Книга

Система логопедической работы по предупреждению и коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи
В монографии представлена актуальная проблема изучения, профилактики и коррекции дизорфографии у обучающихся начальных классов с общим недоразвитием речи. Рассматривается системно-деятельностный подход усвоения орфографии в начальной школе, имеющиеся в литературе представления о дизорфографии, характер недостатков овладения правописанием обучающимися с системным речевым недоразвитием. Определены цели, задачи, принципы, методы, организационные формы логопедической работы по профилактике и преодолению дизорфографии в языковом образовании младших школьников с общим недоразвитием речи с учетом их индивидуально-типологических особенностей и возможностей. Разработана концепция понимания дизорфографии. Представлены диагностические показатели этого нарушения письма. Даны научное обоснование и система дифференцированного логопедического воздействия, проанализированы результаты статистической обработки данных диагностики, предупреждения и преодоления дизорфографии у обучающихся с общим недоразвитием речи. Книга адресована преподавателям, обучающимся и специалистам в области педагогики, психологии, онтолингвистики.
1. Азова, О. И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Азова Ольга Ивановна. - Москва, 2006. - 391 с.
2. Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л. И. Айдарова. - Москва: Педагогика, 1978. - 144 с.
3. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. - Москва: Просвещение, 1987. - 159 с.
4. Алехова, Ю. Ю. Речевое развитие учащихся компенсирующего обучения при изучении темы «Имя прилагательное»: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Алехова Юлия Юрьевна. - Новосибирск, 1997. - 176 с.
5. Алёшина, Е. С. Исследование импульсивности-рефлексивности в дифференциальной психологии обучения / Е. С. Алёшина // Когнитивные стили: тез. науч.-практ. семинара / под ред. В. Колга. - Таллин: Изд-во ТПИ, 1986. - С. 123-127.
6. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. - 1955. - Вып. 70. - С. 104-148.
7. Андреева, Э. В. Воспитание мотива самообучения у младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.06 / Андреева Элла Васильевна. - Пермь, 1999. - 115 с.
8. Анохин, П. К. Избранные труды: философские аспекты теории функциональной системы / П. К. Анохин. - Москва: Наука, 1978. - 400 с.
9. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская / под ред. А. Г. Асмолова. - Москва: Просвещение, 2008. - 151 с.
10. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки / Т. В. Ахутина, Л. В. Яблокова, Н. Н. Полонская // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / под ред. Е. Д. Хомской и В. А. Москвина. - Москва; Оренбург, 2000. - С. 132-152.
11. Барабанова, М. Ю. Формирование орфографических действий на основе языковых обобщений: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Барабанова Мария Юрьевна. - Москва, 1997. - 287 с.
12. Белоусов, В. Н. и др. Краткая русская грамматика / В. Н. Белоусов, И. И. Ковтунова, И. Н. Кручинина; под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. - 2-е изд., стер. - Москва, 2002. - 725 с.
13. Бельтюков, В. И. Системный процесс саморазвития живой природы / В. И. Бельтюков. - Москва; Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2003. - 255 с.
14. Берулава, М. Н. Технология индивидуализации обучения на основе учета когнитивного стиля / М. Н. Берулава, Г. А. Берулава. - Бийск, 1996. - 17 с.
15. Бесолов, Л. М. Роль ознакомления учащихся с сильной и слабой позицией звуков для формирования орфографических навыков: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Бесолов Лазарь Магометович. - Москва, 1974. - 19 с.
16. Бессонова, В. В. Алгоритмы на уроке русского языка / В. В. Бессонова // Совершенствование обучения русскому языку на основе поэтапного формирования умений и навыков учащихся: сб. статей. - Якутск: Изд-во ИСКРО, 1993. - С. 19-60.
17. Богомазов, Г. М. Возрастная фонология (двухуровневая фонологическая система и ее роль в формировании чутья языка и грамотности учащихся 1-6 классов). - Москва; Ярославль: МГПУ - Ремдер, 2005. - 321 с.
18. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. - Москва: Просвещение, 1966. - 307 с.
