Книга
Взаимосвязь общего и дополнительного образования в современных социокультурных условиях
В монографии представлены результаты исследования проблемы взаимосвязи общего и дополнительного образования как важного фактора содействия самоопределению школьника в современных социокультурных условиях. Рассмотрены современные модели взаимодействия общего и дополнительного образования, обоснованы критерии продуктивного взаимодействия общего и дополнительного образования, особенности подготовки студентов педагогических вузов к решению задач организации взаимодействия общего и дополнительного образования. Издание адресовано педагогам школ и учреждений дополнительного образования, студентам педагогических вузов, исследователям проблем отечественного образования.
1. Адамский А. Образовательная политика: эффект Доплера / А. Адамский // Образовательная политика. - 2019. - № 3 (79). - С. 152- 157.
2. Ананьина Е. В. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению / Е. В. Ананьина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2006. - № 8. - С. 62-67.
3. Антипова А. П. Взаимодействие педагогов и старших подростков в образовательном процессе с учетом половой дифференциации : дис. … канд. пед. наук / А. П. Антипова. - Санкт-Петербург, 1999. - 209 c.
4. Антонова Н. В. Самоопределение как механизм развития идентичности / Н. В. Антонова, В. В. Белоусова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2011. - № 2. - С. 79-92.
5. Ахвердова И. А. Подготовка педагогов к осуществлению инновационной деятельности в ДОУ. - URL: https://superinf.ru/view_helpstud. php?id=2008 (дата обращения: 26.07.2023).
6. Багдасарян В. Э. Ценностная матрица вариативности управленческих моделей / В. Э. Багдасарян // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2009. - Т. 2, № 6. - С. 101-102.
7. Березина В. А. Дополнительное образование детей России / B. А. Березина, В. А. Березин ; Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва : Диалог культур, 2007.
8. Богачева Н. В. Мифы о «поколении Z» / Н. В. Богачева, Е. В. Сивак // Современная аналитика образования. - 2019. - № 1 (22). - C. 1-64.
9. Богуславский М. В. Московская модель создания образовательных комплексов: достижения и риски / М. В. Богуславский, А. А. Кармаев, С. В. Ким // Проблемы современного образования. - 2021. - № 3. - С. 94-104. - DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-94-104
10. Божович Л. И. Проблемы формирования личности : избр. психол. тр. / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва ; Воронеж : Ин-т практ. психологии, 1995. - 348 с.
11. Большедворская М. В. Особенности обучения современных обучающихся / М. В. Большедворская // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2018. - № 10 (18). - С. 162-164.
12. Бочарова Ю. Ю. О сущности практик открытого педагогического образования / Ю. Ю. Бочарова // Человек и образование. - 2019. - № 4 (61). - С. 36-42.
13. Вдовина С. А. Психолого-педагогическое содействие в профессионально-личностном самоопределении старшеклассников / С. А. Вдовина, Е. А. Вдовина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 4. - С. 2-7.
14. Виноградова В. Л. Технологии внутришкольного повышения квалификации в условиях реализации персонифицированного обучения / В. Л. Виноградова, Н. Н. Суртаева // Персонификация образовательного процесса в открытой образовательной среде современного образования : Сборник докладов XIII научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 06 июня 2023 года. - Санкт-Петербург : Астерион, 2023. - С. 111-115.
15. Воронцова В. Г. Постдипломное образование педагога (Гуманитарно-аксиологический подход) : дис. … д-ра пед. наук / В. Г. Воронцова. - Санкт-Петербург, 1997. - 441 с.
16. Выбрать будущую профессию еще в школе // Национальные проекты России. - URL: https://национальныепроекты.рф/opportunities/ vybrat-budushchuyu-professiyu-eshche-v-shkole (дата обращения: 26.07.2023).
17. Гаврилина Е. А. Эксперимент в социально-гуманитарном познании: становление и трансформация / Е. А. Гаврилина // Философия науки и техники. - 2017. - Т. 22, № 1. - С. 30-45.
18. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - Москва : Инноватор, 1995. - Вып. 3. - С. 58-63.
19. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С. 19-26.
20. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ f9321ccd1102ec99c8b7020bd2e9761f/download/4444/ (дата обращения: 26.07.2023).
