В настоящее время изучение русского языка как иностранного становится все более распространенным явлением. Особенно это актуально в связи с увеличением потока мигрантов в Россию и, соответственно, с ростом числа детей-инофонов в русскоязычных школах. В данной статье анализируются грамматические ошибки, возникающие в письменной речи таких детей при использовании русского языка. Рассматриваются механизмы возникновения подобных ошибок, описывается разница между композиционными ошибками и ошибками трансфера и приводятся общие выводы о возможностях их устранения. Предполагается, что данная статья может быть полезна для практической деятельности учителей, столкнувшихся с трудностями в ситуации преподавания в полиэтнических классах.
1. Аверьянова Д. В. Сопоставление грамматических особенностей письменной речи детей-инофонов и русскоязычных детей школьного возраста. Выпускная квалификационная работа бакалавра филологии. СПб.: СПбГУ, 2019. 98 с.
2. Никунласси А., Протасова Е. Ю. Инструментарий русистики: Ошибки и многоязычие // Slavica Helsingiensia 45. Helsinki: Unigrafia, 2014. 320 с.
3. Протасова Е. Ю. Как в Финляндии говорят и пишут по-русски // РЯШ. 2006. № 2. С. 90-94.
4. Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Методика развития речи двуязычных дошкольников: учебное пособие. М.: Владос, 2010. 253 с.
5. Цейтлин С. Н. Онтолингвистика в пути // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 189. С. 12-22.
6. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009. 362 с.
7. Цейтлин С. Н. Ошибки в письменной речи учащихся и способы их классификации // РЯШ. 1984. № 2. С. 40-46.
8. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: монография. М.: Просвещение, 1982. 128 с.
9. Dörnyei Z., Kormos J. Problem-solving mechanisms in L2 communication // Studies in Second Language Acquisition. September 1998. Vol. 20. No. 3. P. 349-385.
10. Dörnyei Z., Ushioda E. Motivation, Language Identity and the L2 Self: A Theoretical Overview // Motivation, Language Identity and the L2 Self / eds. Z. Dцrnyei and E. Ushioda. Bristol; Buffalo; Toronto: Multilingual Matters, 2009. P. 1-8.
11. Edge J. Mistakes and Correction. London: Longman, 1989. 70 p.
12. Richards J. C., Rodgers T. S. Approaches and Methods in Language Teaching. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 171 p.
13. Tomasello M. Constructing a language. A Usage-Based Theory of Language Acquisition. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2003. 388 p.
14. Touchie H. Second language learning errors: their types, causes and treatment // The Japan Association of Language Teaching Journal. 1986. Vol. 8 (1). P. 75-80.