19. Божович, Е. Д. Учителю о языковой компетенции школьника. Психолого-педагогические аспекты языкового образования / Е. Д. Божович. - Москва; Воронеж: НПО «Модек», 2002. - 288 с.
20. Бондарко, А. В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии / А. В. Бондарко; ред. В. Н. Ярцева. - 4-е изд. - Москва: Изд-во ЛКИ, 2007. - 207 с.
21. Бондарко, Л. В. Основы общей фонетики: учеб. пособие для студ. литер. и филол. спец. / Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, М. В. Гордина. - 4-е изд., испр. - Москва: Академия; Санкт-Петербург: СПбГУ; ГУП Сарат. полигр. комб., 2004. - 160 с.
22. Бунеев, Р. Н. Русский язык. Начальная школа / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева // Программно-методические материалы / сост. Л. А. Вохмянина. - 3-е изд., перераб. - Москва: Дрофа, 2000. - С. 214-244.
23. Вергелес, Г. И. Система формирования учебной деятельности младших школьников: учебное пособие / Г. И. Вергелес. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2023. - 174 с.
24. Визель, Т. Г. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы: диагностика и коррекция / Т. Г. Визель, Е. Д. Дмитрова // Практическая психология и логопедия. - 2005. - С. 34-38.
25. Виноградов, В. В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове): учеб. пособие для вузов / В. В. Виноградов. - Москва: Высшая школа, 1986. - 639 с.
26. Володина, М. Н. Когнитивно-информационная природа термина и терминологическая номинация: дис. … д-ра филол. наук: 10.02.04 / Володина Майя Никитична. - Москва, 1998. - 345 с.
27. Вольская, Л. А. Русская орфография: учеб. пособие / Л. А. Вольская, Т. В. Губернская, А. И. Дунев. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - 141 с.
28. Восторгова, Е. В. Языковое развитие младших школьников в процессе обучения орфографии: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Восторгова Елена Вадимовна. - Москва, 2000. - 208 с.
29. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - Москва: Педагогика, 1991. - 479 с.
30. Гальперин, П. Я. Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий / П. Я. Гальперин. - Москва: Изд-во МГУ, 1968. - 135 с.
31. Граник, Г. Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности / Г. Г. Граник // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - С. 28-36.
32. Гужова, И. В. Место орфографической зоркости в структуре навыка грамотного письма / И. В. Гужова // Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников: межвуз. сб. науч. трудов. - Ленинград, 1987. - С. 36-42.
33. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - Москва, 1996. - 541 с.
34. Елецкая, О. В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у учащихся пятых классов общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Елецкая Ольга Вячеславовна. - Санкт-Петербург, 2008. - 26 с.
35. Еливанова, М. А. Освоение детьми пространственных отношений и средств их языкового выражения / М. А. Еливанова. - Санкт-Петербург: Златоуст, 2006. - 94 с.
36. Елисеева, М. Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы: монография. - Москва: Языки славянской культуры, 2015. - 344 с.
37. Жедек, П. С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графики и орфографии: программа обучения в двух частях / П. С. Жедек; АПН СССР; Центр педагогических инноваций. - Томск: Пеленг, 1992. - 96 с.
38. Желтовская, Л. Я. Русский язык. Коммуникативно ориентированный курс / Л. Я. Желтовская, А. Ю. Купалова // Программно-методические материалы. Начальная школа / сост. Л. А. Вохмянина. - Москва: Дрофа, 2001. - Ч. 1. - С. 93-213.
39. Жинкин, Н. И. Развитие письменной речи учащихся III-VII классов / Н. И. Жинкин // Язык. Речь. Творчество: избр. труды / сост. С. И. Гиндина. - Москва: Лабиринт, 1998. - С. 183-319.
40. Жуйков, С. Ф. Формирование орфографических действий (у младших школьников) / С. Ф. Жуйков. - Москва: Просвещение, 1965. - 355 с.
