В статье обосновывается необходимость организации учебной деятельности младших школьников с целью становления субъектной позиции ребенка, раскрывается сущность универсального учебного действия «овладение понятием». Исследован подход к оценке уровня сформированности действия овладения понятием у обучающихся начальных классов, представлена структура диагностической работы. Приводятся примеры заданий, составленные с учетом содержательного, операционного и мотивационного компонентов. Дается качественный и количественный анализ проведенного эксперимента, обосновываются критерии оценки уровня сформированности действия.
1. Акиндина А. С. Подход к изучению сформированности универсального учебного действия "овладение понятием" // Начальная школа. 2019. № 4. с. 10-16.
2. Акиндина А. С., Граничина О. А. Формирование универсального учебного действия "овладение понятием": подходы к решению // Герценовские чтения. Начальное образование. 2018. Т. 9. № 1. с. 51-55.
3. Буренкова Н. В., Волченкова Н. П., Демидова Т. Е., Егорина В. С., Кулюкина Т. В., Моспанова Н. Ю., Чижевская И. Н., Шестакова Н. П. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников. Брянск, 2011. 252 с.
4. Вергелес Г. И. Младший школьник: учим учиться (система формирования учебной деятельности): уч.-метод. пособие. 2-е изд. СПБ.: Инфра-М, 2015. 212 с.
5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 544 с.
6. Ильина Т. А. Педагогика: учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1969. 574 с.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2014. 151 с.
8. Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. М.: Пед. О-во России, 2001. 120 с.
9. Немов Р. С. Психология. М.: Просвещение, 1994. 496 с.
10. Стоунс Э. Психопедагогика: психол. теория и практика обучения / науч. ред., предисл. и коммент. Н. Ф. Талызина. М.: Педагогика, 1984. 471 с.
11. Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. 176 с.
12. Формирование младшего школьника как субъекта учебной деятельности: межвузовский сборник научных трудов. Л.: Темплан, 1990. с. 3-11, 21-36.
13. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М.: Шк. культ. полит., 1995. 759 с.