RT - Отчет о НИР (промежуточный) SR - Electronic T1 - Трансформация высшего педагогического образования на основе реализации гибких адаптивных образовательных программ = Transformation of university-level teacher education via flexible adaptive educational programs SP - 2025-04-21 A1 - Писарева, Светлана Анатольевна A1 - Балакирева, Эльфрида Викторовна A1 - Ривкина, Светлана Викторовна A1 - Шурилова, Татьяна Борисовна A1 - Радионова, Нина Федоровна A1 - Глубокова, Елена Николаевна A1 - Лаптев, Владимир Валентинович A1 - Тряпицына, Алла Прокофьевна A1 - Гладкая, Ирина Вячеславовна A1 - Комарова, Юлия Александровна A1 - Батракова, Инесса Сергеевна A1 - Ильина, Светлана Петровна YR - 2024 UL - https://rep.herzen.spb.ru/publication/17905 AB - Объект исследования – трансформация высшего педагогического образования. Предмет исследования – гибкая адаптивная образовательная программа как основа трансформации высшего педагогического образования. Цель работы — выявление и обоснование сценариев трансформации отечественного высшего педагогического образования основе реализации гибких адаптивных образовательных программ. Методология работы: изучение процессов трансформации образования проводится в рамках реализации системно-деятельностного подхода, позволяющего выявлять и фиксировать изменения как в отдельных компонентах системы образования, так и в системе в целом, путем раскрытия синергетического эффекта изменений. А также выявить основные мировоззренческие и целевые установки субъектов самой системы, оценить их готовность к реализации системных изменений. На данном этапе (в 2024 году реализуется I этап) исследования применяются теоретические методы качественного анализа: дискурсивный теоретический анализ научной литературы, ретроспективный анализ, интерпретация результатов обсуждения проблематики, гибкие интервью, качественное описание, синтез, критический анализ, осмысление наблюдаемых фактов, экспертная оценка, «кейс- стади». Результаты работы: - обосновано, что развитие высшего педагогического образования в условиях современных вызовов может быть реализовано в рамках построения трансформационной модели открытого педагогического образования;- описана теоретическая модель открытого педагогического образования, которая может быть рассмотрена как трансформационная (инновационная) модель; - обосновано, что изучение процесса трансформации педагогического образования невозможно в отрыве от исследований трансформаций, протекающих в общем образовании; - разработана методология исследования трансформации высшего педагогического образования с позиций феноменологического подхода, позволяющего выявить объективные и субъективные характеристики педагогической действительности, ориентированная на приоритетное использование вариативных методов качественного анализа и предусматривающая ответственность исследовательского коллектива за научные результаты и их интеграцию в деятельность научного сообщества; - разработана методика выявления возможностей трансформации высшего педагогического образования посредством реализации гибких адаптивных образовательных программ, - разработано понимание гибкой адаптивной образовательной программы и описана методика разработки гибкой адаптивной образовательной программы. Область применения результатов: полученные результаты будут использованы при проведении исследований трансформации высшего педагогического образования на основе гибких адаптивных образовательных программ в ряде вузов страны с целью построения обоснованного прогноза перспектив его развития. Рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР: полученные результаты целесообразны для использования в программах подготовки исследователей в сфере образования, в программах повышения квалификации преподавателей вузов по вопросам проектирования образовательных программ.