41. Зеленина, Л. М. Русский язык, построенный на познавательной активности и самостоятельности учащихся / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова // Программно-методические материалы. Начальная школа. - Москва: Дрофа, 2001. - С. 54-92.
42. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И. А. Зимняя. - Москва: ИНФРА-М, 2008. - 384 с.
43. Зиндер, Л. Р. Очерк общей теории письма / Л. Р. Зиндер. - Ленинград: Наука, 1987. - 109 с.
44. Златоустова, Л. В. Алгоритмы преобразования русских орфографическихтекстов в фонетическую запись / Л. В. Златоустова, С. В. Кудасов, И. Г. Фролова. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1970. - 130 с.
45. Иванов, С. В. Беседа 1. Построение курса «Русский язык» в четырехлетней начальной школе / С. В. Иванов // Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы / под ред. Л. Е. Журовой. - Москва: Вентана-Граф, 1999. - С. 7-29.
46. Иванова, Е. В. Развитие переноса в процессе начального обучения: дис. … канд. пед. наук: 19.00.07 / Иванова Елена Валерьевна. - Санкт-Петербург, 2003. - 178 с.
47. Ивановская, О. Г. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки: метод. пособие / О. Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина, Т. В. Николаева, С. Ф. Савченко. - Санкт-Петербург: КАРО, 2008. - 544 с.
48. Калягин, В. А. Ошибки в письме как показатель функциональной организации письменной речи: автореф. дис. … канд. мед. наук: 03.00.13 / Калягин Виктор Александрович. - Ленинград, 1981. - 22 с.
49. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. - 6-е изд. - Москва: ЛКИ, 2007. - 264 c.
50. Касевич, В. Б. Интерференция фонологии, морфонологии, орфографии в речевой деятельности / В. Б. Касевич // Звуковой строй языка / отв. ред. Р. А. Аванесов. - Москва: Наука, 1979. - С. 137-143.
51. Касевич, В. Б. Ударение и тон в языке и речевой деятельности / В. Б. Касевич, Е. М. Шабельникова, В. В. Рыбин. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1990. - 244 с.
52. Колга, В. А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Колга Вольдемар Альбертович. - Ленинград, 1976. - 17 с.
53. Корнев, А. Н. Психологический анализ орфографических навыков правописания безударных гласных на начальном этапе их формирования / А. Н. Корнев // Проблемы детской речи: матер. Всерос. конф. (Санкт-Петербург, 24-26 ноября 1999 г.). - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. - С. 100-103.
54. Кузьмина, С. М. Теория русской орфографии: орфография и ее отношение к фонетике и фонологии / С. М. Кузьмина. - Москва: Наука, 1981. - 265 с.
55. Лалаева, Р. И. Дисграфия и дизорфография как расстройства формирования языковой способности у детей / Р. И. Лалаева // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: матер. I Междунар. конф. Рос. ассоц. дислексии / под общ. ред. Г. В. Чиркиной, Е. В. Оганесяна, М. Н. Русецкой. - Москва: Изд-во МСГИ, 2004. - C. 132-140.
56. Ланда, Л. Н. Алгоритмизация в обучении / Л. Н. Ланда. - Москва: Просвещение, 1966. - 523 с.
57. Ларионова, Л. Г. Обучение орфографии с учетом достижения обязательного уровня орфографической грамотности учащихся / Л. Г. Ларионова // Русский язык в школе. - 1990. - № 2. - С. 12-14.
58. Ларских, З. П. Теоретические основы использования новых информационных технологий в процессе адаптивного обучения младших школьников орфографии: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / Ларских Зинаида Петровна. - Москва, 2000. - 43 с.
59. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: избр. труды / Р. Е. Левина; ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. - Москва: АРКТИ, 2005. - 224 с.
60. Леонович, Е. Н. Система дидактических условий формирования речемыслительной деятельности на основе моделирования процесса усвоения родного языка (на примере обучения младших школьников русскому языку): дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Леонович Евгений Николаевич. - Москва, 2003. -339 с.
61. Леонтьев, А. Д. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили - взгляд из 1990-х / А. Д. Леонтьев // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина. - Москва: Смысл, 1998. - С. 93-108.
