анализа и онлайн-опроса. Методологическую основу составили положения концепции деятельности С. Л. Рубинштейна, архитектурного представления педагогических явлений Ю. Б. Дроботенко, идеи Н. В. Бордовской в обосновании типов исследовательских задач, а также идеи И. А. Зимней, Л. В. Байбородовой, В. И. Загвязинского и положения зарубежной методологии «исследование действием» для выделения исследовательских действий, обеспечивающих исследовательскую активность педагога в процессе знакомства с новым контекстом деятельности. Эмпирическое исследование связано с анализом результатов онлайн-опроса педагогов школ, направленного на выявление их представлений об исследовательских способах решения противоречий и трудностей педагогической деятельности, возникающих в новых профессиональных контекстах. Результаты исследования. Обосновано понимание исследовательской задачи как осознанной проблемы, противоречия или затруднения образовательной практики, требующих поиска исследовательских средств решения для успешной организации профессиональной деятельности педагога в новых контекстах. Выделены три группы исследовательских задач: задачи, связанные с изучением образа объекта (контекста педагогической деятельности), образа субъекта (особенности обучающегося) и субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений (особенности взаимодействия субъектов в условиях нового образовательного контекста). Процесс решения исследовательских задач рассматривается как последовательность исследовательских действий (универсальных и специфических), позволяющих педагогу гибко подходить к решению исследовательских задач и оперативно адаптироваться к новым ситуациям и обстоятельствам. Представлены примеры решения педагогами исследовательских задач на практике: работа в школе-лаборатории, участие в региональных инновационных площадках, работа с детьми из многоязычной среды, адаптация к новым цифровым инструментам и взаимодействие с современными семьями. Заключение. Сделан вывод о том, что решение педагогом исследовательских задач - это динамичный процесс, постоянно адаптирующийся к запросам профессионально-педагогической деятельности и требующий применения как известных исследовательских действий, так и поиск и освоение новых. Представленные материалы могут быть полезны педагогам, работающим в условиях изменений, преподавателям вузов при разработке учебных материалов и организации исследовательской деятельности будущих педагогов.
Дроботенко, Ю.Б. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ НОВЫХ КОНТЕКСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Ю.Б. Дроботенко, А.В. Старкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2025. – № 216. – С. 128-141
1. Асмолов, А. Г. (2018) Что отличает образованного человека? Дзен. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/Wv5zcJ4pouzFW8qG (дата обращения 17.08.2024).
2. Байбородова, Л. В., Чернявская, А. П. (2024) Методология и методы научного исследования. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 221 с.
3. Бордовская, Н. В. (2012) Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 145, с. 28-43.
4. Васильева, О. Ю. (2024) Психологическое сопровождение в условиях информационного стресса. Академические вечера, 8 августа. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/rosacademobr?z=video-207062648_456239491%2Feea57f79bf99f27c70%2Fpl_wall_-207062648 (дата обращения 17.08.2024).
5. Вебер, М. (2016) Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. T. 1. Социология. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 445 с.
6. Дроботенко, Ю. Б. (2010) Сценарно-архитектурный подход к организации образовательного процесса в вузе. Мир науки, культуры, образования, № 4 (23), с. 176-179.
7. Дроботенко, Ю. Б. (2016) Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации. Омск: Омский государственный педагогический университет, 44 с.
8. Дроботенко, Ю. Б., Назарова, Н. А. (2022) Профессиональные задачи педагога в гибридном обучении. Письма в Эмиссия.Оффлайн, № 9, статья ART 3127. [Электронный ресурс]. URL: http://emissia.org/ofine/2022/3127.htm (дата обращения 17.08.2024).
9. Загвязинский, В. И. (2010) Исследовательская деятельность педагога. М.: Академия, 176 с.
10. Зимняя, И. А. (2010) Исследовательская деятельность студентов в вузе как объект проектирования в компетентностно-ориентированной ООП ВПО. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 40 с.
11. Курносова, С. А. (2018) Школа-лаборатория как одна из форм исследовательской деятельности учителей. Вестник КГУ, № 1, с. 61-64.
12. Мид, Дж. Г. (2009) Избранное. Сборник переводов. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dzhordzh-gerbert-mid-izbrannoe-sbornik-perevodov (дата обращения: 27.07.2025).
13. Парсонс Т. (1998) Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 270 с.
14. Писарева, С. А., Тряпицына, А. П. (2020) Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса. Известия Саратовского университета, т. 9, № 3, с. 281-288. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-281-288 (дата обращения 29.12.2024).
15. Рубинштейн, С. Л. (1989) Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 488 с.
16. Управление инновациями в региональной системе образования. (2023) Институт развития образования Омской области. [Электронный ресурс]. URL: https://irooo.ru/nauchno-metodicheskoe-obespechenie/upravlenie-innovatsiyami-v-regionalnoj-sisteme-obrazovaniya?ysclid=m20e01b86w224675102 (дата обращения 29.12.2024).
17. Чекалева, Н. В., Макарова, Н. С., Дроботенко, Ю. Б. (2018) Интеграция психолого-педагогической, методической и предметной подготовки будущих педагогов в вузе. Наука о человеке: гуманитарные исследования, № 3 (33), с. 144-150.
18. Bruner, J. (1990) Acts of meaning. Cambridge; London: Harvard University Press. [Online]. Available at: https://mf.media.mit.edu/courses/2006/mas845/readings/fles/bruner_Acts.pdf (accessed 17.08.2024).
19. Bruner, J. (1996) The culture of education. Cambridge; London: Harvard University Press, 224 p.
20. Brunner, E. (2021) Context and its consequences - A neglected factor in research on early-childhood teachers' professional skills? In S. Dunekacke, A. Jegodtka, T. Koinzer et al. (eds.). Early childhood teachers' professional competence in mathematics. London: Routledge Publ. [Online]. Available at: https://www.researchgate.net/publication/351347627_Brunner_E_2021_Context_and_its_consequences-A_neglected_factor_in_research_on_early-childhood_teachers'_professional_skills_In_S_Dunekacke_A_Jegodtka_T_Koinzer_K_Eilerts_L_Jenssen_Hrsg_Early_childhood (accessed 17.08.2024).
21. Campbell, C. (1992) In defence of the traditional concept of action in sociology. Journal for the Theory of Social Behaviour, vol. 22, no. 1, pp. 1-23. https://doi.org/10.1111/j.1468-5914.1992.tb00207.x
22. Cornu, B. (2015) Teacher education in France: Universitisation and professionalisation - from IUFMs to ESPEs. Education Inquiry, vol. 6, no. 3, article 28649. https://doi.org/10.3402/edui.v6.28649
23. Leaman, H., DiLucchio, C. (2023) Teacher research as a tool for teacher professional learning and development. Southeastern Regional Association of Teacher Educators, vol. 32, no. 2. [Online]. Available at: https://fles.eric.ed.gov/fulltext/EJ1413127.pdf (accessed 29.12.2024).
24. May, W. T. (1993) "Teachers-as-Researchers" or Action Research: What is it, and what good is it for art education? Studies in Art Education, vol. 34, no. 2, pp. 114-126.
25. Turner, J. H. (1985) The concept of ‘action' in sociological analysis. In: G. Seebass, R. Tuomela (eds.). Social Action. Theory and Decision Library. Vol. 43. Dordrecht: Springer Publ., pp. 61-87. https://doi.org/10.1007/978-94-009-5263-8_4