%0 статья в журнале %A Дроботенко, Ю Б %A Старкова, А В %T ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ НОВЫХ КОНТЕКСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ %D 2025 %R 10.33910/1992-6464-2025-216-128-141 %J Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена %X Введение. В статье рассматривается проблема решения педагогом противоречий и затруднений в профессиональной деятельности в новых контекстах, требующих исследовательского подхода для их понимания. Цель статьи заключается в обосновании исследовательской задачи как средства освоения педагогом новых контекстов профессиональной деятельности и описание исследовательских действий, необходимых для ее решения. Материалы и методы. Объектом исследования выступает профессиональная деятельность педагога в условиях изменяющейся образовательной практики, а предметом становится совокупность исследовательских задач, способствующих освоению нового контекста (увеличивающегося культурного и технологического многообразия, новой трудовой реальности, новых функций педагогической деятельности, современной ситуации развития детства). Используются методы теоретического анализа, сравнительного анализа отечественной и зарубежной литературы, типологизации, метода аналогии, индуктивного анализа и онлайн-опроса. Методологическую основу составили положения концепции деятельности С. Л. Рубинштейна, архитектурного представления педагогических явлений Ю. Б. Дроботенко, идеи Н. В. Бордовской в обосновании типов исследовательских задач, а также идеи И. А. Зимней, Л. В. Байбородовой, В. И. Загвязинского и положения зарубежной методологии «исследование действием» для выделения исследовательских действий, обеспечивающих исследовательскую активность педагога в процессе знакомства с новым контекстом деятельности. Эмпирическое исследование связано с анализом результатов онлайн-опроса педагогов школ, направленного на выявление их представлений об исследовательских способах решения противоречий и трудностей педагогической деятельности, возникающих в новых профессиональных контекстах. Результаты исследования. Обосновано понимание исследовательской задачи как осознанной проблемы, противоречия или затруднения образовательной практики, требующих поиска исследовательских средств решения для успешной организации профессиональной деятельности педагога в новых контекстах. Выделены три группы исследовательских задач: задачи, связанные с изучением образа объекта (контекста педагогической деятельности), образа субъекта (особенности обучающегося) и субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений (особенности взаимодействия субъектов в условиях нового образовательного контекста). Процесс решения исследовательских задач рассматривается как последовательность исследовательских действий (универсальных и специфических), позволяющих педагогу гибко подходить к решению исследовательских задач и оперативно адаптироваться к новым ситуациям и обстоятельствам. Представлены примеры решения педагогами исследовательских задач на практике: работа в школе-лаборатории, участие в региональных инновационных площадках, работа с детьми из многоязычной среды, адаптация к новым цифровым инструментам и взаимодействие с современными семьями. Заключение. Сделан вывод о том, что решение педагогом исследовательских задач - это динамичный процесс, постоянно адаптирующийся к запросам профессионально-педагогической деятельности и требующий применения как известных исследовательских действий, так и поиск и освоение новых. Представленные материалы могут быть полезны педагогам, работающим в условиях изменений, преподавателям вузов при разработке учебных материалов и организации исследовательской деятельности будущих педагогов. %U https://rep.herzen.spb.ru/publication/18893