62. Лепская, Н. И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации [Текст] / Н. И. Лепская. - Москва: РГПУ, 2013. - 311 с.
63. Лобанов, Б. М. Преобразователь графема-фонема для синтеза речи по орфографическому тексту / Б. М. Лобанов, Б. В. Панченко // Труды междунар. конф. «Автоматическое распознавание слуховых образов АРСО-8»: в 4 ч. - Львов, 1974. - Ч. 4. - С. 15-18.
64. Ломов, Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. - Москва: Наука, 1980. - 263 с.
65. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников: монография / Л. В. Лопатина. - Москва: УМЦ «Добрый мир», 2015. - 302 с.
66. Луковников, Н. Н. Интеграция и дифференциация в развитии психических процессов / Н. Н. Луковников. - Калинин: Изд-во КГУ, 1984. - 79 с.
67. Лурия, А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А. Р. Лурия. - Москва: Академия, 2002. - 347 с.
68. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учителя / А. А. Люблинская. - Москва: Просвещение, 1977. - 224 с.
69. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007. - 464 с.
70. Малофеев, Н. Н. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции / Н. Н. Малофеев, Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина // Дефектология. - 2009. - № 1. - С. 5-19.
71. Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. - Москва: Педагогика, 1988. - 191 с.
72. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: избр. психол. труды / Н. А. Менчинская. - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 511 с.
73. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / под ред. Н. С. Рождественского. - Москва: Просвещение, 1975. - 299 с.
74. Мигеева, Л. Г. Реализация задач общего развития младших школьников в педагогической системе Л. В. Занкова: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Мигеева Лариса Геннадьевна. - Москва, 2003. - 140 с.
75. Нагаева, О. Н. Диагностика орфографической грамотности младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Нагаева Оксана Николаевна. - Рязань, 2003. - 222 с.
76. Назарова, В. В. Диагностика когнитивной дифференцированности и возрастные интеллектуальные особенности школьников: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Назарова Валентина Васильевна. - Москва, 2001. - 319 с.
77. Нестерова, О. В. Динамика когнитивной дифференцированности школьников при традиционном и развивающем обучении по системе Л. В. Занкова: дис. … канд. пед. наук: 19.00.01 / Нестерова Оксана Валерьевна. - Москва, 2004. - 233 с.
78. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь; пер. с польск. - Москва: Просвещение, 1968. - 208 с.
79. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и преодоление дизорфографии у детей с общим недоразвитием речи: учеб.-метод. пособие / Л. Г. Парамонова. - Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2012. - 140 с.
80. Пиотровская, Л. А. Фонетика современного русского языка: учебник / Л. А. Пиотровская. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. - 180 с.
81. Пировских, Н. П. Развитие у детей навыков самоконтроля при определении орфограмм / Н. П. Пировских // Начальная школа. - 1987. - № 1. - С. 28-30.
82. Плешаков, А. А. Концептуальные основы комплекта «Школа России» / А. А. Плешаков // Комплекс учебников «Школа России»: концепция и программа для начальных классов: в 2 ч. / сост. Е. В. Алексеева, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. - Москва: Просвещение, 2003. - Ч. 1. - С. 3-13.
83. Плешаков, А. А. Концепция учебно-методического комплекса «Школа России»: пособие для учителей / А. А. Плешаков, О. А. Железникова. - Москва: Просвещение, 2013. - 96 с.
84. Плунгян, В. А. Общая морфология. Введение в проблематику: учеб. пособие для студ. и аспир. филол. специальностей ун-тов / В. А. Плунгян. - 5-е изд., стер. - Москва: ЛЕНАНД, 2016. - 383 с.
85. Полонская, Н. Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Н. Н. Полонская. - Москва: Академия, 2007. - 192 с.
86. Полякова, А. В. Русский язык. Программа / А. В. Полякова // Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа / сост. Л. А. Вохмянина. - Москва: Дрофа, 2002. - С. 290-314.