21. Гудлэд Джон. Вот что называется школой / Гудлэд Джон ; [пер. с англ. Э. Н. Гусинского, Ю. И. Турчаниновой]. - Москва : Просвещение, 2008. - 476, [2] с.
22. Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика самоопределения ученика в профессиональной деятельности педагога основной школы : дис. … д-ра пед. наук / И. Ю. Гутник. - Санкт-Петербург, 2023. - 356 с.
23. Дискурс как новая лингвофилософская парадигма : учебное пособие / сост. А. Г. Горбунов. - Ижевск: Удмуртский университет, 2013. - 56 с.
24. Дополнительное образование детей : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О. Е. Лебедев, М. В. Катунова, Н. Ф. Трубицын [и др.]. - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
25. Дополнительное образование и внеучебная деятельность для развития навыков / И. А. Груздев, С. Г. Косарецкий и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Москва, 2022. - 77 с. - (5-й том доклада «Глобальный ландшафт исследований и перспективных разработок в области укрепления человека», науч. ред. И. А. Груздев).
26. Дополнительное образование школьников: функции, родительские стратегии, ожидаемые результаты / К. В. Павленко, К. Н. Поливанова, А. А. Бочавер, Е. В. Сивак // Вопросы образования. - 2019. - № 2. - С. 241-261. - DOI 10.17323/1814-9545-2019-2-241-261
27. Дука Н. А. Формы организации взаимодействия базовой кафедры педагогического университета и общеобразовательной организации / Н. А. Дука // Мир науки. - 2016. - Т. 4, № 4. - С. 11.
28. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей : учебник для студ. пед. училищ и колледжей / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 349 с.
29. Ежова Т. В. К проблеме изучения педагогического дискурса / Т. В. Ежова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - № 2-1 (52). - С. 52-56.
30. Елфимова Т. А. Вытягивающая модель обучения в системе дополнительного образования детей / Т. А. Елфимова, Е. Ю. Дульский, М. В. Иванова // Педагогические идеи: современные технологии для современного образования : материалы всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 11 апреля 2020 года / Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Траектория развития». - Казань : Бук, 2020. - С. 18-23.
31. Жбанкова И. И. Философские принципы в научном познании / И. И. Жбанкова. - АН БССР. Ин-т философии и права. - Минск : Наука и техника, 1974. - 245 с.
32. Земш М. Б. Организационные модели дополнительного образования детей в контексте взаимодействия общего и дополнительного образования / М. Б. Земш // Организация дополнительного образования детей и социализация детей на основе межведомственного взаимодействия и использования социокультурных ресурсов территорий: сборник статей по итогам научно-практического семинара. - Москва : Академия Естествознания, 2014.
33. Золотарева А. В. Концепция обеспечения доступности дополнительных общеобразовательных программ / А. В. Золотарева, М. А. Куличкина, И. С. Синицын // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 6. - С. 61-75. - DOI 10.24411/1813-145X-2018-10229
34. Иванова Е. О. Современная дидактика : состояние и точки роста / Е. О. Иванова, М. В. Кларин, И. М. Осмоловская ; Институт стратегии развития образования Российской академии образования. - Москва : Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2022. - 165 с.
35. Иванова Н. Л. Личность в бизнесе: проблемы и кризисы самоопределения / Н. Л. Иванова // Психологические проблемы современного бизнеса : сб. науч. ст. / под ред. В. А. Штроо, Н. Л. Ивановой, Н. В. Антоновой. - Москва : Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2011. - С. 27-46.
36. Исаев И. Ф. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность : учебное пособие / И. Ф. Исаев, В. Н. Корма-кова ; Федеральное агентство по образованию, Упр. образования и науки Белгородской обл., ГОУ ВПО «Белгородский гос. ун-т». - Белгород : Изд-во БелГУ, 2006. - 267 с.
37. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования: опыт разработки и апробация инструментария / Г. А. Ястребов, М. А. Пинская, С. Г. Косарецкий // Вопросы образования. - 2014. - № 4. - С. 58-95. - DOI: 10.17323/1814- 9545-2014-4-58-95
38. Кларин М. В. Дидактические исследования инновационных практик корпоративного образования / М. В. Кларин // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2022. - Т. 1, № 3 (84). - С. 50-61. - DOI: 10.24412/2224-0772-2022-84-50-61
39. Кларин М. В. Инновационные образовательные практики в организациях - ответы на вызовы XXI века / М. В. Кларин // Образование и общество. - 2018. - № 3-4 (110-111). - С. 43-48.
