Отчет о НИР

Трансформация высшего педагогического образования на основе реализации гибких адаптивных образовательных программ = Transformation of university-level teacher education via flexible adaptive educational programs

С. А. Писарева, Э. В. Балакирева, С. В. Ривкина, Т. Б. Шурилова, Н. Ф. Радионова, Е. Н. Глубокова, В. В. Лаптев, А. П. Тряпицына, И. В. Гладкая, Ю. А. Комарова, И. С. Батракова, С. П. Ильина
2024

Объект исследования – трансформация высшего педагогического образования. Предмет исследования – гибкая адаптивная образовательная программа как основа трансформации высшего педагогического образования. Цель работы — выявление и обоснование сценариев трансформации отечественного высшего педагогического образования основе реализации гибких адаптивных образовательных программ. Методология работы: изучение процессов трансформации образования проводится в рамках реализации системно-деятельностного подхода, позволяющего выявлять и фиксировать изменения как в отдельных компонентах системы образования, так и в системе в целом, путем раскрытия синергетического эффекта изменений. А также выявить основные мировоззренческие и целевые установки субъектов самой системы, оценить их готовность к реализации системных изменений. На данном этапе (в 2024 году реализуется I этап) исследования применяются теоретические методы качественного анализа: дискурсивный теоретический анализ научной литературы, ретроспективный анализ, интерпретация результатов обсуждения проблематики, гибкие интервью, качественное описание, синтез, критический анализ, осмысление наблюдаемых фактов, экспертная оценка, «кейс- стади». Результаты работы: - обосновано, что развитие высшего педагогического образования в условиях современных вызовов может быть реализовано в рамках построения трансформационной модели открытого педагогического образования;- описана теоретическая модель открытого педагогического образования, которая может быть рассмотрена как трансформационная (инновационная) модель; - обосновано, что изучение процесса трансформации педагогического образования невозможно в отрыве от исследований трансформаций, протекающих в общем образовании; - разработана методология исследования трансформации высшего педагогического образования с позиций феноменологического подхода, позволяющего выявить объективные и субъективные характеристики педагогической действительности, ориентированная на приоритетное использование вариативных методов качественного анализа и предусматривающая ответственность исследовательского коллектива за научные результаты и их интеграцию в деятельность научного сообщества; - разработана методика выявления возможностей трансформации высшего педагогического образования посредством реализации гибких адаптивных образовательных программ, - разработано понимание гибкой адаптивной образовательной программы и описана методика разработки гибкой адаптивной образовательной программы. Область применения результатов: полученные результаты будут использованы при проведении исследований трансформации высшего педагогического образования на основе гибких адаптивных образовательных программ в ряде вузов страны с целью построения обоснованного прогноза перспектив его развития. Рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР: полученные результаты целесообразны для использования в программах подготовки исследователей в сфере образования, в программах повышения квалификации преподавателей вузов по вопросам проектирования образовательных программ.

Трансформация высшего педагогического образования на основе реализации гибких адаптивных образовательных программ : отчет о НИР (промежуточ.) / Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; рук. С. А. Писарева ; исполн. : Э. В. Балакирева [и др.]. – СПб., 2024. – 261 с. – Библиогр. : с. 205-223. – № проекта VRFY-2024-0003. – Рег. № НИОКТР 124121700103-0
Цитирование

Похожие публикации