87. Прищепова, И. В. Исследование особенностей овладения орфографической грамотностью младшими школьниками с общим недоразвитием речи / отчет о НИР / науч. рук. Л. В. Лопатина. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 300 с.
88. Прищепова, И. В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи: монография / И. В. Прищепова. -Москва: Юрайт, 2019. - 201 с.
89. Проблемное и программированное обучение / под ред. Т. В. Кудрявцевой, А. М. Матюшкиной. - Москва: Сов. Россия, 1973. - 224 с.
90. Программы четырехлетней начальной школы: проект «Начальная школа XXI века» / рук. проекта проф. Н. Ф. Виноградова. - Москва: Вентана-Граф, 2001. - 144 с.
91. Прокопчик, О. Д. Семантические механизмы и прагматические функции паронимии: дис. … канд. филол. наук: 10.02.04 / Прокопчик Ольга Дмитриевна. - Санкт-Петербург, 2005. - 182 с.
92. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - Москва: ЧеРо, 1998. - 816 с.
93. Рамзаева, Т. Г. Начальное языковое образование в современной 4-летней школе: содержание, структура, лингвометодическое обоснование / Т. Г. Рамзаева // Образование и структура Северо-Запада России: Вестник Северо-Западного отделения РАО. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - Вып. 7. - С. 64-75.
94. Рамзаева, Т. Г. Русский язык. 1-4 классы. Рабочая программа / Т. Г. Рамзаева. - 10-е изд., перераб. - Москва: Дрофа, 2017. - 79 с.
95. Репкин, В. В. Русский язык: программа / В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, Т. В. Некрасова // Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа / сост. Л. А. Вохмянина. -Москва: Дрофа, 2002. - С. 253-289.
96. Рождественский, Н. С. Обучение орфографии в начальной школе / Н. С. Рождественский. - Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 295 с.
97. Розенфельд, М. Я. Перцептивный образ в структуре значения слова: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 / Розенфельд Марьяна Яковлевна. - Воронеж, 2008. - 23 с.
98. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. - Москва: Педагогика, 1989. - Т. 2 - 322 с.
99. Русский язык: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / сост. Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л. П. Крысин; под ред. Л. Л. Касаткина. - 3-е изд., стер. - Москва, 2005. - 768 с.
100. Сабиева, Г. А. Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка / Г. А. Сабиева // Вопросы психологии. - 1964. - № 2. - С. 49-56.
101. Савельева, Л. В. Познавательный потенциал младших школьников в овладении родным языком и его реализация при обучении орфографии / Л. В. Савельева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. - 312 с.
102. Садовский, В. Н. Основания общей теории систем: логико-методологический анализ / В. Н. Садовский. - Москва: Наука, 1974. - 279 с.
103. Сальникова, Т. П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: учеб.-метод. пособие для преп. и студ. пед. учеб. завед. (по специальности «Учитель начальных классов») / Т. П. Сальникова. - Москва: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 320 с.
104. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Л. А. Вохмянина, Р. Г. Чуракова. - Москва: ФНМЦ им. Л. В. Занкова, 2003. - 208 с.
105. Светозарова, Н. Д. Интонационная система русского языка / Н. Д. Светозарова. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1982. - 175 с.
106. Селезнёва, Л. Б. Русская орфография: Алгоритмизированное обучение: учеб. пособие / Л. Б. Селезнёва. - Санкт-Петербург: Специальная литература, 1997. - 232 с.
107. Семаго, Н. Я. Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие / Н. Я. Семаго, О. Ю. Чиркова; под общ. ред. М. М. Семаго. - Москва: Генезис, 2011. - 288 с.
108. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - Москва: Логос, 1999. - 271 с.
109. Серова, Н. П. Функционирование гласных фонем в словоформах на стыках морфем: дис. … канд. пед. наук: 10.02.01 / Серова Наталия Павловна. - Москва, 1984. - 226 с.
110. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова: Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа / сост. Л. А. Вохмянина. - Москва: Дрофа, 2002. - С. 245-289.