40. Климов В. В. Ценностное самоопределение личности: трудности и противоречия / В. В. Климов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2007. - № 7 (71). - С. 111-116.
41. Кожевников С. М. Организационно-управленческие условия распространения инноваций в системе общего образования Российской Федерации : дис. … канд. пед. наук / С. М. Кожевников. - Санкт-Петербург, 2023. - 218 с. : ил.
42. Концепт продуктивного образования в контексте метамодернистского дискурса / С. Д. Аксенова, О. Г. Прикот, М. С. Корнеева, Н. Е. Тагаева // Человек и образование. - 2023. - № 1 (74). - С. 24-37. - DOI: 10.54884/S181570410025091-5
43. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р. - URL: http://static.government.ru/media/fi les/ 3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (дата обращения: 26.07.2023).
44. Крисковец Т. Н. Вариативность организационных моделей программ непрерывного действия как средство развития профессиональной карьеры на уровне педагогических сообществ / Т. Н. Крисковец // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 7. - С. 69-76.
45. Липская Л. А. Интеграция вариативных антропологических подходов в педагогике / Л. А. Липская // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2007. - № 4 (46). - С. 46-52.
46. Литвинова Е. Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях : автореф. дис. … канд. пси-хол. наук / Е. Ю. Литвинова. - Москва, 1992. - 18 с.
47. Лыкова И. А. Вариативная модель как «инструмент» персонификации художественного воспитания детей в системе дополнительного образования / И. А. Лыкова, И. А. Синицина // Инновации в образовании. - 2019. - № 3. - С. 131-143.
48. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - Москва : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
49. Никулина Н. Н. Сущность и роль коучинга в образовании и воспитании / Н. Н. Никулина, С. В. Березина, И. И. Ушаков // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - № 3. - С. 165-169. - DOI 10.24411/2073-3305-2019-10161
50. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва : Азь Ltd, 1992. - 960 с.
51. Персонификация образовательного процесса в открытой образовательной среде современного образования : Сборник докладов XIII научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 6 июня 2023 года. - Санкт-Петербург : Астерион, 2023. - 120 с.
52. Персонификация обучения в современной школе : педагогический анализ : коллективная монография / А. Ю. Аксенова, Е. А. Бессонова, Е. В. Безбородова [и др.] ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, институт педагогики, Научно-исследовательский институт педагогических проблем образования. - Санкт-Петербург : Астерион, 2021. - 112 с.
53. Пинчук А. Н. Образовательные практики в концептуальном поле социологии / А. Н. Пинчук // Знание. Понимание. Умение. - 2016. - № 4. - С. 321-331. - DOI: 10.17805/zpu.2016.4.29
54. Пичугина В. К. Дискурс как педагогическое понятие : методологический и эвристический потенциалы / В. К. Пичугина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. - № 10 (74). - С. 25-28.
55. Подвозных Г. П. О формах сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся / Г. П. Подвозных, В. И. Беднова, О. Ф. Игошина // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. - 2015. - № 2. - С. 34-37.
56. Поливанова К. Н. Проблемы мотивации учения. Возрастной аспект / Педагогика развития : образовательные интересы и их субъекты. Материалы 11-й научно-практической конференции. Доклады на пленарных заседаниях, секциях, дискуссиях. - Красноярск, 2005. - 227 с.
57. Пономарев Р. Е. Цифровая трансформация образования как ключевое понятие концепции развития образовательных систем / Р. Е. Пономарев // Письма в Эмиссия.Оффлайн. - 2021. - № 11. - С. 3001.
58. Портрет инноватора образования XXI века / Д. О. Королева, Т. Е. Хавенсон // Вопросы образования. - 2015. - № 1. - С. 182- 200. - DOI: 10.17323/1814-9545-2015-1-182-200
59. Постников П. Г. Социально-образовательная практика как инновационная форма современного образования / П. Г. Постников // Модели организации социально-образовательных практик в условиях образовательного учреждения : учебно-методическое пособие. - Нижний Тагил: МАОУ Политехническая гимназия, 2017. - С. 6-18.
