@article{Писарева2025-04-21, author = {С. А. Писарева, Э. В. Балакирева, С. В. Ривкина, Т. Б. Шурилова, Н. Ф. Радионова, Е. Н. Глубокова, В. В. Лаптев, А. П. Тряпицына, И. В. Гладкая, Ю. А. Комарова, И. С. Батракова, С. П. Ильина}, title = {Трансформация высшего педагогического образования на основе реализации гибких адаптивных образовательных программ = Transformation of university-level teacher education via flexible adaptive educational programs}, year = {2024}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Объект исследования – трансформация высшего педагогического образования. Предмет исследования – гибкая адаптивная образовательная программа как основа трансформации высшего педагогического образования. Цель работы — выявление и обоснование сценариев трансформации отечественного высшего педагогического образования основе реализации гибких адаптивных образовательных программ. Методология работы: изучение процессов трансформации образования проводится в рамках реализации системно-деятельностного подхода, позволяющего выявлять и фиксировать изменения как в отдельных компонентах системы образования, так и в системе в целом, путем раскрытия синергетического эффекта изменений. А также выявить основные мировоззренческие и целевые установки субъектов самой системы, оценить их готовность к реализации системных изменений. На данном этапе (в 2024 году реализуется I этап) исследования применяются теоретические методы качественного анализа: дискурсивный теоретический анализ научной литературы, ретроспективный анализ, интерпретация результатов обсуждения проблематики, гибкие интервью, качественное описание, синтез, критический анализ, осмысление наблюдаемых фактов, экспертная оценка, «кейс- стади». Результаты работы: - обосновано, что развитие высшего педагогического образования в условиях современных вызовов может быть реализовано в рамках построения трансформационной модели открытого педагогического образования;- описана теоретическая модель открытого педагогического образования, которая может быть рассмотрена как трансформационная (инновационная) модель; - обосновано, что изучение процесса трансформации педагогического образования невозможно в отрыве от исследований трансформаций, протекающих в общем образовании; - разработана методология исследования трансформации высшего педагогического образования с позиций феноменологического подхода, позволяющего выявить объективные и субъективные характеристики педагогической действительности, ориентированная на приоритетное использование вариативных методов качественного анализа и предусматривающая ответственность исследовательского коллектива за научные результаты и их интеграцию в деятельность научного сообщества; - разработана методика выявления возможностей трансформации высшего педагогического образования посредством реализации гибких адаптивных образовательных программ, - разработано понимание гибкой адаптивной образовательной программы и описана методика разработки гибкой адаптивной образовательной программы. Область применения результатов: полученные результаты будут использованы при проведении исследований трансформации высшего педагогического образования на основе гибких адаптивных образовательных программ в ряде вузов страны с целью построения обоснованного прогноза перспектив его развития. Рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР: полученные результаты целесообразны для использования в программах подготовки исследователей в сфере образования, в программах повышения квалификации преподавателей вузов по вопросам проектирования образовательных программ.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/17905}, eprint = {https://rep.herzen.spb.ru/files/9461}, }