111. Скоробогатова, Н. В., Лихачева, Н. Л., Пивненко, В. В., Конакова, М. С. Изучение когнитивных и волевых процессов у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 3 (45). - С. 379-395.
112. Скотникова, И. Г. Когнитивные стили и стратегии решения познавательных задач / И. Г. Скотникова // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина. - Москва: Смысл, 1998. - С. 64-78.
113. Современный русский язык: Лексика и фразеология. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Словообразование. Морфология. Синтаксис: учеб. для вузов / сост. А. Б. Аникин, Ю. А. Бельчиков, В. Н. Вакуров и др.; под ред. Д. Э. Розенталя. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: Высшая школа, 1984. - 735 с.
114. Соловейчик, М. С. Русский язык: программа четырехлетней начальнойшколы / М. С. Соловейчик // Учебно-методический комплект «Гармония». - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002. - 208 с. - С. 64-97.
115. Соловьева, Л. Г. Формирование орфографического навыка у школьников с речевыми нарушениями / Л. Г. Соловьева // Проблемы и возможности реализации концепции СФГОС в системе обучения детей с нарушениями речи: Встреча поколений: матер. VI науч.-практ. конф., посв. памяти проф. Р. Е. Левиной (г. Курск, 4 марта 2013 г.) / под общ. ред. Г. В. Чиркиной, Е. Н. Российской. - Курск, 2013. - С. 67-69.
116. Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. Т. 3: Педагогические системы специального образования / сост. Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева; под ред. Н. М. Назаровой. - Москва: Академия, 2008. - 400 с.
117. Сумченко, Г. М. Недоразвитие речи, дисграфия и дизорфография как закономерные этапы развития речевой системы у ребенка с речевой патологией / Г. М. Сумченко // Речевая деятельность в норме и патологии: матер. межотрасл. науч.-метод. конф. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. - С. 69-71.
118. Трубецкой, Н. С. Основы фонологии / Н. С. Трубецкой; под ред. С. Д. Кацнельсона; послесл. А. А. Реформатского; пер. с нем. А. А. Холодовича. - 2-е изд. - Москва: Аспект Пресс, 2000. - 352 с.
119. Туманова, Т. В. Формирование словообразовательных компетенций детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.03 / Туманова Татьяна Володаровна. - Москва, 2005. - 397 с.
120. Ушинский, К. Д. Избранные труды: в 4 кн. Кн. 2: Русская школа / К. Д. Ушинский. - Москва: Дрофа, 2005. - 448 с.
121. Федюченко, Л. Г. Терминологическое поле в когнитивной структуре учебного научного текста: дис. … канд. филол. наук: 10.02.21 / Федюченко Лариса Григорьевна. - Тюмень, 2004. - 202 с.
122. Формирование общих орфографических приемов при изучении русского языка: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Талызиной. - Москва: МТО Холдинг, 2002. - 159 с.
123. Халилова, Л. Б. Речевые и сенсорные системы. Теоретический курс авторизированного изложения / Л. Б. Халилова, С. Н. Шаховская; под ред. В. И. Селиверстова. - Москва: Изд-во МЭГУ, 1994. - 168 с.
124. Хватцев, М. Е. Логопедия: пособие для пед. ин-тов и учителей спецшкол / М. Е. Хватцев. - 5-е изд. - Москва: Учпедгиз, 1959. - 476 с.
125. Холодная, М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: учеб. пособие / М. А. Холодная. - Москва: ПЭРСЭ, 2002. - 304 с.
126. Цейтлин С. Н. К вопросу о возможности спонтанного усвоения орфографических правил // Человек пишущий и читающий: проблемы и наблюдения: матер. междунар. конф. (14-16 марта, 2002 г. С.-Петербург) / Л. А. Пиотровская, Т. В. Черниговская (отв. редакторы). - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2004. - С. 30-39.
127. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / С. Н. Цейтлин. - Москва: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
128. Чепель, Т. Л. Индивидуально-типические способы и предпосылки овладения орфографией родного (русского) языка: автореф. дис. …канд. психол. наук: 13.00.02 / Чепель Татьяна Леонидовна. - Москва, 1988. - 21 с.