60. Психологические проблемы подростков в реальной и виртуальной среде: методика исследования / Л. А. Регуш, Е. В. Алексеева, О. Р. Веретина [и др.] // Культурно-историческая психология. - 2023. - Т. 19, № 1. - С. 84-96. - DOI 10.17759/chp.2023190111
61. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова [и др.] ; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1983. - 448 с.
62. Психология : словарь / [Абраменкова В. В. и др.] ; под общ. ред. A. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Политиздат, 1990. - 494, [1] с.
63. Регуш Л. А. Жизненные проблемы как индикатор влияния социума / Л. А. Регуш // Психическое развитие человека и социальные влияния : коллективная монография. - Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2010. - С. 7-21.
64. Решение педагогических задач : учебное пособие : в 2 ч. / М. Р. Катунова, Ю. С. Матросова, С. А. Писарева [и др.]. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2023. - 84 с.
65. Розин В. М. Смена парадигмы и революция в образовании / B. М. Розин // Педагогика. - 2022. - Т. 86, № 5. - С. 5-16.
66. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 720 с.
67. Сафин В. Ф. Психологический аспект самоопределения личности / В. Ф. Сафин, Г. П. Ников // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5, № 4. - С. 65-74.
68. Седова Н. В. Методики выявления творческого потенциала детей / Н. В. Седова, Л. С. Малеева, В. А. Седов // Персонификация образовательного процесса в открытой образовательной среде современного образования : Сборник докладов XIII научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 06 июня 2023 года. - Санкт-Петербург : ООО Центр научно-информационных технологий Астерион, 2023. - С. 20-26.
69. Сериков В. В. Некогнитивные виды опыта в структуре содержания образования / В. В. Сериков // Образование и общество. - 2017. - № 4 (105). - С. 16-21.
70. Синицина И. А. Вариативность как системообразующий концепт постнеклассической образовательной парадигмы / И. А. Синицина // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3. - С. 93.
71. Собкин В. С. Сеть как пространство социализации современного подростка / В. С. Собкин, А. В. Федотова // Консультативная психология и психотерапия. - 2019. - Т. 27, № 3 (105). - С. 119- 137. - DOI 10.17759/cpp.2019270308
72. Современная школа: опыт модернизации : книга для учителя / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена ; под ред. А. П. Тряпицыной. - Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2005. - 290 с.
73. Тарасов С. В. Критерии и показатели эффективности образовательной среды / С. В. Тарасов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2015. - Т. 3, № 4. - С. 18-30.
74. Титовец Т. Вариативные модели программ дошкольного образования в мировом образовательном пространстве / Т. Титовец // Пралеска. - 2018. - № 11 (327). - С. 67-69.
75. Трансформация общего образования: персонифицированное обучение / А. Ю. Аксенова, И. Ю. Гутник, Ю. В. Егорова [и др.] ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2023. - 176 с.
76. Тряпицына А. П. Особенности коллективного исследования персонифицированного обучения в современной ситуации развития отечественного образования / А. П. Тряпицына // Персонификация образовательного процесса в открытой образовательной среде современного образования : сборник докладов XII научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 07 июня 2022 года. - Санкт-Петербург: Астерион, 2022. - С. 6-10.
77. Тряпицына А. П. Промежуточные результаты коллективного исследования персонификации образовательного процесса в контексте трансформации современной школы / А. П. Тряпицына // Персонификация образовательного процесса в открытой образовательной среде современного образования : Сборник докладов XIII научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 06 июня 2023 года. - Санкт-Петербург: ООО Центр научно-информационных технологий Астерион, 2023. - С. 6-11.
78. Ушаков А. А. Вариативность личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде / А. А. Ушаков // Мир науки. - 2016. - Т. 4, № 2. - С. 44.
79. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / К. Д. Ушинский ; редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский, В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. - М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952. Т. 11 : Материалы биографические и библиографические. - 1952. - С. 182.
80. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / К. Д. Ушинский ; редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Стру-минский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. - М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952. Т. 8 : Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, т. 1. - 1950. - 774 с.
81. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://docs.cntd.ru/document/ zakon-rf-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii (дата обращения: 26.07.2023).
82. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования / П. Г. Щедровицкий. - Москва : Эксперимент, 1993. - 276 с.
83. Ясвин В. А. Актуальное образование: опыт разработки концепций и проектов / В. А. Ясвин. - Москва : Традиция, 2021. - 276 с.