129. Чиркина, Г. В. Принципы анализа и оценки сформированности коммуникативно-речевых умений детей с нарушениями речи / Г. В. Чиркина, Л. Г. Соловьева // Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография / под. ред. Г. В. Чиркиной. -Архангельск: Поморский университет, 2009. - С. 6-43.
130. Чуприкова, Н. И. Психология умственного развития: принцип дифференциации / Н. И. Чуприкова. -Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 448 с.
131. Чутко, Н. Я. Чтобы не дремали мысли: формирование общеучебных интеллектуальных умений у младших школьников / Н. Я. Чутко. - 2-е изд., доп. - Обнинск, 2000. - 96 с.
132. Шарипова, Н. Ю. Усвоение морфемного состава слова школьниками с дизорфографией как процесс формирования когнитивных схем // Преподаватель. XXI век. - 2014. - № 1. - С. 142-148.
133. Шатова, Е. Г. Методика формирования обобщений при обучении орфографии / Е. Г. Шатова. - Москва: Прометей, 1990. - 184 с.
134. Шаховская, С. Н., Разуван, Е. И., Антипова, Ж. В. Обучение русскому языку детей с нарушениями речевого развития: учебно-метод. Пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. завед. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2020. - 152 с.
135. Швачкин, Н. Х. Фонематическое развитие детской речи / Н. Х. Швачкин. - Москва, 1961. - 214 с.
136. Шеварев, П. А. Теория обобщенных ассоциаций в психологии: избр. психол. труды / П. А. Шеварев. - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1998. - 608 с. (Серия «Психологи отечества»).
137. Шелов, С. Д. Опыт построения терминологической теории: значение и определение терминов: автореф. дис. … д-ра филол. наук: 10.02.21 / Шелов Сергей Дмитриевич. - Москва, 1995. - 35 с.
138. Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособие / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. - Москва: Академия, 1999. - 144 с.
139. «Школа 2100»: Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы / под науч. ред. А. А. Леонтьева. - Москва: Баллас, СИнфо, 1997. - Вып. 1. - 208 с.
140. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. - Ленинград: Наука ЛО, 1974. - 428 с.
141. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. - Москва: Педагогика, 1971. - 351 с.
142. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах: избр. психол. труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. - 2-е изд. - Москва: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 416 с.
143. Юденко, Ю. Р. Повышение орфографической грамотности с учетом аудиальной модальности младшего школьника: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Юденко Юлия Романовна. - Красноярск, 2004. - 164 с.
144. Яковлев, С. Б. Нарушения словоизменения и их коррекция в письме учащихся специальной школы V вида / С. Б. Яковлев // Коррекционная педагогика: концепция и методы: сб. науч.-метод. трудов. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - С. 121-125.
145. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. - Москва: Аркти, 1996. - 176 с.
146. Francuz, P., Borkowska, A. R., Soluch, P., Wolak, T. Analysis of brain activation in teenagers with isolated dysorthography (spelling disorder) and good spellers during a spelling assessment task // Acta Neuropsychologica. Volume 11, Issue 3, 2013. - P. 257-268.
147. Marciano, P. Dyslexia-dysorthographia: Psychodynamic hypotheses // Cliniques Mediterraneennes. Volume 102, Issue 2, 5 November 2020. - P. 37-48.
148. Rousseau, N., Dumont, M., Paquin, S., Desmarais, M.-É., Stanké, B., Boyer, P. The well-being of dyslexie and dysorthographie pupils in a writing situation: What contribution of assistive technologies? // ANAE - Approche Neuropsychologique des Apprentissages chez l’Enfant. Volume 29, Issue 148, October - November 2017. - P. 353-364.
149. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303220005
150. Примерная адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ТНР. URL: http://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/programmy/05_PrAOOP_TNR_03_04_2015.pdf
151. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598). URL: http://school-61.ru/assets/files/Normativka_schoool/FGOS-s-OVZ.-2015.pdf